ходовая часть колесно-гусеничного транспортного средства

Классы МПК:B62D55/18 гусеницы
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):АО "Уралтрак"
Приоритеты:
подача заявки:
1992-11-24
публикация патента:

Использование: в области транспортного машиностроения, а именно для транспортных средств на колесно-гусеничном ходу. Сущность изобретения: ходовая часть колесно-гусеничного транспортного средства, содержащая опорно-ведущие колеса и гусеницы с эластичными лентами и почвозацепами с ограничителями бокового перемещения гусениц относительно колес и бобышками, которые также как и эластичные ленты выполняют равноудаленными от оси ведущих колес, а почвозацепы выполняют в виде прямой балки П-образного сечения и которым разъемно прикрепляют ограничители бокового перемещения гусениц. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Ходовая часть колесно-гусеничного транспортного средства, содержащая опорно-ведущие колеса и гусеницы с эластичными лентами и поперечно закрепленными на них почвозацепами, снабженные ограничителями бокового перемещения гусениц относительно колес и бобышками, взаимодействующими с выступами ведущих колес, отличающаяся тем, что бобышки и эластичные ленты равноудалены от оси ведущих колес, почвозацеп выполнен в виде прямой балки П-образного сечения, а ограничители бокового перемещения гусениц относительно колес прикреплены к почвозацепам разъемно.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое решение относится к машиностроению, преимущественно к транспортным средствам на колесно-гусеничном ходу, малогабаритным универсальным тракторам.

Известны конструкции ходовых систем транспортных средств, в которых передача крутящего момента от опорно-ведущих колес к гусеницам осуществляется за счет сил трения, возникающих между поверхностями колес и траками гусениц. (Ходовая система погрузчика ПМТС-06). Недостатком такого конструктивного решения является необходимость наличия передних и задних ведущих колес, что усложняет конструкцию трансмиссии и ходовой части.

В качестве прототипа была принята конструкция ходовой части трактора "Беларусь", оборудованного полугусеничным ходом, где передача крутящего момента от опорно-ведущих (задних) колес к гусенице осуществляется с помощью сил трения, возникающих между поперечными почвозацепами гусеницы и поверхностями пневматических колес, и зацепления протектора шин с бобышками, приваренными к почвозацепам гусеницы.

Недостатком этой конструкции является нестабильное зацепление гусеницы с протектором ведущего колеса вследствие того, что бобышки, входящие в зацепление с протектором колеса и эластичные ленты, через которые передается тяговое усилие, располагаются на разных расстояниях от оси ведущего колеса, так как для обеспечения устойчивости гусеницы в ободе почвозацеп выполнен в виде балки с загнутыми краями, выполняющие роли боковых ограничителей перемещения гусениц относительно колес. В результате на почвозацеп, бобышка которого находится в зацеплении, действует момент сил, поворачивающий его в продольной плоскости ведущего колеса, из-за чего увеличивается расстояние между смежными бобышками (т. е. шаг гусеницы) и следующая бобышка попадает не во впадину, а на выступ протектора. Следствием этого являются постоянные проскоки гусеницы по ведущему колесу, что снижает ресурс обоих узлов и ведет к дополнительным потерям мощности.

Задачей предлагаемого технического решения является уменьшение потерь мощности при передаче тягового усилия в зацеплении гусеницы с протектором ведущего колеса и повышение ресурса узлов зацепления за счет обеспечения более стабильного гусеничного зацепления, а также повышение ремонтопригодности за счет упрощения конструкции почвозацепа.

Поставленная задача решается тем, что эластичные ленты гусеницы располагаются на таком же расстоянии от ведущего колеса, что и бобышки. То есть почвозацеп гусеницы выполняется в виде плоской балки, к одной из поверхностей которой приварена бобышка, и к этой же поверхности крепятся эластичные ленты. Причем, ленты крепятся с помощью болтов и гаек накладками, которые имеют выступы для ограничения бокового перемещения гусеницы относительно колеса.

При работе гусеничного зацепления бобышка почвозацепа, взаимодействующая с выступом протектора колеса и эластичные ленты гусеницы, по которым далее передается тяговое усилие, находятся на одинаковом расстоянии от оси опорно-ведущего или опорного колеса, что исключает появление моментов сил, поворачивающих почвозацеп и делает зацепление более стабильным. Боковые ограничители перемещения гусениц относительно колес крепятся разъемно, что делает предлагаемую конструкцию более ремонтнопригодной.

Анализ известных технических решений показал, что ни одно из них не обладает совокупностью отличительных признаков данного решения. Следовательно, можно сделать вывод о неочевидности предлагаемого решения.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема предлагаемой конструкции; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1.

На опорно-ведущее колесо 1 надета гусеница, состоящая из двух эластичных лент 2, на которых ограничителями 3 с помощью болтов 4 и гаек 5 закреплены почвозацепы 6. К почвозацепам приварены бобышки 7. Ограничители 3 служат для предотвращения сброса или схода гусеницы с колес.

Шаг гусеницы (расстояние между смежными бобышками) соответствует шагу выступов протектора ведущего колеса.

Зацепление работает следующим образом: бобышки 7 входят во впадины между выступами 8 протектора ведущего колеса, и тяговое усилие передается от выступов протектора к бобышкам 7 и по эластичным лентам 2 гусеницы на одинаковом расстоянии R от ведущего колеса, что и делает зацепление более стабильным.

Класс B62D55/18 гусеницы

гусеница с автономным шарниром -  патент 2520692 (27.06.2014)
гусеничная цепь с гибким шарниром -  патент 2481221 (10.05.2013)
колесно-гусеничное шасси н.п. дядченко -  патент 2479457 (20.04.2013)
вездеход на гусеничном ходу -  патент 2421363 (20.06.2011)
одноосное колесно-гусеничное средство передвижения -  патент 2409494 (20.01.2011)
гусеничная цепь транспортного средства -  патент 2369513 (10.10.2009)
уширенная гусеница с параллельным резинометаллическим шарниром (варианты) -  патент 2278052 (20.06.2006)
гусеница транспортного средства -  патент 2277056 (27.05.2006)
гусеничная цепь транспортного средства для эксплуатации в холодных климатических условиях -  патент 2247675 (10.03.2005)
гусеничная цепь транспортного средства -  патент 2247050 (27.02.2005)
Наверх