судно на подводных крыльях

Классы МПК:B63B1/28 подвижными 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Зеленодольское проектно-конструкторское бюро
Приоритеты:
подача заявки:
1992-06-14
публикация патента:

Использование: при конструировании судов на подводных крыльях. Цель: создание судов на подъемных подводных крыльях с повышенными эксплутационными качествами и надежностью крыльевого устройства. Сущность изобретения: стойки 3 носового подъемного крыла, расположенные по бортам корпуса 1, жестко связаны между собой наклонными подкосами-стабилизаторами 4 в районе основной плоскости. В месте стыка подкосов-стабилизаторов в диаметральной плоскости корпуса 1 выполнен консольный выступ 8. В рабочем (опущенном) положении носового крыла 2 консольный выступ 8 вставлен в нишу с опорной площадкой 9 на киле корпуса 1 и крепится с помощью стопора 7. Верхние концы стоек 3 шарнирно заакреплены на корпусе 1 с устройством 5 подъема и стопорения с помощью шарниров 6. Для стопорения в поднятом нерабочем положении носового крыла 2 служит стопор 10. 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

Формула изобретения

Судно на подводных крыльях, содержащее килеватый корпус, носовое и кормовое подъемные крылья, установленные на шарнирно поворотных стойках с устройством для их подъема и стопорения в опущенном положении, имеющим опорную площадку со стопором, а также наклонные подкосы-стабилизаторы гидродинамического профиля, отличающееся тем, что упомянутые стойки жестко связаны между собой упомянутыми подкосами-стабилизаторами, а последние выполнены с жестко соединяющим их консольным выступом, имеющим возможность размещения и фиксирования указанным стопором под упомянутой опорной площадкой, которая расположена в нише, выполненной в киле корпуса судна в его диаметральной плоскости.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования судов на подводных крыльях.

Известны суда на подводных крыльях, содержащие килеватый корпус, носовое и кормовое подъемные крылья, установленные на шарнирно поворотных стойках с устройством для их подъема и стопорения в опущенном положении, имеющим опорную площадку со стопором, а также наклонные подкосы-стабилизаторы гидродинамического профиля.

Однако такое судно обладает низкими эксплуатационными качествами из-за сложности конструкции.

Цель изобретения повышение эксплуатационных качеств судна путем упрощения его конструкции.

Это достигается тем, что упомянутые стойки жестко связаны между собой упомянутыми подкосами-стабилизаторами, а последние выполнены с жестко соединяющим их консольным выступом, имеющим возможность размещения и фиксирования вышеуказанным стопором под упомянутой опорной площадкой, которая расположена в нише, выполненной в киле корпуса судна в его диаметральной плоскости.

На фиг. 1 изображен боковой вид носовой оконечности судна на подводных крыльях с опущенным в рабочее положение и поднятым носовым подъемным крылом; на фиг. 2 вид сверху на носовую оконечность судна с опущенным и поднятым носовым подъемным крылом; на фиг. 3 боковой вид носовой оконечности судна с поднятым носовым подъемным крылом; на фиг. 4 вид по стрелке А на фиг. 1 при опущенном носовом подъемном крыле; на фиг. 5 сечение Б-Б на фиг. 4; на фиг. 6 боковой вид носовой оконечности судна с возможным подвариантом компоновки носового подъемного крыла; на фиг. 7 вид по стрелке В на фиг. 6 при опущенном носовом подъемном крыле.

Судно на подводных крыльях содержит корпус 1, подъемное носовое подводное крыло 2 со стойками 3 и наклонные (килеватые) подкосы-стабилизаторы 4, соединяющие стойки 3 с корпусом 1 в районе основной плоскости. Верхние концы стоек 3 шарнирно закреплены на корпусе 1 с устройством 5 подъема и стопорения крыльев с помощью шарниров 6. В опущенном рабочем положении крыло 2 фиксируется стопором 7, соединяющим расположенный на стыке подкосов-стабилизаторов двух бортов консольный выступ 8, располагаемый в нише, с опорной площадкой 9, выполненной в киле корпуса 1 судна в его диаметральной плоскости. В поднятом нерабочем положении крыло 2 со стойками 3 удерживается стопором 10.

