устройство для обучения игре на струнном смычковом инструменте

Классы МПК:G09B15/06 приспособления для развития пальцев и кистей рук; приспособления для постановки пальцев и рук при игре
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Пермяков Александр Павлович
Приоритеты:
подача заявки:
1993-03-16
публикация патента:

Сущность изобретения: устройство содержит опору, паз, имитатор смычка, имитаторы струн, индикаторы, источник питания, выключатель. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. Устройство для обучения игре на струнном смычковом инструменте, содержащее опору с пазом с размещенными в нем выполненными в виде токопроводящих элементов имитаторами четырех струн, жестко закрепленных в стенках опоры по дуге окружности, и имитатором смычка из токопроводящего материала, расположенным с возможностью контакта с имитаторами струн, и источник питания, соединенный первым выводом с цепями имитаторов первой и третьей струн, а вторым выводом с цепью имитаторов второй и четвертой струн и с индикатором положения имитатора смычка, отличающееся тем, что оно снабжено расположенными в пазу дополнительными имитаторами струн, жестко закрепленными в стенках опоры перед имитатором первой струны и после имитатора четвертой струны, и дополнительными индикаторами положения имитатора смычка, при этом первый индикатор положения имитатора смычка, установленный в цепи имитатора второй струны, и второй индикатор положения имитатора смычка, установленный в цепи имитатора третьей струны, выполнены в виде индикаторов одного типа, например белого цвета, а установленные в цепях дополнительных имитаторов струн третий и четвертый индикаторы положения имитатора смычка выполнены в виде индикаторов другого типа, например красного цвета, причем первый вывод источника питания дополнительно связан с цепью первого дополнительного имитатора струны, а второй вывод источника питания дополнительно связан с цепью второго дополнительного имитатора струны.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что дополнительные имитатора струн закреплены в стенках опоры в точках крепления, расположенных на дуге окружности, в точках которой укреплены основные имитаторы струн.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к устройствам для формирования навыка правильного ведения смычка по струнам.

Известен тренажер для обучения игре на струнно-смычковом инструменте. Тренажер выполнен в виде объемной опоры с пазом. В противоположных стенках паза жестко закреплены токопроводящие имитаторы струн по дуге окружности аналогично расположению струн к инструменте с четырьмя струнами. Имитатор смычка снабжен токопроводящим участком. Имитаторы струн и индикатор положения имитатора смычка соединены цепями коммутации с источником постоянного тока [1]

Недостатком этого устройства является его недостаточная эффективность в части формирования правильного ведения смычка по струнам. Это выражается в недостаточно четкой индикации положения смычка и в отсутствии сигнала, ограничивающего положение смычка на крайних (1-й и 4-й) струнах инструмента.

Целью изобретения является повышение эффективности устройства в части формирования навыка правильного ведения смычка по струнам.

На фиг. 1 изображено устройство для обучения игре на струнном смычковом инструменте; на фиг.2 электрическая схема соединений; на фиг.3 схема расположения элементов устройства на имитаторе инструмента.

Устройство для обучения игре на струнном смычковом инструменте содержит опору 1 с пазом 2, в котором может свободно двигаться имитатор смычка 3, выполненный из токопроводящего материала с возможностью контактирования с токопроводящими имитаторами струн 4-7, а также с первым дополнительным имитатором струн 8, расположенным перед имитатором первой струны 4 и с вторым дополнительным имитатором струн 9, расположенным после имитатора четвертой струны 7. При этом все шесть имитаторов струн 4-9 расположены по дуге окружности и соединены в общую электрическую схему с четырьмя световыми индикаторами 10-13 и автономным источником питания 14, снабженным выключателем 15.

Устройство работает следующим образом.

Для обработки навыка правильного движения смычка по одной отдельной струне без задевания соседних струн учащийся ставит имитатор скрипки с устройством в положение для игры, а в правую руку берет имитатор смычка 3 и, как при игре, проводит им по одному из имитатора струн 4-7, жестко закрепленных в стенках опоры 1. В случае касания имитатором смычка соседних имитаторов струн или же дополнительных имитаторов 8 или 9 возникает световой сигнал. Таким образом, при имитации игры на одной струне учащийся добивается отсутствия светового сигнала любого цвета.

Для отработки навыка игры одновременно на двух струнах (игра двойными нотами) контроль положения смычка осуществляется следующим образом.

При игре одновременно на 1-й и 2-й струнах учащийся добивается такого положения имитатора смычка 3, при котором устойчиво (без мигания) горит белая лампочка 11 (справа от грифа).

При надовороте имитатора смычка 3 сначала гаснет белая лампочка 11, а при еще большем недовороте ""заваливании" смычка вправо) загорается красная лампочка 10.

При перевороте загорается еще одна, вторая белая лампочка 12. При игре одновременно на 2-й и 3-ей струнах учащийся добивается такого положения имитатора смычка 3, при котором в полнакала, но без мигания горят обе белые лампочки 11 и 12.

При недовороте или перевороте имитатора смычка 3 цепь размыкается и обе лампочки 11 и 12 гаснут. При игре одновременно на 3-й и 4-й струнах учащийся добивается такого положения имитатора смычка, при котором устойчиво без мигания горит лампочка 12. При недовороте включается вторая белая лампочка 11 и обе лампочки 11 и 12 горят в полнакала.

При перевороте сначала гаснет лампочка 12, а при большем перевороте ("заваливании" смычка влево) загорается красная лампочка 13.

Таким образом, обеспечивается четкий контроль со стороны самого учащегося за правильностью положения смычка как при игре на одной струне, так и при игре одновременно на двух струнах (игра двойными нотами).

Предложенное устройство является простым в изготовлении и освоении учащимися.

Применение устройства ускорит начальный этап обучения, особенно детей 5-6 лет, за счет закрепления двигательно-ориентировочного (опорного) рефлекса посредством световых сигналов, исключив отрицательное психоэмоциональное восприятие звуков реального инструмента.

Наверх