комбинированный котел

Классы МПК:F22B19/00 Комбинированные водотрубные котлы, те водотрубные котлы горизонтального или наклонного типа со вспомогательными пучками водяных труб, расположенными вертикально или почти вертикально
F22B1/18 теплоносителем является горячий газ, например выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Специальное конструкторское бюро котлостроения
Приоритеты:
подача заявки:
1993-06-10
публикация патента:

Использование: в области теплоэнергетики, в частности судовой энергетики. Сущность изобретения: котел состоит из топливного и утилизационного участков, каждый из которых имеет газоход с входными и выходными патрубками и размещенные в газоходе водогрейные трубы, причем входной патрубок утилизационного участка снабжен газоплотной заслонкой, а трубы топливного участка отогнуты с образованием фестона. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Комбинированный котел, состоящий из топливного и утилизационного участков, каждый из которых имеет газоход с входными и выходными патрубками и размещенные в газоходе водогрейные трубы, отличающийся тем, что входной патрубок утилизационного участка снабжен газоплотной заслонкой, а трубы топливного участка котла отогнуты с образованием фестона, сообщающего газоходы топливного и утилизационного участков.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области энергетики, в частности судовой энергетики, к котлам, генерирующим пар за счет сжигания топлива в котле или утилизации тепла отходящих газов двигателя (внутреннего сгорания или газотурбинного).

Известны конструкции комбинированных котлов, состоящих из двух раздельно работающих участков топливного и утилизационного, каждый из которых имеет газоход с входными и выходными патрубками, либо из одной общей поверхности нагрева, попеременно работающей на отходящих газах двигателя или топливе (см. Л. И. Герловин, С.М. Слуцкер "Судовые утилизационные и комбинированные котлы", Судпромгиз, 1963 г. стр. 60-83).

Наиболее близким техническим решением является комбинированный котел с общей поверхностью нагрева (см. книгу Л.И. Герловина и С.М. Слуцкера, стр. 73-79, рис. 30, 31), у которого поверхность нагрева попеременно омывается отходящими газами топливного участка или двигателя.

Недостатком существующей конструкции является невозможность одновременной работы по следующим причинам:

неустойчивый процесс горения вследствие пульсирующего потока отходящих газов двигателя;

происходит охлаждение топки и снижается прямая отдача в ней;

снижается также температурный напор в конвективной поверхности нагрева и, как следствие, теплосъем в ней;

возможен выброс пламени из топки вследствие большего напора отходящих газов двигателя по сравнению с напором воздуха, подводимого для горения.

Цель изобретения состоит в повышении КПД комбинированного котла и обеспечении одновременной работы его топливного и утилизационного участков.

Указанная цель достигается тем, что входной патрубок утилизационного участка снабжен газоплотной заслонкой, а трубы топливного участка котла отогнуты с образованием фестона, сообщающего газоходы топливного и утилизационного участков.

Топливный и утилизационный участки комбинированного котла объединены по рабочей среде (пару и воде) и могут быть выполнены в виде котла с естественной циркуляцией или многократно принудительной с общим сепаратором пара.

Новым в конструкции комбинированного котла является соединение газоходов топливного и утилизационного участков через фестон, в этом случае газы двигателя не проходят через топку топливного участка. Такое соединение обеспечивает возможность одновременной работы обоих участков. При этом дымовые газы топливного участка после фестона совместно с газами двигателя проходят через поверхность нагрева (водогрейные трубы) утилизационного участка, дополнительно отдавая тепло, тем самым повышая суммарный КПД комбинированного котла.

Наличие фестона и топочного объема топливного участка, через который не проходят газы двигателя, сглаживает отрицательное влияние пульсации потока газов двигателя на процесс горения в топливном участке; газы после двигателя не затекают в топку и не снижают прямую отдачу в ней. Выброс пламени из топки предотвращается подбором вентилятора с напором, превышающим давление газов за фестоном на величину сопротивления последнего и сопротивления воздухонаправляющих устройств в горелочном устройстве.

Наряду с одновременной работой топливного и утилизационного участков предлагаемая конструкция комбинированного котла обеспечивает и раздельную работу каждого участка. При работе только топливного участка дымовые газы после фестона также проходят через поверхность нагрева (водогрейные трубы) утилизационного участка, повышая КПД котла. Для исключения попадания дымовых газов в двигатель на входе в утилизационный участок установлена газоплотная заслонка, которая в этом случае закрывается.

При работе только утилизационного участка закрываются воздушные регистры воздухонаправляющих устройств горелочного устройства топливного участка, и газы не попадают в машинное отделение.

Таким образом, заявляемое техническое решение обладает, по нашему мнению, новизной и подходит под критерий "существенные отличия".