На фиг. 6 и 7 приведены (для информации) вид сбоку носовой оконечности судна одного из возможных вариантов компоновки носового подъемного крыла с использованием подкосов-стабилизаторов 4, соединяющих стойки 3 с корпусом 1 в районе киля.

Несущее крыло 2 этого варианта выполнено пересекающим свободную поверхность воды, а вновь введенные стартовые элементы 11 являются продолжением подкосов-стабилизаторов 4 и составляют с ними одно целое.

Подкосы-стабилизаторы 4 имеют профиль типа сегментного, хвостовая часть которого отогнута на 7-15о вниз на длине 0,15-0,25 хорды профиля в зависимости от водоизмещения и крейсерской скорости судна.

Описываемое судно эксплуатируется следующим образом.

На корпусе 1 крыло 2 со стойками 3 и подкосами-стабилизаторами 4 в опущенном рабочем положении закреплено шарнирами 6 и зафиксировано стопором 7, соединяющим консольный выступ 8, расположенный на стыке подкосов-стабилизаторов двух бортов, в нише с опорной площадкой 9. Судно при этом готово к движению на крыльях. При выходе судна на крылья подкосы-спабилизаторы 4, увеличивая динамическую подъемную силу, способствуют отрыву носовой части корпуса 1 от воды на малых скоростях. При этом подкосы-стабилизаторы 4 увеличивают запас остойчивости судна за счет разности погружения подкосов-стабилизаторов с разных бортов при возникновении крена в переходных режимах движения, когда носовая часть корпуса 1 выходит из воды.

В режиме движения судна на крыльях подкосы-стабилизаторы 4 находятся выше ватерлинии крейсерской скорости хода и играют роль стабилизаторов, препятствующих закрыванию судна носом в волну.

Гидродинамические силы, возникающие на подводном крыле 2, стойках 3 и подкосах-стабилизаторах 4, передаются на корпус 1 через шарниры 6 и нишу с опорной площадкой 9.

При необходимости движения судна в водоизмещающем положении в условиях незначительного волнения или на мелководье, а также для осмотра, зачистки и мелкого ремонта крыла 2, стоек 3 и подкосов-стабилизаторов 4 крыло 2 может быть поднятым из воды устройством 5 подъема и стопорения. С этой целью крыло 2 со стойками 3 и подкосами-стабилизаторами 4 освобождается от стопора 7 и с помощью устройства 5, которым оснащены шарниры 6, поворачивается в переднем направлении вверх и фиксируется стопором 10 (фиг. 1,2,3). Судно может двигаться в водоизмещающем положении или могут производиться осмотр, зачистка или мелкий ремонт крыла, стоек и подкосов. Приведение носового крыла 2 в исходное нижнее рабочее положение производится в обратном порядке.

Класс B63B1/28 подвижными 

компактное судно на подводных крыльях -  патент 2421367 (20.06.2011)
судно на диско-крыльях -  патент 2371347 (27.10.2009)
способ стабилизации движения и снижения потребляемой мощности судна на подводных крыльях и устройство для его осуществления в виде кормового механизма коррекции характеристик управляемости судна -  патент 2262463 (20.10.2005)
способ стабилизации движения и снижения потребляемой мощности судна на подводных крыльях и устройство для его осуществления в виде кормового механизма коррекции характеристик управляемости судна -  патент 2262462 (20.10.2005)
способ маневрирования и способ торможения тримарана -  патент 2227104 (20.04.2004)
тримаран на регулируемых межкорпусных подводных крыльях -  патент 2177424 (27.12.2001)
тримаран на подводных крыльях -  патент 2177423 (27.12.2001)
аэро- или гидродинамическая поверхность переменной кривизны -  патент 2167785 (27.05.2001)
быстроходный катер -  патент 2105693 (27.02.1998)
система автоматического управления скоростным судном -  патент 2085430 (27.07.1997)
Наверх