многофункциональная присадка к бензину "экстравит-ф"
Классы МПК: | C10L1/18 содержащие кислород C10L1/20 содержащие галогены |
Автор(ы): | Фурсов Валерий Михайлович, Панкратов Евгений Аркадьевич |
Патентообладатель(и): | Фурсов Валерий Михайлович, Панкратов Евгений Аркадьевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-11-04 публикация патента:
10.08.1996 |
Изобретение относится к области присадок, в частности, предназначенным для использования в двигателях внутреннего сгорания. Для повышения октанового числа, снижения нагара в камере сгорания и стабильности работы двигателя, снижения СО в выхлопных газах присадка содержит металлорганическое соединение и галоидированный углеводород при следующем соотношении компонентов, в мас.%:
Ферроцен - 1,0-3,0
Дихлорэтан - до 100,0
Ферроцен - 1,0-3,0
Дихлорэтан - до 100,0
Формула изобретения
Многофункциональная присадка к бензину, содержащая металлоорганическое соединение и галоидированный углеводород, отличающаяся тем, что в качестве металлоорганического соединения она содержит ферроцен, а в качестве галоидированного углеводорода дихлорэтан при следующем соотношении компонентов, мас. Ферроцен 1 3Дихлорэтан До 100
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области присадок к горюче-смазочным материалам, в частности, к присадкам, предназначенным для использования в двигателях внутреннего сгорания с целью повышения октанового числа топлива, улучшения процесса сгорания бензина и детонационной работы двигателя. Наиболее известна в мире антидетонационная присадка тетраэтилсвинец, являющаяся металлорганическим соединением. Это высокотоксичная добавка в бензин в виде этиловой жидкости (К.К.Папок, Н.А.Рагозин. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям. М. Химия, 1975 г. с. 305). В последние годы в ряде стран был поднят вопрос о запрещении применения данной присадки в бензин, поскольку он сильно отравляет атмосферу. Кроме того, данная присадка монофункциональна. Известна присадка к топливу для двигателей внутреннего сгорания (Авторское свидетельство N 334869, кл. С 10 L 10/00, 1974 г.) на основе полиалюмооксанов и эфиров карбоновых кислот с добавлением ацетилацетона или ацетоуксусного эфира. Однако эта присадка эффективна в период обкатки и проработки деталей цилиндропоршневой группы, т.е. она является однофункциональной. Известен ферроцен, как многофункциональная присадка к этилированным бензинам (К. К. Папок, Н.А.Рагозин. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям. М. Химия, 1975, с. 326), представляющая собой кристаллическое вещество желтого цвета, не растворимое в воде. Использование данной присадки затруднено из-за ее ограниченной растворимости в бензине. Данный недостаток не позволяет длительное время хранить присадку из-за выпадения в осадок в виде хлопьев, что вызывает засорение фильтров и нарушение в работе двигателя. Наконец, известна многофункциональная присадка к бензину, повышающая его октановое число, улучшающая процесс сгорания и создающая бездетонационную работу двигателя. (Авторское свидетельство N 1549053, кл. С 10 L 1/10, 1988 г. ). Данная присадка относится к жидким композициям на основе металлорганического соединения и галоидированных углеводородов с добавлением дибромпропана при следующем соотношении компонентов, мас. Тетраэтилсвинец 50,5-60,5Дибромпропан 15,0-21,45
Бромистый этил 15,0-16,5
Альфа-хлорнафталин 5,5-6,5
Антиокислительная присадка (ионол) 0,0015-0,0025
Краситель 0,02-0,05
Наполнитель (бензин Б-70 или керосин) до 100
Указанная присадка имеет сложный состав и кроме того, эффективность ее в отношении снижения нагара в камере сгорания, повышение октанового числа и стабильности работы двигателя не высока. В основу настоящего изобретения была положена задача разработки такой присадки, которая позволяла бы, по сравнению с существующими, повысить приемистость двигателя за счет полного сгорания топлива, уменьшить количество СО в выхлопных газах, увеличить октановое число бензина, исключить отложение нагара на деталях двигателя и уменьшить расход бензина при одновременной возможности длительного хранения готовой топливной композиции. Кроме того, в задачу создания изобретения также входит простота ее получения и сравнительная дешевизна. Поставленная задача достигается тем, что многофункциональная присадка к бензину, содержащая металлорганическое соединение и галоидированный углеводород, согласно изобретению, в качестве металлорганического соединения присадка содержит ферроцен, а в качестве галоидированного углеводорода - дихлорэтан, при следующем соотношении компонентов, мас. Ферроцен 1,0-3,0
Дихлорэтан до 100. Показателямы высокой эффективности присадки являются низкое нагарообразование в двигателе и стабильность ее при хранении, транспортировании и применении. Состав присадки подобран экспериментально. При изменении соотношений ингредиентов ухудшаются все показатели топливной композиции. Если ферроцена будет меньше 1% эффективность присадки резко снижается, а при увеличении его свыше 3% происходит выпадение осадка в виде хлопьев. Присадка "Экстравит-Ф" позволяет повысить октановое число бензина с А-76 до АИ-93 и АИ-98. Кроме того, сокращается количество СО в выхлопной трубе в 1,5-2 раза, а также снижается расход бензина на 25%
Ферроцен, представляющий кристаллический порошок желтого цвета, относящийся к металлорганическому соединению, растворяют в дихлорэтане при перемешивании в течение 1 часа и при нагревании до 40-50oС. Готовый раствор отфильтровывают. Раствор готовят 1-3% (мас). Пример. 1,6 г ферроцена растворяли в 98,4 г дихлорэтана. При этом раствор постоянно, в течение часа, перемешивали. Для улучшения растворения ферроцена в дихлорэтане раствор нагревали до 50oС. После полного растворения порошка в дихлорэтане получился раствор желто-буpого цвета. Готовую присадку отфильтровывали. При исследовании опытных образцов присадки визуально не наблюдалось изменения внешнего вида в течение 60 дней. Присадка хранилась в стеклянной таре. Испытания присадки проводились на зарубежных и отечественных марках автомобилей. Испытания показали уменьшение расхода бензина на 25% Из-за возросшей приемистости двигателя, за счет полного сгорания топлива уменьшилось количество СО в выхлопных газах в 1,5-2 раза. За счет добавки в бензин присадки в количестве 200-250 мл на бак возрастает октановое число топлива с А-76 до АИ-93 и АИ-98. Возможность промышленной применимости присадки "Экстравит-Ф" подтверждают опытные испытания в ГАИ г.Твери. Эксперименты показывают на то, что введение присадки позволяет достичь поставленных задач, кроме того, получение ее не сложно, и может быть изготовлена на существующих в промышленности установках без их реконструкции. Ограничения по применению присадки не выявлены.
Класс C10L1/18 содержащие кислород
Класс C10L1/20 содержащие галогены
топливная композиция - патент 2371470 (27.10.2009) | |
топливная композиция - патент 2155795 (10.09.2000) | |
присадка к углеводородным топливам - патент 2065482 (20.08.1996) | |
топливная композиция - патент 2064966 (10.08.1996) |