заглушка сопла двигателя летательного аппарата
Классы МПК: | B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам |
Автор(ы): | Дульнев В.Д. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "Авиационный комплекс им.С.В.Ильюшина" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-07-08 публикация патента:
10.07.1996 |
Использование: для защиты двигателя ЛА от попадания посторонних предметов и от авторотации. Сущность изобретения: заглушки содержат обечайку 1 и днище 4, на котором закреплены фиксаторы, выполненные в виде резьбовой тяги с гайкой и поворотного упора 7, шарнирно соединенного с тягой и днищем. По периметру обечайки установлен жесткий фланец швеллерного сечения. 3 ил.,1 з. п. ф-лы.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Заглушка сопла двигателя летательного аппарата, содержащая обечайку и днище, отличающаяся тем, что она снабжена фиксаторами, каждый из которых выполнен в виде резьбовой тяги с гайкой и поворотного упора, шарнирно соединенного с тягой, и днищем, при этом по периметру обечайки образован жесткий фланец швеллерного сечения. 2.Заглушка по п.1, отличающаяся тем, что резьбовые тяги снабжены герметизирующей шайбой со сферической опорной поверхностью, размещенной между днищем и гайкой.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиастроения и может быть использовано для защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов во время стоянки и от авторотации при полете с неработающим двигателем. Известна заглушка, содержащая обод и днище, на котором закреплены рукоятка со стойками для установки заглушки в сопло /1/. Недостатком данного решения является то, что заглушка не фиксируется в сопле и возможно ее самопроизвольное выпадение, что снижает надежность ее работы на стоянке и исключает возможность ее использования в полете для защиты двигателя от авторотации. Кроме того не обеспечивается требуемая герметичность сопла. Известна заглушка для выхлопного сопла реактивного двигателя, содержащая зашивку и обод из упругого материала, диаметрально-противоположные точки которого соединены гибкими стяжками /2/Недостатком данной конструкции является неудобство установки заглушки в сопло. Технический результат, достигаемый при использовании изобретения заключается в повышении надежности крепления заглушки и ее герметичности, а также в обеспечении возможности использования в качестве перегонной заглушки. Указанный технический результат достигается тем, что заглушка, содержащая обечайку и днище, снабжена фиксаторами, каждый из которых выполнен в виде резьбовой тяги с гайкой и поворотного упора, шарнирно соединенно с тягой и днищем, при этом по периметру обечайки образован жесткий фланец швеллерного сечения. Резьбовые тяги могут быть снабжены герметизирующей шайбой со сферической опорной поверхностью, размещенной между днищем и гайкой. Введение фиксаторов предлагаемой конструкции позволяет жестко закрепить заглушку в сопле двигателя и обеспечить ее работоспособность, как при стоянке самолета, так и в полете при установке на неработающем двигателе. Наличие герметизирующей шайбы и жесткого фланца обеспечивает герметичность заглушки. При исследовании изобретательского уровня не обнаружены технические решения с совокупностью признаков, обеспечивающей достижение указанного технического результата. На фиг.1 изображен общий вид заглушки; на фиг.2 вид А фиг.1; на фиг.3 - узел Б фиг.1. Заглушка содержит обечайку 1, скрепленную при помощи кронштейнов 2 и профилей 3 с днищем 4, на наружной поверхности которого посредством шарниров 5 закреплены фиксаторы 6. Каждый из фиксаторов 6 состоит из поворотного упора 7, свободный конец которого обрезинен покрытием 8 и упирается во внутреннюю поверхность сопла 9. К упору 7 посредством шарнира 10 прикреплена резьбовая тяга 11, пропущенная через отверстие 12 в днище 4. На тяге 11 установлена гайка 13, а под ней размещена герметизирующая шайба 14 со сферической опорной поверхностью, опертая на внутреннюю поверхность днища 4. По периметру обечайки 1 установлен жесткий фланец 15 швеллерного сечения. Гайка 13 стопорится контргайкой 16 и проволокой 17. Заглушка работает следующим образом. Для установки ее в сопло 9 фиксаторы 6 приводят в положение II, для чего выворачивают гайки 13 в крайнее положение. При этом упоры 7 сдвигаются к центру заглушки и свободно помещаются в полости сопла 9. Заглушку вдвигают в сопло 9 до упора фланца 15 в срез сопла 9. Затем затягивают гайки 13 так, чтобы упоры 7 через покрытие 8 плотно прижались к поверхности сопла 9. Одновременно шайбы 14 перекрывают своей сферической поверхностью отверстие 12 в днище 4. В результате создается жесткая силовая конструкция, зафиксированная от любых перемещений, как в продольном, так и в поперечном направлении. Нагрузки от набегающего воздушного потока воспринимаются днищем 4 и через тяги 11 передаются на упоры 7, замыкаясь на сопле 9. Герметизирующие шайбы 14 и фланец 15 обеспечивают надежную герметизацию заглушки. Сферическая поверхность шайб 14 обеспечивает герметизацию при различных углах установки резьбовой тяги 11.
Класс B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам