способ сборки составного распределительного вала двигателя внутреннего сгорания

Классы МПК:B23P11/02 путем расширения с последующим сжатием или наоборот, например с использованием давления текучей среды; созданием тугой посадки 
Патентообладатель(и):Верещагин Владимир Иванович
Приоритеты:
подача заявки:
1993-12-24
публикация патента:

Использование: в области машиностроения при изготовлении составных распределительных валов двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: соединяемые полувалы центрируют по наружной цилиндрической поверхности одного из них и соответствующей ей внутренней цилиндрической поверхности другого, после чего их ориентируют с обеспечением заданного угла разворота кулачков. Для соединения полувалов используют втулку, а на полувалах выполняют посадочные поверхности под втулку, расположенные эксцентрично относительно оси полувалов. Перед центрированием полувалов втулку напрессовывают на посадочную поверхность одного из них. Взаимное ориентирование полувалов производят путем их относительного поворота до совмещения посадочной поверхности второго полувала с соответствующей ей внутренней поверхностью втулки. Затем упомянутый полувал запрессовывают во втулку. 1 табл. 8 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10

Формула изобретения

Способ сборки составного распределительного вала двигателя внутреннего сгорания, включающий центрирование соединяемых полувалов по наружной цилиндрической поверхности одного из них и соответствующей ей внутренней цилиндрической поверхности другого, взаимное ориентирование полувалов с обеспечением при этом заданного угла разворота кулачков и жесткое соединение посредством крепежного элемента, отличающийся тем, что в качестве крепежного элемента используют втулку, а соединяемые полувалы выполняют с посадочными поверхностями для втулки, расположенными эксцентрично относительно их оси, при этом жесткое соединение полувалов производят в два этапа, на первом из которых, осуществляемом до центрирования полувалов, втулку запрессовывают на посадочную поверхность одного из них, взаимное ориентирование полувалов производят перед вторым этапом соединения путем их относительного поворота до совмещения посадочной поверхности второго полувала с соответствующей ей внутренней поверхностью втулки, а второй этап соединения осуществляют путем запрессовки упомянутого полувала во втулку.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении составных распределительных валов двигателей внутреннего сгорания.

Известен способ сборки составного распределительного вала двигателя внутреннего сгорания, включающий центрирование соединяемых полувалов по наружной цилиндрической поверхности одного из них и соответствующей ей внутренней поверхности другого, взаимное ориентирование полувалов с обеспечением при этом заданного угла разворота кулачков и жесткое соединение посредством крепежного элемента (1).

Недостатком данного способа являются повышенные трудозатраты на изготовление прецизионных болтов, которые используются в качестве крепежных элементов, и на выполнение отверстий под них, которые должны быть точно расположены относительно соответствующих пучков на полувалах.

Технической задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является снижение трудозатрат на сборку составного вала двигателя внутреннего сгорания.

Поставленная задача решается тем, что в известном способе сборки составного распределительного вала двигателя внутреннего сгорания, включающем центрирование соединяемых полувалов по наружной цилиндрической поверхности одного из них и соответствующей ей внутренней поверхности другого, взаимное ориентирование подвалов с обеспечением при этом заданного угла разворота кулачков и жесткое соединение посредством крепежного элемента, в качестве последнего используют втулку, а соединяемые полувалы выполняют с посадочными поверхностями для втулки, расположенными эксцентрично относительно их оси, при этом жесткое соединение полувалов производят в два этапа на первом из которых, осуществляемом до центрирования полувалов, втулку напрессовывают на посадочную поверхность одного из них, взаимное ориентирование полувалов производят перед вторым этапом соединения путем их относительного поворота до совмещения посадочной поверхности второго полувала с соответствующей ей внутренней поверхностью втулки, а второе этап соединения осуществляют путем запрессовки упомянутого полувала во втулку.

Изобретение поясняется графическими материалами, где на фиг.1 изображен распределительный вал в сборе, на фиг.2 сечение А-А на фиг.1, на фиг.3 вид В нa фиг. 1, на фиг.4,5 и 6 показана последовательность соединения полувалов, на фиг. 7-схема соединения полувалов составного распределительного вала в разрезе, на фиг.8 показана зависимость эксцентриситета посадочных поверхностей от угла разворота кулачков.

