способ определения пространственного положения судовых валов относительно друг друга

Классы МПК:G01B5/24 для измерения углов; для проверки соосности 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Нижегородская архитектурно-строительная академия
Приоритеты:
подача заявки:
1991-07-09
публикация патента:

Использование: в области технической эксплуатации и ремонта валопроводов, преимущественно судовых, может применяться для контроля несоосности собранного валопровода. Сущность изобретения: в способе определения пространственного положения судовых валов относительно друг друга с помощью теодолита путем последовательных угловых измерений в горизонтальной и вертикальной плоскостях на мишенях, устанавливаемых на валах, при повороте последних дважды на угол 90o, с дополнительным измерением расстояний от инструмента до мишеней. По аналитическим выражениям вычисляются: углы наклона валов в вертикальной плоскости и углы разворота валов в горизонтальной плоскости, углы наклона валов в вертикальной и горизонтальной плоскостях, относительные смещения валов в вертикальной и горизонтальной плоскостях. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

Способ определения пространственного положения судовых валов друг относительно друга, включающий измерение направлений на установленные на валах мишени при первоначальном положении валов и после поворота на заданный угол, и вычисление линейноугловых параметров, отличающийся тем, что теодолитом, установленным в заданной точке, последовательно измеряют направления на первую мишень M1 и вспомогательную M3 в вертикальной плоскости в первом положении на валу, расстояния до этих мишеней l18, l13 и направление на M1 в горизонтальной плоскости в ее первом положении способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 20624441B, затем поворачивают оба вала на 90o вокруг оси и измеряют направление в горизонтальной плоскости способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444 на первую мишень в ее горизонтальном положении и направление способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444 на вторую мишень М2 в ее горизонтальном положении, а также расстояния до мишеней l, после чего поворачивают один из валов на 90o в том же направлении и измеряют направление в горизонтальной плоскости на первую мишень способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444 во втором ее положении и расстояние до нее l, вычисляют угол наклона в горизонтальной плоскости первого вала a1 по формуле

способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444

где d диаметр вала с учетом размера мишеней, вычисляют угол разворота вала вокруг вертикальной оси

способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444

где способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444

затем теодолитом откладывают угол 90o и расстояние B0, равное расстоянию между мишенями М1 и М2 на валах, фиксируют положение второй точки, устанавливают в ней теодолит и откладывают угол 90o относительно направления на первую точку в направлении на второй вал и вторую мишень, измеряют направления на вторую мишень M2 в ее первом положении в вертикальной способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 206244422 и горизонтальной плоскости способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 20624442B и направление в вертикальной плоскости на вспомогательную мишень М3, а также расстояния l22, l23 до мишеней, поворачивают оба вала на 90o и измеряют направления в горизонтальной плоскости на вторую способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444 и первую мишени способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444 в их горизонтальном положении и расстояние до M2 l, поворачивают второй вал на 90o в том же направлении и измеряют направление в горизонтальной плоскости на мишень M2-способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 20624442H во втором положении и расстояние до нее l, вычисляют угол наклона в вертикальной плоскости второго вала способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 20624442 по формуле

способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444

угол разворота второго вала в горизонтальной плоскости

способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444

угол излома валов в вертикальной плоскости

способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444

угол излома валов в горизонтальной плоскости

способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444

относительное смещение валов в вертикальной

h = - l11tg способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 206244411+l13tgспособ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 206244413-l23tgспособ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 206244423+l22tgспособ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 206244422,

и в горизонтальной плоскости

способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444

где b1, b2 расстояния от местоположения марок M1 и M2 до точки сопряжения валов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области технической эксплуатации и ремонта валопроводов, преимущественно судовых, и может быть использовано для контроля несоосности собранного валопровода.

Известен способ измерения несоосности судовых валов, заключающийся в эксцентричном закреплении визирной трубы и мишени в контролируемых сечениях валопроводов, повороте вала на заданный угол, измерении смещения точки визирования, по которому определяют несоосность валов.

Недостатком способа-аналога является низкая производительность при недоступности валов для установки на них используемого оборудования, кроме того, он не позволяет определять углы излома и относительное смещение валов независимо.

Наиболее близкими по технической сущности к заявляемому являются способ измерения несоосности судовых валов и устройство для его осуществления, в соответствии с которым эксцентрично закрепляют визирную трубу и мишень в контролируемых сечениях вала, поворачивают вал на заданный угол, измеряют смещение точки визирования и по нему определяют несоосность по аналитическим выражениям.

Недостатком прототипа является низкая производительность труда при работе с валами, закрытыми различным оборудованием; в этом случае пришлось бы предварительно освобождать валы, обеспечивая доступность. Кроме того, этот способ обладает узким функциональным назначением, поскольку он позволяет определять лишь один обобщенный параметр несоосность, в то время как требуется в ряде случаев, например при юстировке валов, знать независимо углы излома во взаимно перпендикулярных плоскостях и относительное смещение, а также сами углы ориентации валов в пространстве.

Целью изобретения является расширение функционального назначения способа с одновременным повышением производительности труда в условиях труднодоступности валов.

На фиг. 1 приведена схема измерений при определении углов излома в вертикальной плоскости; на фиг. 2 схема измерений при определении углов излома в горизонтальной плоскости; на фиг. 3 схема измерений при определении вертикального относительного смещения; на фиг. 4 схема измерений при определении относительного смещения в горизонтальной плоскости; на фиг. 5 - схема измерений при определении относительного смещения в горизонтальной плоскости при отсутствии прямой видимости на марки непосредственно с точек стояния теодолита.

