электропривод

Классы МПК:H02P6/00 Устройства для управления синхронными двигателями или другими динамоэлектрическими двигателями с электронными коммутаторами в зависимости от положения ротора; электронные коммутаторы для этого
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики
Приоритеты:
подача заявки:
1992-03-10
публикация патента:

Использование: в системах регулирования скорости вращения или углового положения нагрузки. Сущность: в электропривод, содержащий m-фазный синхронный двигатель с 3-х фазной системой датчиков Холла и m-фазный преобразователь частоты с блоком управления, введены последовательно соединенные трехфазный блок формирователь прямоугольных сигналов и блок аппроксиматоров в виде П-образной резистивной схемы в каждой фазе и общего инвертирующего усилителя. Соотношение коэффициентов передачи по продольной цепи каждой П-образной схемы к параллельной ее цепи, включающей операционный усилитель, равно 3: 1. Это позволяет повысить качество управления за счет исключения влияния разброса и дрейфа параметров датчиков Холла. 3 з. п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Электропривод, содержащий m-фазный синхронный двигатель с трехфазной системой датчиков Холла и соединенный с фазными обмотками двигателя m-фазный преобразователь частоты с блоком управления на сигнальном входе, отличающийся тем, что в него введены последовательно соединенные трехфазные блок формирователей прямоугольных сигналов и блок аппроксиматоров, входы блока формирователей прямоугольных сигналов связаны с выходами соответствующих датчиков Холла, а выходы с частотными входами преобразователя частоты, причем блок аппроксиматоров содержит П-образную резистивную схему в каждой фазе и общий инвертирующий операционный усилитель, к входу которого подключены свободные концы входных резисторов, а к выходу свободные концы выходных резисторов П-образных схем, входы и выходы которых образуют входы и выходы блока аппроксиматоров, а соотношение коэффициентов передачи продольной цепи каждой П-образной схемы и параллельной ей цепи, включающей инвертирующий операционный усилитель, равно 3 1.

2. Электропривод по п.1, отличающийся тем, что резисторы П-образной схемы выполнены с равными сопротивлениями, а коэффициент передачи инвертирующего усилителя равен 1/3.

3. Электропривод по п.1, отличающийся тем, что выходы блока аппроксиматоров соединены с соответствующими входами преобразователя частоты через блок коррекции, содержащий интегрирующие фильтры, входы которых соединены с соответствующими выходами введенного датчика скорости, выполненного на синхронном генераторе.

4. Электропривод по п. 1, отличающийся тем, что в него введены вторые последовательно включенные трехфазные блок формирователей прямоугольных сигналов и блок аппроксиматоров, а двигатель снабжен второй трехфазной системой датчиков Холла, размещенной под углом 30o к первой системе, причем выходы датчиков Холла второй системы соединены с входами второго блока формирователй прямоугольных сигналов, а выходы фаз второго блока аппроксиматоров связаны с выходами соответствующих фаз первого блока аппроксиматоров.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах регулирования скорости вращения или углового положения нагрузки.

Известны электроприводы переменного тока с исполнительными двигателями, снабженными измерителями потока в виде элементов (датчиков Холла) [1]

Наиболее близким к предложенному является электропривод, содержащий m-фазный синхронный двигатель с трехфазной системой датчиков Холла и соединенный с фазными обмотками двигателя m-фазный преобразователь частоты с блоком управления на сигнальном входе [2]

Недостатком известных схем является влияние разбросов и нестабильности параметров датчиков Холла на величину выходного сигнала измерителя потока двигателя, что в конечном счете отрицательно влияет на качество регулирования (изменяется коэффициент усиления, может возникнуть пульсация момента, скорости и т. д.).

Целью изобретения является повышение качества управления за счет исключения влияния разброса и дрейфа параметров датчиков Холла на выходной сигнал измерителя углового положения потока (и ротора двигателя) и приближение зависимости его выходной характеристики к синусоидальной функции.

Указанная цель достигается тем, что в электропривод введены последовательно соединенные трехфазный блок формирователей прямоугольных сигналов и блок аппроксиматоров, входы блока формирователей связаны с выходами соответствующих датчиков Холла, а выходы блока аппроксиматоров связаны с частотным входом преобразователя частоты, причем блок аппроксиматоров содержит П-образную резистивную схему в каждой фазе и общий инвертирующий операционный усилитель, к входу которого подключены свободные концы входных резисторов, а к выходу свободные концы выходных резисторов П-образных схем, входы и выходы которых образуют входы и выходы блока аппроксиматоров, а соотношение коэффициентов передачи по продольной цепи каждой П-образной схемы и параллельной ей цепи, включающей инвертирующий операционный усилитель, равно 3:1, для чего, например, резисторы П-образной схемы выполнены с равными сопротивлениями, а коэффициент передачи инвертирующего усилителя выбран равным одной трети.