Сущность изобретения пояснена чертежом, где на фиг.1 изображен поперечный разрез комбинированного котла с многократной принудительной циркуляцией (сепаратор пара не показан на чертеже). Цифрами на чертеже обозначены: 1 водогрейные трубы утилизационного участка, 2 входная камера утилизационного участка, 3 выходная камера утилизационного участка, 4 газоплотные экраны топливного участка, 5 входная камера топливного участка, 6 выходная камера топливного участка, 7 экран топливного участка со стороны утилизационного участка, 8 фестон, 9 горелочное устройство, 10 каркас котла с изоляцией, 11 патрубок входа газов от двигателя, 12 патрубок выхода газов из топливного участка, 13 газоплотная заслонка.

Комбинированный котел состоит из поверхности нагрева (водогрейных труб) утилизационного участка, выполненной в виде змеевиков 1, замыкающихся на входную 2 и выходную камеру 3. Поверхность нагрева топливного участка выполнена из газоплотных экранов 4, образующих топку и замыкающихся на входную 5 и выходную 6 камеры. Экран 7 топливного участка со стороны утилизационного котла имеет в нижней части фестон 8 (разводку труб) для выхода дымовых газов топливного участка в газоход утилизационного участка. В топливном участке расположено горелочное устройство 9.

Комбинированный котел снаружи обшит каркасом с изоляцией 10. Отходящие газы двигателя входят во входной патрубок 11 и выходят через патрубок 12, у входного патрубка расположена газоплотная заслонка 13.

Комбинированный котел при одновременной работе утилизационного и топливного участков работает следующим образом. Топливо и воздух через горелочное устройство 9 подаются в топку топливного участка. Дымовые газы из топки через фестон 8 попадают в газоход утилизационного участка и, смешиваясь с отходящими газами двигателя, проходят через змеевики 1 поверхности нагрева утилизационного участка, передавая тепло. Одновременно омывая с наружной стороны газоплотный экран 7, дымовые газы дополнительно передают тепло топливному участку котла.

Циркулирующая вода подается циркуляционным насосом из сепаратора пара (они не показаны на чертеже) во входные камеры 2 и 5, частично испаряется в поверхностях нагрева и в виде пароводяной смеси выходит из выходных камер 3 и 6. Далее пароводяная смесь направляется в сепаратор пара, из которого пар идет к потребителям.

При работе только топливного участка заслонка 13 закрывает входной патрубок 11, предотвращая попадание газов в двигатель, а все дымовые газы из топки проходят через фестон 8, охлаждаясь в нем, и далее через змеевики 1 утилизационного участка выходят из котла через патрубок 12. При этом обеспечивается высокий КПД котла, так как задействованы все поверхности нагрева обоих участков котла. Циркуляционная вода в этом случае подается также во входные камеры 2 и 5.

При работе только утилизационного участка закрываются воздушные регистры воздухонаправляющих устройств горелочного устройства 9; при этом исключается подача газов в машинное отделение. Заслонка 13 устанавливается в положении "открыто", и дымовые газы проходят через поверхность нагрева утилизационного участка, генерируя в них пар.

Циркуляционная вода подается только во входящую камеру 2, а топливный участок остается без воды. Это является допустимым, так как температура газов после двигателя обычно не превышает 450oС, что не превышает предельную температуру углеродистых сталей.

Таким образом, использование предлагаемого изобретения обеспечит одновременную и раздельную работу топливного и утилизационного участков. Также повышается КПД комбинированного котла как при совместной работе, так и при раздельной работе обоих участков.

Класс F22B19/00 Комбинированные водотрубные котлы, те водотрубные котлы горизонтального или наклонного типа со вспомогательными пучками водяных труб, расположенными вертикально или почти вертикально

Класс F22B1/18 теплоносителем является горячий газ, например выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания

комплексный утилизатор тепла сбросных газов -  патент 2523521 (20.07.2014)
парогенератор -  патент 2515579 (10.05.2014)
теплообменник отработавшего газа, в частности, охладитель отработавшего газа для рециркуляции отработавших газов в автомобилях -  патент 2511930 (10.04.2014)
утилизационная установка с паровым котлом -  патент 2493483 (20.09.2013)
котел-утилизатор -  патент 2491479 (27.08.2013)
паровой котел-утилизатор с блоком дожигающих устройств -  патент 2486404 (27.06.2013)
котел-утилизатор (варианты) -  патент 2473008 (20.01.2013)
интеграция по теплу в процессе, включающем газификацию угля и реакцию метанирования -  патент 2472843 (20.01.2013)
система регулирования подачи воды в парогазовую смесь -  патент 2442905 (20.02.2012)
устройство утилизации тепла дымовых газов и способ его работы -  патент 2436011 (10.12.2011)
Наверх