Заявляемый способ реализуют следующим образом.

В точке 0 /фиг. 1/, расположенной от вала V1 не ближе пределов фокусирования зрительной трубы теодолита, устанавливают последний. На валу V1 устанавливают визирную марку М1 в ее первом положении /в.п./, а на втором валу V1 марку М2 также в ее первом положении. Например, на неподвижном основании способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444 устанавливают вспомогательную марку М3. В качестве марок могут использоваться, например, металлические иглы, скрепляемые магнитом к валу или пластилином.

С помощью рулетки измеряют расстояния от оси вращения зрительной трубы 0"1 до марок М1 и М2 /фиг. 1/ l11, l13. Теодолитом измеряют в вертикальной плоскости направления /углы наклона или зенитные расстояния/ на марки М1 и M2-способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 206244411,способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 206244413. При этом порядок измерения и формулы должны соответствовать используемому теодолиту, например типа Т2 /точный, с погрешностью угловых измерений 2"/. Теодолитом измеряют направление в горизонтальной плоскости на M1-способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 20624441B, после этого поворачивают вал на 90o таким образом, чтобы мишени М1 и M2 из верхнего положения перешли в среднее положение /с.п./ -фиг. 2 и наблюдались теодолитом. Измеряют направления в горизонтальной плоскости на мишень M1-способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444, на мишень способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444 а также расстояния от точки O"1 до М1 и М2l и l /фиг. 4/.

После этого вновь поворачивают вал на 90o таким образом, что марки М1 и М2 занимают второе положение /н.п./ фиг. 1. Теодолитом измеряют направление в горизонтальной плоскости на марку M1-способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444 и расстояние до нее l1H. По полученным результатам находят угол наклона первого вала способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 20624441, по формуле /1/. При этом следует иметь в виду, что либо диаметр вала d необходимо измерить предварительно, либо d плюс два размера мишени.

Таким образом, по углу в горизонтальной плоскости способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444=способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 20624441B-способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 20624441H /фиг. 1/ находят проекцию смещения марки М1 на горизонтальную плоскость способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444l11sinспособ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444 или способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444lспособ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444/способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444l11=(l1B+l1H)2 /способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444 206266 число угловых секунд в одном радиане/, разделив которую на a1, получают значение sinспособ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 20624441. В случае несоосности способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 20624441 из формулы /1/ можно перейти к следующей:

способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444

Одновременно вычисляют угол поворота вала V1 в горизонтальной плоскости по соотношению /2/ в котором учтено, что в измеренную разность способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444 входит в общем случае как составляющая, обусловленная углом наклона вала в вертикальной плоскости способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 20624441, так и составляющая, обусловленная поворотом вала в горизонтальной плоскости.

После этого теодолитом откладывают угол 90o относительно направления на первое положение марки М1 /вообще говоря, относительно любого положения марки, в том числе и 90o90способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444Г/ и фиксируют на этом направлении точку О2 /фиг. 1/, в которой устанавливают теодолит и с его помощью откладывают угол 90o относительно направления на точку О1. Поворачивают второй вал до первого местоположения марки М2 /можно начинать измерение и в обратном порядке, начиная со второго положения марки М2, которое осталось после измерений с точки О1/. Измеряют теодолитом направления в вертикальной плоскости на марку M2-способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 206244422 марку вспомогательную M3-способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 206244423, а также расстояние от оси вращения зрительной трубы теодолита О2 до марок мишеней l и l23, измеряют теодолитом направление в горизонтальной плоскости последовательно на М2 в первом положении -способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444B, в среднем положении на M2-способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444 и на способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444 и, наконец, на мишень М2 во втором положении способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444. При этом каждый раз, измеряя расстояния до мишени М2 /l2B, l, l2H/ и до мишени М1 в ее среднем положении l" /фиг. 1-4/. По результатам измерений вычисляют угол наклона второго вала в вертикальной плоскости способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 20624442 по формуле /3/, угол разворота второго вала в горизонтальной плоскости способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444 по формуле /4/, угол излома валов в вертикальной плоскости по формуле /5/, угол излома валов в горизонтальной плоскости по формуле /6/, относительное смещение валов в вертикальной плоскости по формуле /7/ и в горизонтальной плоскости по формуле /8/. При этом в формуле /8/ учтена составляющая смещения, обусловленная поворотом валов в горизонтальной плоскости способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444 или по малости способ определения пространственного положения судовых   валов относительно друг друга, патент № 2062444

Класс G01B5/24 для измерения углов; для проверки соосности 

способ подготовки шихты порошковой проволоки и устройство для определения угла естественного откоса порошковых материалов -  патент 2528564 (20.09.2014)
устройство для определения углового положения поворотной направляющей лопатки компрессора -  патент 2518721 (10.06.2014)
способ измерения несоосности валов -  патент 2500981 (10.12.2013)
способ измерения параметров паза на торце вала -  патент 2496097 (20.10.2013)
способ выверки оси длинномерного изделия и устройство для его реализации -  патент 2493541 (20.09.2013)
способ измерения угла крена ракеты, регулярно вращающейся по углу крена, и датчик угла крена ракеты для его осуществления -  патент 2489676 (10.08.2013)
способ измерения параметров паза, несопряженного с отверстием детали -  патент 2488075 (20.07.2013)
способ измерения угла и устройство для его осуществления -  патент 2480707 (27.04.2013)
нутромер трехточечный -  патент 2442105 (10.02.2012)

способ измерения несоосности валов -  патент 2431113 (10.10.2011)
Наверх