Способ осуществляют следующим образом.

Полувал 1 устанавливают в призмах на плиту. Нагревают втулку 2 до температуры 100-140oС и напрессовывают на посадочную поверхность 3 полувала 1, расположенную эксцентрично оси последнего (см. фиг.5). Затем охлаждают часть полувала 4, имеющую эксцентричную посадочную поверхность 5, в жидком азоте в течение 20-25 мин, устанавливают полувал 4 в призмы на плиту и центрируют полувалы 1 и 4 по наружной цилиндрической поверхности полувала 4 и внутренней цилиндрической поверхности 7 полувала 1. Поворачивая полувалы 1 и 4 вокруг своей общей оси на призмах добиваются совмещения наружной посадочной поверхности 5 полувала 4 с внутренней поверхностью 8 втулки 2 и запрессовывают полувал 4 во втулку 2 до упора в полувал 1. Для выхода воздуха при запрессовке на поверхности 5 полувала 4 имеется лыска 9.

Посадочные поверхности изготавливают на станках с ЧПУ, которые обеспечивают их точность. Описанный выше способ обеспечивает упрощение процесса сборки составного распределительного вала и повышение точности полученного изделия.

Расчет на точность соединения по углу разворота кулачков распределительного вала. Исходные данные:

D диаметр внутренней цилиндрической поверхности полувала 1,

d диаметр наружной цилиндрической поверхности полувала 4,

е эксцентриситет, с которым выполнены поверхность 3 полувала 1 и поверхность 5 полувала 4,

способ сборки составного распределительного вала двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2063317способ сборки составного распределительного вала двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2063317 допуск на углы разворота полувала 1 относительно полувала 4.

Необходимо определить зависимость угла разворота от величины эксцентриситета е и зазора D = D - d, то есть способ сборки составного распределительного вала двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2063317 = f(e,способ сборки составного распределительного вала двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2063317). На фиг.5 показана схема соединения составного распределительного вала в разрезе. При соединении двух половинок распределительного вала ось полувала 4 может находиться в любой точке на дуге способ сборки составного распределительного вала двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2063317 АB (см. фиг.5). Если ось полувала 4 находится в точке 0, то способ сборки составного распределительного вала двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2063317 = 0, если ось находится в точке А и в точке В, то способ сборки составного распределительного вала двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2063317=max, для зазора D. Для малых величин зазоров D принимаем дугу способ сборки составного распределительного вала двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2063317 АО способ сборки составного распределительного вала двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2063317/2 и принимаем дугу способ сборки составного распределительного вала двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2063317 АО равной хорде АО.

Из треугольника ДКО следует: sinспособ сборки составного распределительного вала двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2063317/2 = OK/OD = (AO/2)/e = способ сборки составного распределительного вала двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2063317/4e;. способ сборки составного распределительного вала двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2063317.

Принимая способ сборки составного распределительного вала двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2063317 = const, определим способ сборки составного распределительного вала двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2063317 = f(e). Расчеты сведены в таблицу 1 и зависимость способ сборки составного распределительного вала двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2063317 = f(e) представлена на графике фиг.6. ТТТ1 ТТТ2 2

Класс B23P11/02 путем расширения с последующим сжатием или наоборот, например с использованием давления текучей среды; созданием тугой посадки 

способ соединения деталей с натягом -  патент 2522070 (10.07.2014)
способ сборки деталей с натягом -  патент 2508974 (10.03.2014)
способ сборки деталей с натягом -  патент 2501636 (20.12.2013)
способ соединения заготовок вал-втулка -  патент 2488475 (27.07.2013)
прессовое соединение охватываемой втулки с охватывающей корпусной деталью -  патент 2481938 (20.05.2013)
способ установки втулки вокруг части вала по прессовой посадке -  патент 2475925 (20.02.2013)
устройство для гидрораспрессовки и гидронапрессовки переднего и заднего колец подшипников с шейкой оси колесной пары -  патент 2429959 (27.09.2011)
способ соединения с натягом деталей вал-втулка -  патент 2428295 (10.09.2011)
способ выполнения болтового соединения с радиальным натягом для неразъемных пакетов -  патент 2398137 (27.08.2010)
способ неразъемного соединения -  патент 2368482 (27.09.2009)
Наверх