Кроме того, во-первых, выходы блока аппроксиматоров соединены с соответствующими входами преобразователя частоты через блок коррекции, содержащий интегрирующие фильтры, входы которых соединены с соответствующими выходами введенного датчика скорости, выполненного на синхронном генераторе, и, во-вторых, в электропривод введены вторые последовательно включенные трехфазный блок формирователей прямоугольных сигналов и блок аппроксиматоров, а двигатель снабжен второй трехфазной системой датчиков Холла, размещенной под углом в 30о по отношению к первой системе, причем выходы датчиков Холла второй системы соединены с входами второго блока формирователей прямоугольного напряжения, а выходы фаз второго блока аппроксиматоров связаны с выходами соответствующих фаз первого блока аппроксиматоров.

На фиг. 1 представлен вариант блок-схемы электропривода с трехфазным преобразователем частоты, а также с трехфазным синхронным генератором (в общем случае число фаз может быть и другим); на фиг. 2 приведены осциллограммы напряжений на входе и выходе блока аппроксиматоров, а также на выходе инвертирующего усилителя.

Электропривод содержит электродвигатель с фазными обмотками 1 и трехфазную систему датчиков Холла 2, размещенных на корпусе двигателя под углом 120о, связанный с выходом датчиков Холла блок формирователей прямоугольных сигналов 3 (выходные транзисторные ключи которого в совокупности с датчиками Холла образуют по существу датчики полярности потока машины), преобразователь частоты 4, содержащий фазные преобразователи 5, блок управления 6, связанный с сигнальным входом преобразователя частоты, схему сравнения 7, связанную выходом с входом блока управления, блок задания сигнала управления 8 (в данном случае потенциометр R) связанный с первым входом схемы сравнения, блок аппроксиматоров 9, содержащий три (по числу фаз системы датчиков) П-образные схемы на резисторах 10-12 с поперечными (входными 10 и выходными 12) резисторами и продольным (расположен в продольной цепи) разделительным резистором 11, а также общий инвертирующий операционный усилитель 13, связанный с выходом блока 9 блок коррекции 14, содержащий три интегрирующих фильтра на операционных усилителях 15, выход которого связан с частотным входом преобразователя частоты 4, синхронный генератор с выходными обмотками 16 (размещены в данной схеме на магнитопроводе синхронного двигателя), блок преобразования 17 напряжения синхронного генератора, связанный выходом со вторым входом схемы сравнения 7.

Электропривод работает следующим образом. При подаче сигнала управления с выхода блока задания 8 на вход блока управления 6 (через схему сравнения 7) преобразователь частоты 4 вырабатывает токи для питания обмоток 1 синхронного двигателя. Последний начинает вращаться и коммутировать датчики Холла 2 и соответственно транзисторные ключи формирователей прямоугольных сигналов 3. При этом на их выходе образуется напряжение прямоугольной формы с постоянной составляющей (U1, U2, U3 на фиг. 2), которое в таком виде непригодно для управления двигателем (в частности, посредством преобразователя частоты 4). Для исключения постоянной составляющей и приближения зависимости величины выходного напряжения измерителей потока от угла поворота ротора к синусоидальной функции напряжения с выходов формирователей 3 подаются на входы блока аппроксиматоров 9. В данном случае эти напряжения через входные резисторы 10 П-образных схем поступают на вход инвертирующего операционного усилителя 13, где суммируются. На выходе инвертирующего усилителя 13 образуется постоянная составляющая напряжения с наложенным на нее напряжением третьей гармоники (U4 на фиг. 2). Это напряжение через выходные резисторы 12 подается на выход блока аппроксиматоров 9, куда также подаются (через продольную цепь, включающую разделительные резисторы 11) напряжения с выходов формирователей 3. При соотношении коэффициентов передачи по продольной цепи каждой П-образной схемы и параллельной ей цепи, включающей инвертирующий операционный усилитель 13 (с выходными 12 и входными 10 резисторами), равном 3:1, на выходе блока аппроксиматоров образуется суммарное напряжение квазисинусоидальной (ступенчатой) формы (U5, U6, U7 на фиг. 2), свободное от постоянной составляющей. В форме кривой выходного напряжения отсутствуют кратные трем- гармоники, а коэффициент гармоник составляет 30% При равенстве сопротивлений резисторов 11 и 12 коэффициент передачи инвертирующего операционного усилителя выбирается равным 1/3, а его выходное напряжение оказывается равным U4=1/3(U1+U2+U3). Отметим, что для большего приближения формы кривой к синусоиде количество датчиков Холла можно увеличить, например, в 2 раза, расположив датчики Холла основной и дополнительной систем под углом 30о. При этом для преобразования сигналов датчиков Холла второй (дополнительной) системы следует использовать дополнительные блок формирователей прямоугольных сигналов и блок аппроксиматоров, выходные напряжения фаз которого следует суммировать c выходными напряжениями соответствующих фаз основного (первого) блока аппроксиматоров. В этом случае в форме кривой кроме кратных трем гармоник будут отсутствовать 5-я, 7-я, 23-я, 25-я и более высокие гармоники. Коэффициент гармоник будет составлять 15% Для дальнейшего улучшения формы можно использовать сглаживающие фильтры типа интегрирующих фильтры 15. Однако они вносят некоторое запаздывание в формирование сигнала управления преобразователем частоты 5. В этом случае, если исполнительный двигатель снабжен датчиком скорости переменного тока (синхронным генератором с обмотками 16 как на фиг. 1), то на интегрирующие фильтры 15, входящие в блок коррекции 14, подаются напряжения с выходов соответствующих фаз синхронного генератора, где они суммируются с напряжениями блока аппроксиматоров 9. На выходе интегрирующих фильтров образуется напряжение, имеющее практически синусоидальную форму, так как амплитуды высших гармоник ослабляются в номер гармоники раз. В этом случае запаздывание на входе фильтров компенсируется сигналом производной потока, каковым и является напряжение синхронного генератора.

