главный редуктор вертолета соосной схемы

Классы МПК:B64C27/00 Винтокрылые летательные аппараты; несущие винты для них
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Вертолетный научно-технический комплекс им. Н.И.Камова
Приоритеты:
подача заявки:
1993-04-28
публикация патента:

Изобретение относится к авиации, а именно к трансмиссиям вертолетов соосной схемы и предназначено для повышения надежности и ресурса редуктора. В предлагаемом редукторе, содержащем входной вал 2, два соосных выходных вала 3, 4, выходную ступень редуктора, включающую два ведомых цилиндрических колеса 5, 6, установленных на выходных валах, два ведущих цилиндрических колеса, коническую ступень редуктора, ведущее колесо 9 которой соединено с входным валом, а ведомое - с ведущим цилиндрическим колесом выходной ступени, ведущие и ведомые цилиндрические колеса выходной ступени выполнены соответственно с одинаковым количеством зубьев, коническая ступень снабжена упругим звеном 12 и дополнительным ведомым колесом с тем же количеством зубьев, что и основное, связанным с ведущим колесом выходной ступени упругим звеном, крутильная жесткость которого меньше крутильной жесткости соединения основного ведомого колеса конической ступени и ведущего колеса выходной ступени. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

ГЛАВНЫЙ РЕДУКТОР ВЕРТОЛЕТА СООСНОЙ СХЕМЫ, содержащий входной вал, два соосных выходных вала, выходную ступень редуктора, включающую два ведомых цилиндрических колеса, установленных на выходных валах, два ведущих цилиндрических колеса, коническую ступень редуктора, ведущее колесо которой соединено с входным валом, а ведомое с ведущим цилиндрическим колесом выходной ступени, отличающийся тем, что ведущие и ведомые цилиндрические колеса выходной ступени выполнены соответственно с одинаковым количеством зубьев, коническая ступень снабжена упругим звеном и дополнительным ведомым колесом с тем же количеством зубьев, что и основное, связанным с ведущим колесом выходной ступени упругим звеном, крутильная жесткость которого меньше крутильной жесткости соединения основного ведомого колеса конической ступени и ведущего колеса выходной ступени.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиации, а именно к трансмиссиям вертолетов соосной схемы

Известен главный редуктор вертолета соосной схемы, содержащий входной вал, два соосных выходных вала, выходную ступень, включающую два ведомых цилиндрических зубчатых колеса, установленных на выходных валах, два ведущих цилиндрических зубчатых колеса, и коническую ступень, ведущее колесо которой соединено с входным валом, а ведомое колесо с одним ведущим зубчатым колесом выходной ступени ("Механические передачи вертолетов". Под ред. В.Н.Кестельмана, М. 1983, с. 114, фиг.3.47-б, прототип).

Недостатком известного редуктора является его сложность и низкий ресурс из-за того, что выходная ступень редуктора, включающая промежуточное колесо (для обеспечения вращения валов несущих винтов в разные стороны), а также разные по размерам ведомые и ведущие колеса. Кроме того, в конструкции главного редуктора отсутствует элемент, позволяющий произвести отстройку от резонансных явлений в процессе доводки и эксплуатации редуктора, что снижает ресурс редуктора.

Целью изобретения являются упрощение конструкции и повышение ресурса за счет упрощения выходной ступени и снабжения редуктора упругим элементом.

Указанная цель достигается тем, что в главном редукторе вертолета соосной схемы, содержащем входной вал, два соосных выходных вала, выходную ступень, включающую два ведомых цилиндрических зубчатых колеса, коническую ступень, ведущее колесо которой соединено с входным валом, а ведомое колесо с одним из ведущих цилиндрических колес выходной ступени, ведущие и ведомые колеса выходной ступени соответственно выполнены с одинаковым числом зубьев, коническая ступень снабжена упругим звеном и дополнительным ведомым с тем же количеством зубьев, что и основное ведомое колесо, связанным с другим ведущим колесом выходной ступени упругим звеном, крутильная жесткость которого меньше крутильной жесткости соединения первого ведомого колеса конической ступени и первого ведущего колеса выходной ступени.

На чертеже показан общий вид главного редуктора вертолета.

Главный редуктор вертолета содержит корпус 1, входной вал 2, два соосных выходных вала 3 и 4, выходную ступень главного редуктора, включающую два ведомых цилиндрических колеса 5 и 6 с одинаковым количеством зубьев, установленных на соосных выходных валах 3 и 4 соответственно, два ведущих цилиндрических колеса 7 и 8 с одинаковым числом зубьев, коническую ступень редуктора, ведущее колесо 9 которой соединено с входным валом 2, два ведомых колеса 10 и 11 с одинаковым числом зубьев (основное и дополнительное), последнее соединено с колесом 7 с помощью упругого звена 12, крутильная жесткость которого меньше крутильной жесткости соединения основного ведомого колеса 10 конической ступени и ведущего цилиндрического колеса 8 выходной ступени.

Работает главный редуктор следующим образом.

При вращении входного вала 2 (от двигателя вертолета, на чертеже не показано) во вращение приводится ведущее коническое колесо 9 и находящиеся в зацеплении с ним два ведомых конических колеса 10 и 11 конической ступени редуктора, и далее от них ведущие цилиндрические колеса 7 и 8, и два ведомых зубчатых колеса 5 и 6 выходной ступени редуктора. Одновременно во вращение приводятся и два выходных, соосных вала 3, 4, связанных с колесами 5 и 6.

Вращение от ведомого конического колеса 11 передается на ведущее цилиндрическое колесо 7 через упругое звено 12, что не только обеспечивает определенное демпфирование крутильных колебаний от двигателя, но и позволяет за счет меньшей крутильной жесткости этого упругого звена 12, по сравнению с крутильной жесткостью соединения ведомого колеса 10 с ведущим колесом 8 выходной ступени, провести отстройку от резонансных явлений в ветвях кинематической цепи для привода одного выходного вала от цепи привода другого выходного вала (выходные валы 3 и 4 имеют одинаковую частоту вращения, что свойственно для современных соосных вертолетов и, следовательно, динамические возбуждения от несущих винтов, двигателей и элементов главного редуктора могут вызывать резонансные явления), что в свою очередь повышает ресурс редуктора и его надежность работы.

Наличие в главном редукторе одинаковых по числу зубьев ведущих и одинаковых ведомых цилиндрических зубчатых колес упрощает конструкцию редуктора, упрощает его изготовление и ремонт.

Класс B64C27/00 Винтокрылые летательные аппараты; несущие винты для них

турбовинтовая силовая установка разнесенной винтовой схемы с переключающими реактивными и винтовыми типами тяг воздушного летательного аппарата -  патент 2529737 (27.09.2014)
электронная система управления полетом для летательного аппарата, выполненного с возможностью висения -  патент 2529573 (27.09.2014)
криогенный электрический вертолет-самолет -  патент 2529568 (27.09.2014)
лопасть несущего винта летательного аппарата -  патент 2529065 (27.09.2014)
способ управления вертолетом и стабилизации реактивного момента без хвостового винта -  патент 2527602 (10.09.2014)
беспилотный вертолет-самолет с гибридной силовой установкой (варианты) -  патент 2527248 (27.08.2014)
привод хвостового винта вертолета -  патент 2526331 (20.08.2014)
способ регулирования скорости движения гибридного вертолета -  патент 2525357 (10.08.2014)
винт вертолета и вертолет (варианты), содержащий этот винт -  патент 2525356 (10.08.2014)
регулируемая трансмиссия винтокрылого летательного аппарата -  патент 2525353 (10.08.2014)
Наверх