способ получения бензиновой композиции

Классы МПК:C10L1/04 на основе смесей углеводородов 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Новокуйбышевский нефтехимический комбинат"
Приоритеты:
подача заявки:
1993-10-06
публикация патента:

Сущность изобретения: бензиновую композицию получают компаундированием гексан - гептановой и изопентановой фракций с фракцией углеводородов с температурой кипения 90 - 180 град., получаемой из отходов производства бутадиена и/или изопрена со стадий дегидрирования алканов и алкенов в виде бокового отбора жидкой фазы с трех тарелок, расположенных через 20 - 25 град. между вводом сырья и отбором легких углеводородов при ректификации отходов в одной колонне от легких и высококипящих углеводородов и затем прогидрированную. Часть полученного гидрогенизата рециркулируют в массовом соотношении фракция : гидрогенизат 1 : (1 - 3). Оставшуюся часть гидрогенизата подвергают компаундированию в объемном соотношении гидрогенизат : изопентановая фракция 1 : (0,44 - 0,8) : (0,35 - 0,44). 1 ил., 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

Способ получения бензиновой композиции на основе углеводородсодержащих компонентов, отличающийся тем, что в качестве углеводородсодержащего компонента используют гидрогенизированную фракцию углеводородов в температурой кипения 90 180oС, полученную из отходов производства бутадиена и/или изопрена со стадий дегидрирования алканов и алкенов в виде бокового отбора жидкой фазы с трех тарелок, расположенных через 20 25oС между вводом сырья и отбором легких углеводородов при ректификации отходов в одной колонне от легких и высококипящих углеводородов, и затем прогидрированную с рециркуляцией части гидрогенизата в массовом соотношении фракция: гидрогенизат 1 1,5 3 с последующим компаундированием оставшегося гидрогенизата с гексан-гептановой и изопентановой фракциями в объемном соотношении гидрогенизат: гексан-гептановая фракция: изопентановая фракция 1 0,44 0,8 0,35 0,44.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к бензиновым композициям и направлено на рациональное использование отходов производства бутадиена и изопрена дегидрированием соответственно бутана и изопентана.

Известны бензиновые композиции на основе бензинов каталитического крекинга и риформинга, алкилатов, полимербензина и т.д. с октановым числом для обычных бензинов:

По исследовательскому методу без тетраэтилсвинца 82,1 87,5

С 0,8 мл/л тетраэтилсвинца 94,3 96,6

по моторному методу без тетраэтилсвинца 75,5 78,8

С 0,8 мл/л тетраэтилсвинца 86,4 87,3

(см. Зарубежные топлива, масла и присадки, под редакцией И. В. Рожкова и Б. В. Лосикова. Химия. М. 1971, с. 26).

Недостатком известных композиций является ограниченность природных ресурсов.

Цель изобретения экономия топливных ресурсов.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе получения бензиновой композиции на основе углеводородсодержащих компонентов в качестве углеводородсодержащих компонентов используют фракцию углеводородов с температурой кипения 90 180oC, полученную из отходов производства бутадиена и (или) изопрена со стадий дегидрирования алканов и алкенов в виде бокового отбора жидкой фазы из трех тарелок, расположенных через 20 - 25oC, между вводом сырья и отбором легких углеводородов при ректификации отходов в одной колонне от легких и высококипящих углеводородов, затем полученную фракцию гидрируют с рециркуляцией гидрогенизата в весовом соотношении фракция: гидрогенизат 1 (1,5 3) и гидрогенизат компаундируют гексан-гептановой и изопентановой фракциями в объемном соотношении гидрогенизат гексан гептановая фракция изопентановая фракция 1 (0,44 - 0,8) (0,35 0,44).

Отходы производства бутадиена и изопрена представляют собой побочный продукт производств мономеров для синтетического каучука и являются смесью предельных, непредельных и ароматических углеводородов со следующим фракционным составом, мас. приведены в табл. 2.

На действующих заводах по производству бутадиена и изопрена отходы производства получают на стадиях выделения бутан (изопентан)-бутиленовой (изоамиленовой) фракции из контактного газа дегидрирования алканов (бутиленов, изоамиленов) (см. Кирпичников П. А. и др. "Альбом технологических схем основных производств промышленности синтетического каучука. Химия. Л. 1976, с. 9 13, 33 36).

