самолетная антенна верхнего питания
Классы МПК: | H01Q5/00 Устройства, обеспечивающие одновременную работу антенн в двух или более различных диапазонах волн |
Автор(ы): | Иванов И.А. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "Авиационный комплекс им.С.В.Ильюшина" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-11-29 публикация патента:
10.07.1996 |
Использование: повышение защиты от атмосферных разрядов и расширение полосы расточки частот в самолетных антеннах. Сущность изобретения: в самолетной антенне верхнего питания в провод, соединяющий входной разъем и верхнюю часть излучателя, введен конденсатор, а при общей высоте антенны, меньшей 1/7 максимальной длины рабочей волны - еще и индуктивность. Верхняя часть излучателя соединена дополнительным проводником с корпусом самолета. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Самолетная антенна верхнего питания, содержащая нижний полый вибратор, установленный на корпусе самолета, верхний полый вибратор, установленный на изоляторе на нижнем полом вибраторе, входной разъем, установленный на корпусе самолета и соединенный первым проводником с верхним полым вибратором, отличающаяся тем, что, с целью улучшения согласования и повышения молниезащищенности, введены конденсатор, включенный в разрыв первого проводника, второй проводник, соединяющий верхнюю точку верхнего полого вибратора с корпусом самолета, и параллельный контур, включенный между входным разъемом и корпусом самолета, а при высоте антенны, меньшей 1/7 максимальной рабочей длины, введена катушка индуктивности, включенная в разрыв первого проводника.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к самолетным антеннам МБ диапазона. Известна двухдиапазонная широкополосная антенна верхнего питания (см. Болбот А. А. Ильинский Л.Я. Куприянов И.И. Связные и навигационные антенны самолетов, М. Транспорт, 1978 г. с.115, рис. 3, 21а). Она содержит три изолированных друг от друга вибратора, один (верхний) цилиндрический и два других (средний и нижний) плоские. При этом нижний вибратор непосредственно прикреплен к корпусу самолета, а верхний вибратор проводником соединен непосредственно с разъемом антенны. Недостатком такой антенны является незащищенность антенны и сопрягаемых с ней высокочастотного тракта (ВЧТ) радиостанции от поражения разрядом молнии, т.к. верхний вибратор не имеет гальванической связи с корпусом самолета, а непосредственно соединен с вводом антенны, и недостаточная степень согласования антенны, не соответствующая требованиям на современные самолетные радиостанции. Известна двухдиапазонная антенна верхнего питания АШС-УД (см. Там же, с. 116-117, рис. 3-25), содержащая три плоских изолированных друг от друга вибратора, при этом нижний полый вибратор установлен на корпусе самолета, верхний соединен одним проводником с корпусом самолета, а средний вибратор соединен другим проводником со входом антенны. Недостатком такой антенны является незащищенность антенны и сопрягаемых с ней ВЧТ радиостанции от поражения разрядом молнии, т.к. средний вибратор не имеет гальванической связи с корпусом самолета, а непосредственно связан со входом антенны, и недостаточно высокая степень согласования антенны с высокочастотным трактом в диапазоне МВ командной связи самолетом, не соответствующая требованиям на самолетные радиостанции М.В. диапазона. Техническим результатом изобретения является улучшение согласования антенны и повышение ее молниезащищенности. Это достигается тем, что в известную антенну, содержащую нижний полый вибратор, установленный на корпусе самолета, верхний полый вибратор, установленный на изоляторе на нижнем полом вибраторе, входной разъем, установленный на корпусе самолета и соединенный первым проводником с верхним полым вибратором, введены конденсатор, включенный в разрыв первого проводника, второй проводник, соединяющий верхнюю точку верхнего полого вибратора с корпусом самолета и проходящий внутри обоих вибраторов, а также параллельный контур, включенный между входным разъемом и корпусом самолета, а при высоте системы, меньшей 1/7 максимальной рабочей длины волны введена катушка индуктивности, включенная в разрыв первого проводника. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид антенны, на фиг.2 установка встроенного в конструкцию антенны высоковольтного конденсатора, на фиг. 3 диаграмма входной проводимости антенны в диапазоне рабочих частот радиостанции. Антенна содержит два полых металлических вибратора: нижний вибратор - основание 1 и верхний 2, разделенных изолятором 3. Полости внутри вибраторов могут быть заполнены вспененным диэлектриком, форма сечения их близка к аэродинамическому симметричному профилю. Нижний вибратор 1 имеет фланец, служащий для крепления антенны к корпусу самолета 4. Вибратор 2 проводником 5 присоединен к высоковольтному конденсатору 6, который встроен внутри этого вибратора, и изготовлен из двухстороннего фольгированного диэлектрика, при этом одна обкладка конденсатора 6 (фиг.2) соединена (пайкой) с проводником 5, а другая с шиной 7, припаянной к этой обкладке, с внутренней поверхностью вибратора 2. Своей верхней точкой вибратор 2 соединен (пайкой или сваркой) посредством второго проводника 8 (молниеотводящая шина) с корпусом самолета 4. Внутренние полости вибратора 2 и основания 1, соединенных внутри проводником 8 образуют коаксиальный резонатор с зазором в средней части, сочетания входного сопротивления которого с сопротивлением вибраторов определяет диапазонные свойства антенны. К точке подключения проводника 5 к высокочастотному разъему 9 подключен параллельно резонансный контур С, состоящий из индуктивности 10, конденсатора постоянной емкости 12 и подстроечного конденсатора 11. При высоте антенны меньше устанавливается последовательно с вводом удлинительная катушка индуктивности 13. Разряд молнии, попадающий в верхний вибратор 2 антенны, отводится проводящим элементом 8 на корпус 4 самолета и не может пройти в высокочастотный тракт и радиостанцию, т.к. на его пути установлен высоковольтный конденсатор 6, расположенный внутри верхнего вибратора 2.Класс H01Q5/00 Устройства, обеспечивающие одновременную работу антенн в двух или более различных диапазонах волн