Следовательно использование в качестве измерителей углового положения потока машины датчиков полярности потока машины (т. е. элементов Холла с формирователями прямоугольных сигналов) исключает влияние разброса и нестабильности параметров элементов Холла на выходной сигнал измерителей углового положения потока и на характеристики двигателя и привода в целом; введение в цепь формирования сигнала измерителя углового положения потока двигателя блока аппроксиматоров позволяет приблизить к синусоидальной зависимость его выходного напряжения от углового положения потока двигателя, т. е. от углового положения его ротора) и тем самым улучшить форму его выходного сигнала и выходного тока преобразователей частоты, что повышает плавность вращения исполнительного двигателя;

выполнение блока аппроксиматоров на П-образных резистивных схемах с инвертирующим усилителем обеспечивает, кроме улучшения формы выходного напряжения, также и исключение постоянной составляющей, имеющейся на выходе ключевых схем блоков 3 (см. фиг. 1), поскольку при выбранном соотношении коэффициентов передачи продольной цепи и параллельной ей цепи (с операционным усилителем) как 3:1 (в частности, при равных сопротивлениях разделительных и выходных резисторов П-образной схемы и коэффициенте передачи инвертирующего усилителя равным 1/3) на выходе аппроксиматора она полностью компенсируется (см. фиг. 2); введение в электропривод второй системы измерителей потока и преобразователей сигналов повышает качество выходного сигнала аппроксиматора, значительно приближая его зависимость от углового положения ротора к синусоидальной; введение в цепь передачи сигнала с выхода аппроксиматоров на вход преобразователя частоты корректирующих схем позволяет улучшить форму сигнала, управляющего преобразователем частоты, а подача на вход блока коррекции выходного напряжения синхронного генератора компенсирует запаздывание, вносимое схемами коррекции.

Для экспериментальных исследований был изготовлен макет предложенного электропривода. В качестве исполнительного был использован синхронный двигатель с тремя микросхемами типа 1116 КП4, размещенными на его корпусе под углом 120о. Указанные микросхемы представляют собой конструктивно объединенные элементы Холла и формирователь прямоугольных сигналов, которое электрически связаны друг с другом.

Электропривод испытывался в диапазоне частот вращения от 0 до 800 Гц. Испытания показали, что при выходном сигнале микросхем, равном 12 В, на выходе аппроксиматора (выполнен с использованием операционного усилителя 14ОУД6) образуется (за период) шести ступенчатое квазисинусоидальное напряжение (см. на фиг. 2) с амплитудой 4 В. Такую же форму имеет и напряжение на выходе блока коррекции (выполнен на операционных усилителях и корректирующих контурах с постоянной времени электропривод, патент № 206129920 мс) при низких скоростях вращения. Однако на частотах вращения более 30 Гц форма выходного напряжения на выходе блока коррекции становится практически синусоидальной. В этом случае и выходные токи преобразователя частоты приобретают синусоидальную форму, а пульсации момента и скорости вращения отсутствуют.

Класс H02P6/00 Устройства для управления синхронными двигателями или другими динамоэлектрическими двигателями с электронными коммутаторами в зависимости от положения ротора; электронные коммутаторы для этого

способ управления трехфазным вентильным электродвигателем имплантируемого ротационного электронасоса кардиопротеза с обеспечением свойства живучести (варианты) -  патент 2525300 (10.08.2014)
способ управления трехфазным вентильным двигателем -  патент 2522675 (20.07.2014)
способ управления динамическим моментом двигателя-маховика -  патент 2521617 (10.07.2014)
частотно-фазовая система регулирования скорости вращения электродвигателя -  патент 2510126 (20.03.2014)
перезаряжаемый приводной инструмент, блок управления и носитель записи -  патент 2508182 (27.02.2014)
устройство для частотного пуска и регулирования скорости высоковольтного синхронного электродвигателя -  патент 2497268 (27.10.2013)
следящий электропривод -  патент 2489798 (10.08.2013)
способ анализа функционирования электромеханического привода для механизированного управления экраном и привод для его осуществления -  патент 2487460 (10.07.2013)
синхронно-синфазный электропривод -  патент 2485665 (20.06.2013)
инструмент с электрическим приводом, управляющее устройство и носитель информации -  патент 2484945 (20.06.2013)
Наверх