торцевое уплотнение вала

Классы МПК:F16J15/34 со скользящим кольцом, прижимаемым к поверхности, приблизительно перпендикулярной продольной оси 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Товарищество с ограниченной ответственностью Предприятие "ТЕПАРК"
Приоритеты:
подача заявки:
1993-06-01
публикация патента:

Использование: изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации вращающихся валов и механизмов. Сущность изобретения: уплотнение содержит невращающийся аксиально подвижный уплотнительный элемент, вращающийся уплотнительный узел, состоящий из укрепленного на валу опорного кольца, антифрикционного кольца и уплотнительного элемента, установленного между антифрикционным и опорным кольцами. Последние установлены с зазорами в осевом и радиальном направлениях для обеспечения углового поворота антифрикционного кольца относительно опорного, при этом одна пара сопрягающихся рабочих поверхностей антифрикционного и опорного колец расположена перпендикулярно оси вращения вала, а другая - параллельно. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Торцевое уплотнение вала, содержащее пару трения в виде подвижного уплотнительного кольца и вращающегося уплотнительного узла, состоящего из опорного и антифрикционного колец и уплотнительного элемента, отличающееся тем, что в опорном и антифрикционном кольцах выполнены рабочие поверхности, одна пара которых расположена перпендикулярно оси вала, другая параллельно, при этом рабочие поверхности сопряжены через уплотнительный элемент, а антифрикционное кольцо установлено с возможностью углового поворота относительно опорного кольца.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации вращающихся валов и механизмов.

Известно торцевое уплотнение вала, в котором вращающееся кольцо состоит из внутреннего опорного кольца и сопряженного с ним наружного кольца, которое имеет рабочую торцевую поверхность, внутреннее кольцо закреплено на валу. Внутреннее и наружное кольца сопрягаются по сферической поверхности, это обеспечивает такую центровку наружного кольца, что уменьшает биение рабочей торцевой поверхности. В круговой канавке на сферическом соединении установлено вторичное уплотнение из эластичного материала в виде 0-образного кольца. На внутреннем и наружном кольцах имеются зубцы и вырезы, передающие вращательное движение [1]

В известном уплотнении контакт антифрикционного и опорного колец по сферической поверхности обуславливает сильное трение между ними, поэтому при нарушении перпендикулярности оси первоначальной установке их самоустановка затруднена.

Недостатком этого уплотнения также является сложность изготовления узла вращающегося кольца и низкая надежность из-за наличия вторичного уплотнительного кольца, которое ограничивает применение уплотнения при работе при некоторых агрессивных средах, высоких давлениях и температурах (выше 200oС). Техническим результатом изобретения является повышение надежности торцевого уплотнения за счет обеспечения угловой подвижности вращающегося элемента.

Технический результат достигается тем, что в торцевом уплотнении вала, содержащем пару трения в виде подвижного уплотнительного кольца и вращающегося уплотнительного узла, состоящего из опорного и антифрикционного колец и уплотнительного элемента, в опорном и антифрикционном кольцах выполнены рабочие поверхности, одна пара которых расположена перпендикулярно оси вала, другая параллельно, при этом рабочие поверхности сопряжены через уплотнительный элемент, а антифрикционное кольцо установлено с возможностью углового поворота относительно опорного кольца.

Изобретение поясняется чертежом, на котором показано торцевое уплотнение в разрезе.

Торцевое уплотнение содержит корпус 1, в котором установлены невращающийся аксиально подвижный элемент 2 и вращающийся уплотнительный узел, состоящий из опорного 3 и антифрикционного 4 колец, которые имеют две пары сопрягающихся рабочих поверхностей, при этом одна пара сопрягающихся рабочих поверхностей расположена перпендикулярно оси вращения, а вторая пара - параллельно оси вращения. Невращающийся аксиально подвижный элемент 2 в радиальном направлении контактирует через вторичное уплотнение 5 с втулкой 6 и прижимается в осевом направлении к антифрикционному кольцу 4 пружинами 7. Между опорным 3 и антифрикционным 4 кольцами находится кольцевое уплотнение 8, выполненное из эластичного материала и установленное таким образом, что обеспечивается возможность углового поворота антифрикционного кольца 4 относительно опорного кольца 3. Эта возможность обеспечивается наличием зазоров между опорным 3 и антифрикционным 4 кольцами и в радиальном и в осевом направлениях. Величина зазора в осевом направлении составляет 0,2-0,3 мм, чтобы исключить возможность физического контакта между опорным 3 и антифрикционным 4 кольцами. Величина углового поворота зависит от величины торцевых биений, которая составляет 0,05-0,3 мм и должна быть достаточна, чтобы ликвидировать торцевое биение рабочей поверхности антифрикционного кольца 4. Это обеспечивается соединением в радиальном направлении опорного 3 и антифрикционного 4 колец с зазором 0,05-0,3 мм. Указанный зазор, давая возможность углового поворота антифрикционного 4 кольца относительно опорного 3, в то же время обеспечивает необходимую центровку антифрикционного кольца 4 относительно оси вращения.

При работе при высоких давлениях и температурах (выше 200oС) в качестве уплотнительного элемента 8 используется сильфонное уплотнение, которое устанавливается между опорным 3 и антифрикционным 4 кольцами.

Устройство работает следующим образом.

При вращении вала под действием гироскопического момента антифрикционное кольцо 4 устанавливается перпендикулярно оси вращения благодаря возможности углового поворота относительно опорного кольца 3. При этом ликвидируется или сводится к незначительной величине торцевое биение рабочей поверхности антифрикционного кольца 4, в результате чего осевая виброактивность сводится к минимуму, т.к. радиальный зазор между антифрикционным кольцом 4 и опорным 3 кольцами выполнен весьма малым 0,05 -0,3 мм, выдавливание эластичного кольца 8 в этот зазор происходить не будет, поэтому данное уплотнение может работать при высоких (десятки атмосфер и выше) давлениях.

Класс F16J15/34 со скользящим кольцом, прижимаемым к поверхности, приблизительно перпендикулярной продольной оси 

уплотнения в сборе -  патент 2529299 (27.09.2014)
торцевое уплотнение ротора турбомашины -  патент 2525378 (10.08.2014)
скользящее кольцевое уплотнение с вращающимся контркольцом с точно определенным зажимом -  патент 2518799 (10.06.2014)
осевое торцевое уплотнение -  патент 2518736 (10.06.2014)
уплотнение вала для турбомашины -  патент 2518734 (10.06.2014)
скользящее кольцевое уплотнение -  патент 2514573 (27.04.2014)
торцевое уплотнение -  патент 2494300 (27.09.2013)
механическое уплотнение -  патент 2488730 (27.07.2013)
стояночное уплотнение центробежного компрессора -  патент 2482363 (20.05.2013)
механическое уплотнение с усовершенствованным узлом уплотнения -  патент 2480654 (27.04.2013)
Наверх