устройство для крепления лобовой части обмотки якоря электрической машины

Классы МПК:H02K3/51 применяемые только для ротора
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Научно-производственное объединение "Новочеркасский электровозостроительный завод"
Приоритеты:
подача заявки:
1993-03-01
публикация патента:

Использование изобретения: крупное электромашиностроение. Сущность изобретения: на лобовые части обмотки якоря 1 наложен один слой стеклобандажной ленты 2 и стеклянное полотно 3. Для утяжки и уплотнения бандажа стеклянное полотно завернуто на поверхность цилиндрического кольца 4 и закреплено несколькими слоями 5 стеклобандажной ленты. На цилиндрическое кольцо 4 намотано трапецеидальное кольцо 7. Это позволяет исключить размотку и сползание бандажа. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВОЙ ЧАСТИ ОБМОТКИ ЯКОРЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащее бандаж из стеклобандажной ленты, намотанной на наложенное на обмотку стеклянное полотно, выступающее за пределы бандажа, конец которого завернут на бандаж и закреплен слоями стеклобандажной ленты, отличающееся тем, что бандаж выполнен кольцевой формы и имеет цилиндрическую часть и намотанный поверх нее трапецеидальный участок, при этом стеклянное полотно закреплено стеклобандажной лентой в месте перехода по продольной оси от цилиндрического участка бандажа к его трапецеидальному участку.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к устройству для крепления лобовых частей обмотки якорей крупных электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности.

Известно устройство для крепления лобовых частей обмотки якоря электрической машины, содержащее охватывающий лобовые части бандаж из изоляционного материала и насаженное на него металлическое бандажное кольцо, с одного торца закрепленное от аксиального смещения кольцом, выполненным из запеченной нетканной стеклянной ленты [1]

Недостатком такого устройства является высокая трудоемкость и энергоемкость изготовления бандажа, обусловленная рядом дополнительных операций (двойная выпечка, проточка бандажа) вызывающих загрязнение окружающей среды (стеклопыль при проточке бандажа), при этом не приводящих к повышению качества и надежности крепления обмоток.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому техническому решению является устройство, содержащее бандаж из стеклобандажной ленты, намотанный на наложенное на обмотку стеклянное полотно, выступающее за пределы бандажа, конец которого завернут на бандаж и закреплен слоями стеклобандажной ленты и боковые упоры из алюминиевых хомутов, которые удаляются после выпечки бандажа [2]

Недостатком этого устройства является применение при намотке и термообработке бандажей толщиной более 1,6 мм временных боковых упоров, препятствующих расползанию бандажа. При удалении упоров после выпечки происходит повреждение бандажа, что снижает его качество.

Целью изобретения является уменьшение габаритов бандажа и повышение надежности крепления обмоток.

Поставленная цель достигается тем, что бандаж выполнен кольцевой формы, и имеет цилиндрическую часть и намотанный поверх нее трапецеидальный участок, при этом стеклянное полотно закреплено стеклобандажной лентой в месте перехода по продольной оси от цилиндрического участка бандажа к его трапецеидальному участку.

Предлагаемое устройство позволяет за счет формы бандажа в виде цилиндрического и трапецеидального колец, армированных по поверхности стеклянным полотном, исключить сползание бандажа при намотке и термообработке, снизить число витков бандажа на 10-15% по сравнению с известными способами.

На чертеже изображен бандаж, продольный разрез.

Устройство для крепления лобовых частей обмоток выполняется следующим образом: на лобовые части обмотки якоря 1 накладывается один слой стеклобандажной ленты 2 и непрерывное стеклянное полотно 3, выступающее за пределы бандажа, сверху полотна наматывается бандаж из стеклобандажной ленты в виде цилиндрического кольца 4. Для утяжки и уплотнения бандажа стеклянное полотно заворачивается на поверхность цилиндрического кольца 4 и закрепляется несколькими слоями стеклобандажной ленты 5, после чего полотно отворачивается в сторону коллектора 6 и на цилиндрическое кольцо наматывается трапецеидальное кольцо 7. Во избежание расползания бандажа кольцо 7 по поверхности армируется непропитанным стеклянным полотном 3, свободный конец которого закрепляется слоями стеклобандажной ленты 8. С целью исключения растрескивания бандажа под последние слои ленты наматывается один слой стеклянной сетки 9. Перед пропиткой и сушкой бандаж уплотняется технологическим цилиндром из слоев фторопласта, электрокартона и стеклобандажной ленты, который после сушки якоря удаляется.

Преимущество предлагаемого устройства перед известным заключается в том, что бандаж в виде цилиндрического и трапецеидального колец, армированных по поверхности стеклянным полотном, позволяет исключить размотку и сползание бандажа, снизить число витков на 10-15% без применения дополнительной оснастки получить монолитный бандаж с высокой теплопроводностью, что способствует лучшему охлаждению обмотки и повышению надежности работы якоря в эксплуатации.

Класс H02K3/51 применяемые только для ротора

ротор электрической машины -  патент 2479094 (10.04.2013)
система вентиляции ротора электрической машины -  патент 2449451 (27.04.2012)
ротор электрической машины -  патент 2298274 (27.04.2007)
ротор электрической машины -  патент 2296410 (27.03.2007)
ротор синхронной неявнополюсной электрической машины -  патент 2296409 (27.03.2007)
ротор синхронной неявнополюсной электрической машины -  патент 2295820 (20.03.2007)
способ сборки ротора неявнополюсной электрической машины -  патент 2248658 (20.03.2005)
ротор электрической машины -  патент 2221321 (10.01.2004)
ротор синхронной неявнополюсной электрической машины с газовым охлаждением -  патент 2214668 (20.10.2003)
якорь для быстроходных электродвигателей с принудительным обдувом воздухом, содержащим абразивную пыль -  патент 2092956 (10.10.1997)
Наверх