Изопентановая и гексан-гептановая фракции являются одними из самых многотоннажных продуктов ЦГФУ.

Изопентановая фракция содержит: легкие не более 1,5 мас. изопентана не менее 97,5 мас. пентана не более 2,5 мас. углеводородов С6 не более 0,3 мас. и непредельных не более 0,5 мас.

Гексан-гептановая фракция содержит парафины до 95 мас. ароматику до 3 4 мас. олефины до 1 2 мас. Начало кипения не ниже 40oC и конец кипения не выше 180oC.

Предлагаемый способ получения бензиновой композиции характеризуется тем, что из отходов производства бутадиена и (или) изопрена выделяют фракцию углеводородов с октановым числом 98 102 (моторный метод), которую после гидрирования используют для получения бензинов необходимого качества.

Таким образом, предлагаемая бензиновая композиция позволяет использовать отходы производства бутадиена и изопрена, способствуя созданию малоотходных технологий. Кроме того, существенно улучшаются технико-экономические показатели производств бутадиена и изопрена.

На чертеже приведена принципиальная технологическая схема, реализующая предлагаемый способ получения бензиновой композиции.

Отходы производства бутадиена и (или) изопрена по линии 1 поступают в колонну 2, из которой по линии 3 отбирают пары легких углеводородов, их конденсируют в конденсаторе 4, охлаждаемом водой. Сконденсированные легкие углеводороды по линии 5 выводят на дальнейшую переработку, а по линии 6 возвращают на колонну в качестве флегмы. Обогрев колонны 2 осуществляется паром через кипятильник 7 из куба колонны 2 по линии 8 выводят высококипящие углеводороды на дальнейшую переработку.

Фракцию углеводородов 90 180oC отбирают в жидкой фазе по линиям 9, 10, 11 и далее по линии 12.

Фракцию смешивают с гидрогенизатом, поступающим по линии 13, и направляют по линии 14 на реактор гидрирования 15, куда по линии 16 вводят водородсодержащий газ. Прогидрированную фракцию совместно с непрореагировавшим водородом по линии 17 выводят в сепаратор 18. Непрореагированный водород выводят по линии 19, а гидрогенизат по линии 20. Часть гидрогенизата по линии 13 возвращают на гидрирование, а избыток по линии 21 подают в смеситель 22, куда по линии 23 вводят изопентановую фракцию, а по линии 24 - гексан-гептановую фракцию. Полученный бензин выводят из смесителя 22 по линии 25.

Примеры 1 18 по предлагаемому способу.

Основные количественные и качественные данные к примерам 1 18 приведены в таблице.

Характеристика применяемого оборудования для примеров 1 18. Колонна 2 - диаметр 0,6 м; тарелки колпачковые; число тарелок 30 шт; N тарелки питания 9, 11; N тарелок отбора жидкой фазы 13, 15, 17; флегмовое число 3; температура верха 83 87oC; температура куба 190oC; температура тарелки N 13 105 110oC; температура тарелки N 15 125 135oC; температура тарелки N 17 150 160oC; давление верха колонны 1 ата; давление куба колонны 1,3 ата. Реактор 15 катализатор никель на кизельгуре; давление гидрирования 6 ата.

Класс C10L1/04 на основе смесей углеводородов 

способ получения низкозастывающего дизельного топлива -  патент 2527564 (10.09.2014)
способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
способ получения реактивного топлива из биоэтанола -  патент 2510389 (27.03.2014)
углеводородная композиция, используемая в качестве топлива и горючего, полученная из компонентов нефти и биологического компонента -  патент 2505582 (27.01.2014)
топливная композиция авиационного бензина -  патент 2503711 (10.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
композиция неэтилированного экологически чистого высокооктанового бензина -  патент 2493239 (20.09.2013)
интегрированный способ получения дизельного топлива из биологического материала, продукты, применение и установка, относящиеся к этому способу -  патент 2491319 (27.08.2013)
горючее ракетное топливо (варианты) и способ его приготовления -  патент 2486230 (27.06.2013)
Наверх