способ смазки узлов трения

Классы МПК:F16N15/00 Смазка веществами, отличающимися от масла или консистентных мазей; смазка, отличающаяся применением особых смазочных материалов в специальных аппаратах или при особых условиях
Патентообладатель(и):Восканян Размик Амаякович
Приоритеты:
подача заявки:
1993-07-27
публикация патента:

Использование: в машиностроении, самолетостроении, автомобилестроении, станкостроении и других отраслях, где необходимо обеспечить долговечность функционирования трущихся деталей. Сущность изобретения: в способе смазки узлов трения, включающем нанесение на трущиеся поверхности смазывающей смеси, состоящей из жидкости и тонкодисперсного порошка твердого смазывающего вещества, в качестве твердого смазывающего вещества используют порошок политтрафторэтилена в количестве не менее одного объемного процента смеси, с частицами, имеющими положительную плавучесть и размеры от одного до тридцати микрометров, причем отбор частиц осуществляют путем загрузки порошка в заполненную водой емкость с последующем извлечением частиц, установившихся во взвешенном состоянии. 2 з. п. ф-лы.

Формула изобретения

1. СПОСОБ СМАЗКИ УЗЛОВ ТРЕНИЯ, включающий нанесение на трущиеся поверхности смазывающей смеси, состоящей из жидкости и тонкодисперсного порошка твердого смазывающего вещества, отличающийся тем, что, с целью повышения износостойкости узлов трения, в качестве твердого смазывающего вещества используют порошок политетрафторэтилена (тефлон, фторопласт-4) или политрифторхлорэтилена (фторопласт-3) в количестве не менее 1 об. смеси с частицами, имеющими положительную плавучесть и размеры 1 30 мкм.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что предварительно осуществляют отбор частиц, имеющих положительную плавучесть путем загрузки порошка в заполненную водой емкость с последующим извлечением частиц, установившихся во взвешенном состоянии.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что указанный порошок используют в количестве не более 10% смеси.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к смазке и может быть использовано в машиностроении, самолетостроении, автомобилестроении, станкостроении и других отраслях, где необходимо обеспечить износостойкость, т.е. долговечность функционирования трущихся деталей.

Известен способ смазки узлов трения, включающий фрикционное нанесение на детали пленочных слоев латуни, бронзы или меди. Эти пленочные материалы за счет явления избирательного переноса способствуют долговечности работы трущихся деталей [1]

Техническим недостатком этого способа является возможность необратимого разрушения смазочного слоя.

Известен также способ смазки узлов трения, включающий нанесение на трущиеся поверхности смазывающей смеси, состоящей из жидкости и тонкодисперсного порошка твердого смазывающего вещества [2]

Технический недостаток известного способа заключается в том, что повышение износостойкости трущихся пар незначительно.

Технической задачей изобретения является повышение износостойкости узлов трения.

Сущность изобретения заключается в том, что в способе смазки узлов трения включающем смесь из жидкой фазы и тонкодисперсного порошка твердого смазывающего вещества в качестве твердого смазывающего вещества используют порошок политетрафторэтилена (тефлон, фторопласт 4) или политрифторхлорэтилена (фторопласт 3) в количестве не менее одного объемного процента смеси с частицами, имеющими положительную плавучесть и размеры от одного до тридцать микрометров, при этом отбор частиц, имеющих положительную плавучесть, осуществляют путем загрузки порошка в заполненную водой емкость с последующим извлечением частиц, установившихся во взвешенном состоянии, а указанный порошок используют в количестве не более 10% смеси.

Способ осуществляют следующим образом.

Берут гранулы или порошок фторпласта и в известных диспергаторах сверхтонкого помола измельчают до микронных размеров частиц. Затем измельченный полимер засыпают в емкость с водой и с помощью сетки из воды извлекают те частицы, которые находятся во взвешенном остоянии. После сушки эти частицы, находятся во взвешенном состоянии. После сушки эти частицы смешивают с техническим маслом в соотношении 10% полимера и 90% масла по объему.

Эффективность, надежность и долговечность использования предложенной смеси в трущихся парах характеризуется свойствами самого фторопласта: интервал рабочих температур охватывает от -190оС до 400оС, совмещена химическая стойкость с высокой термостабильностью и оптимальным коэффициентом трения фторопласта.

При работе механизмов тонкодисперсный фторопласт легко заполняет поры и неровности деталей, а также на поверхностях деталей образует тончайший поверхностный пленочный слой, сводя трение между ними к минимуму, практически полностью предотвращая поверхностный износ.

П р и м е р 1. Картер двигателя автомобиля ВАЗ-2108 был залит смесью масла М-10ГИ в количестве 99% и дисперсный фторопласт 1% по объему. Машина эксплуатировалась всесезонно. С этой смесью впервые замена масла была произведена через шесть месяцев, пробежав за это время 30 тысяч километров, т.е. в два раза больше, чем это имело бы место без добавки дисперсного фторопласта. При этом в слитом масле под микроскопом были обнаружены редкие металлические частицы и некоторое изменение цвета масла.

П р и м е р 2. В ту же машину было залито 95% масла и дисперсный фторопласт 5% по объему. Машина с этим маслом пробежала за год 50 тысяч километров без смены масла.

В результате в этом случае в масле под микроскопом не были обнаружены металлические частицы, т.е. фактически масло можно было не менять.

П р и м е р 3. В такую же автомашину было залито 90% масла и дисперсный порошок фторопласта 10% по объему. Машина пробежала с этой смесью около 80 тысяч километров. После слива масла и исследования под микроскопом отдельных капель в них не удалось обнаружить микрочастиц металла, что свидетельствует о высокой эффективности смазки. Однако при эксплуатации было обнаружено некоторое повышение давления масла, достигающее до 5,5 кгс/см2, что приводило к незначительному перерасходу горючего. В то же время в зимнее время при сильных морозах машина очень легко заводилась.

Класс F16N15/00 Смазка веществами, отличающимися от масла или консистентных мазей; смазка, отличающаяся применением особых смазочных материалов в специальных аппаратах или при особых условиях

способ смазки двигателя внутреннего сгорания -  патент 2499898 (27.11.2013)
способ изготовления поверхностей трения с применением твердых смазочных материалов на основе эпоксидных смол -  патент 2487289 (10.07.2013)
способ смазки узлов трения -  патент 2334909 (27.09.2008)
антифрикционный порошковый материал -  патент 2268440 (20.01.2006)
способ повышения долговечности трибосистемы -  патент 2250410 (20.04.2005)
способ смазки узлов трения механических систем и устройство управления системой смазки -  патент 2249757 (10.04.2005)
способ восстановления металлических поверхностей -  патент 2247765 (10.03.2005)
фильтрующее устройство для создания трибохимического режима в системах смазки машин и механизмов -  патент 2223442 (10.02.2004)
способ уменьшения трения пары "латунь-сталь" в керосине -  патент 2212579 (20.09.2003)
способ механической обработки -  патент 2173248 (10.09.2001)
Наверх