многофункциональная присадка к бензину "экстравит-ф"

Классы МПК:C10L1/18 содержащие кислород 
C10L1/20 содержащие галогены 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Фурсов Валерий Михайлович,
Панкратов Евгений Аркадьевич
Приоритеты:
подача заявки:
1994-11-04
публикация патента:

Изобретение относится к области присадок, в частности, предназначенным для использования в двигателях внутреннего сгорания. Для повышения октанового числа, снижения нагара в камере сгорания и стабильности работы двигателя, снижения СО в выхлопных газах присадка содержит металлорганическое соединение и галоидированный углеводород при следующем соотношении компонентов, в мас.%:

Ферроцен - 1,0-3,0

Дихлорэтан - до 100,0

Формула изобретения

Многофункциональная присадка к бензину, содержащая металлоорганическое соединение и галоидированный углеводород, отличающаяся тем, что в качестве металлоорганического соединения она содержит ферроцен, а в качестве галоидированного углеводорода дихлорэтан при следующем соотношении компонентов, мас.

Ферроцен 1 3

Дихлорэтан До 100

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области присадок к горюче-смазочным материалам, в частности, к присадкам, предназначенным для использования в двигателях внутреннего сгорания с целью повышения октанового числа топлива, улучшения процесса сгорания бензина и детонационной работы двигателя.

Наиболее известна в мире антидетонационная присадка тетраэтилсвинец, являющаяся металлорганическим соединением. Это высокотоксичная добавка в бензин в виде этиловой жидкости (К.К.Папок, Н.А.Рагозин. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям. М. Химия, 1975 г. с. 305).

В последние годы в ряде стран был поднят вопрос о запрещении применения данной присадки в бензин, поскольку он сильно отравляет атмосферу. Кроме того, данная присадка монофункциональна.

Известна присадка к топливу для двигателей внутреннего сгорания (Авторское свидетельство N 334869, кл. С 10 L 10/00, 1974 г.) на основе полиалюмооксанов и эфиров карбоновых кислот с добавлением ацетилацетона или ацетоуксусного эфира.

Однако эта присадка эффективна в период обкатки и проработки деталей цилиндропоршневой группы, т.е. она является однофункциональной.

Известен ферроцен, как многофункциональная присадка к этилированным бензинам (К. К. Папок, Н.А.Рагозин. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям. М. Химия, 1975, с. 326), представляющая собой кристаллическое вещество желтого цвета, не растворимое в воде.

Использование данной присадки затруднено из-за ее ограниченной растворимости в бензине. Данный недостаток не позволяет длительное время хранить присадку из-за выпадения в осадок в виде хлопьев, что вызывает засорение фильтров и нарушение в работе двигателя.

Наконец, известна многофункциональная присадка к бензину, повышающая его октановое число, улучшающая процесс сгорания и создающая бездетонационную работу двигателя. (Авторское свидетельство N 1549053, кл. С 10 L 1/10, 1988 г. ). Данная присадка относится к жидким композициям на основе металлорганического соединения и галоидированных углеводородов с добавлением дибромпропана при следующем соотношении компонентов, мас.

Тетраэтилсвинец 50,5-60,5

Дибромпропан 15,0-21,45

Бромистый этил 15,0-16,5

многофункциональная присадка к бензину Альфа-хлорнафталин 5,5-6,5

Антиокислительная присадка (ионол) 0,0015-0,0025

Краситель 0,02-0,05

Наполнитель (бензин Б-70 или керосин) до 100

Указанная присадка имеет сложный состав и кроме того, эффективность ее в отношении снижения нагара в камере сгорания, повышение октанового числа и стабильности работы двигателя не высока.

В основу настоящего изобретения была положена задача разработки такой присадки, которая позволяла бы, по сравнению с существующими, повысить приемистость двигателя за счет полного сгорания топлива, уменьшить количество СО в выхлопных газах, увеличить октановое число бензина, исключить отложение нагара на деталях двигателя и уменьшить расход бензина при одновременной возможности длительного хранения готовой топливной композиции. Кроме того, в задачу создания изобретения также входит простота ее получения и сравнительная дешевизна.

Поставленная задача достигается тем, что многофункциональная присадка к бензину, содержащая металлорганическое соединение и галоидированный углеводород, согласно изобретению, в качестве металлорганического соединения присадка содержит ферроцен, а в качестве галоидированного углеводорода - дихлорэтан, при следующем соотношении компонентов, мас.

Ферроцен 1,0-3,0

Дихлорэтан до 100.

Показателямы высокой эффективности присадки являются низкое нагарообразование в двигателе и стабильность ее при хранении, транспортировании и применении.

Состав присадки подобран экспериментально. При изменении соотношений ингредиентов ухудшаются все показатели топливной композиции. Если ферроцена будет меньше 1% эффективность присадки резко снижается, а при увеличении его свыше 3% происходит выпадение осадка в виде хлопьев.

Присадка "Экстравит-Ф" позволяет повысить октановое число бензина с А-76 до АИ-93 и АИ-98. Кроме того, сокращается количество СО в выхлопной трубе в 1,5-2 раза, а также снижается расход бензина на 25%

Ферроцен, представляющий кристаллический порошок желтого цвета, относящийся к металлорганическому соединению, растворяют в дихлорэтане при перемешивании в течение 1 часа и при нагревании до 40-50oС. Готовый раствор отфильтровывают. Раствор готовят 1-3% (мас).

Пример. 1,6 г ферроцена растворяли в 98,4 г дихлорэтана. При этом раствор постоянно, в течение часа, перемешивали. Для улучшения растворения ферроцена в дихлорэтане раствор нагревали до 50oС. После полного растворения порошка в дихлорэтане получился раствор желто-буpого цвета. Готовую присадку отфильтровывали.

При исследовании опытных образцов присадки визуально не наблюдалось изменения внешнего вида в течение 60 дней. Присадка хранилась в стеклянной таре. Испытания присадки проводились на зарубежных и отечественных марках автомобилей. Испытания показали уменьшение расхода бензина на 25% Из-за возросшей приемистости двигателя, за счет полного сгорания топлива уменьшилось количество СО в выхлопных газах в 1,5-2 раза. За счет добавки в бензин присадки в количестве 200-250 мл на бак возрастает октановое число топлива с А-76 до АИ-93 и АИ-98.

Возможность промышленной применимости присадки "Экстравит-Ф" подтверждают опытные испытания в ГАИ г.Твери. Эксперименты показывают на то, что введение присадки позволяет достичь поставленных задач, кроме того, получение ее не сложно, и может быть изготовлена на существующих в промышленности установках без их реконструкции. Ограничения по применению присадки не выявлены.

Класс C10L1/18 содержащие кислород 

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
методы производства топлива для реактивных двигателей из натурального масла как исходного сырья с помощью реакций обмена -  патент 2522436 (10.07.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)

Класс C10L1/20 содержащие галогены 

Наверх