причальное устройство для летательного аппарата легче воздуха

Классы МПК:B64B1/66 устройства для причаливания
B64F1/14 вышки или мачты для крепления дирижаблей или аэростатов
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Егоршев Анатолий Викторович (RU),
Комаров Владимир Александрович (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
1991-12-10
публикация патента:

Использование: в технике причаливания и швартовки летательных аппаратов легче воздуха. Сущность изобретения: для расширения эксплуатационных возможностей устройства за счет повышения оперативности транспортирования устройства и уменьшения потребной площади для стоянки летательного аппарата, причальное устройство для летательного аппарата легче воздуха содержит основание 1, на котором установлены колеса-домкраты 2, и поворотную опору 4. По разные стороны от оси 5 поворота на опоре 4 закреплены зажимы 7 для шасси причаливаемого летательного аппарата. Кроме того на опоре 4, также по разные стороны от оси 5 поворота, попарно закреплены удлиняемые в противоположных направлениях крепежные балки 8 с лебедками 9. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

ПРИЧАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ЛЕГЧЕ ВОЗДУХА, содержащее поворотную опору и связанную с ней основную крепежную балку с лебедкой, отличающееся тем, что оно снабжено колесами-домкратами, а поворотная опора - зажимами для шасси летательного аппарата и дополнительными крепежными балками с лебедками, причем все упомянутые крепежные балки выполнены удлиняемыми и закреплены на поворотной опоре противоположно направленными парами с возможностью относительного поворота и фиксации в рабочем и транспортном положениях.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технике причаливания и швартовки летательных аппаратов (ЛА) легче воздуха, например дирижаблей, веретенообразных аэростатов и т.д. в полевых условиях.

Известен способ и устройство закрепления дирижабля на земле [1] с расположением вращающейся точки крепления в стационарно установленном приспособлении, находящемся вблизи от центра масс дирижабля.

Недостатком указанного устройства является то, что при жестком закреплении дирижабля в одной точке низка надежность крепления и приходится дополнительно увеличивать жесткость и прочность его конструкции и, следовательно, ухудшать массово-инерционные характеристики дирижабля. Устройство стационарно и не приспособлено к оперативному перемещению на небольшие расстояния.

Наиболее близким к предлагаемому устройству по технической сущности является причальное устройство для летательного аппарата легче воздуха, содержащее поворотную опору и связанную с ней основную крепежную балку с лебедкой [2]

Недостатками устройства являются:

требуемая площадь стоянки ЛА при креплении носовой его части к поворотной опоре-мачте до четырех раз больше, чем потребная площадь при шарнирном его креплении в срединной части;

большое расстояние между точкой опоры (поворота) и центром давления аэростата создает высокочувствительную систему реагирования на ветровые стояночные нагрузки, что снижает надежность (прочность, износ и устойчивость) крепления;

для крепления больших аэростатов требуется очень высокая опора-мачта;

опора-мачта не приспособлена к оперативному перемещению на небольшие расстояния.

Таким образом, устройство имеет низкие эксплуатационные характеристики (возможности) даже при благоприятных погодных условиях, что затрудняет свободу выбора площадки для стоянки, а также способа погрузки-выгрузки транспортируемого груза различных конфигураций, габаритов и массы.

Техническая задача изобретения расширение эксплуатационных возможностей устройства за счет повышения оперативности транспортирования устройства и уменьшения потребной площади для стоянки ЛА.

Для достижения данной задачи причальное устройство для летательного аппарата легче воздуха, содержащее поворотную опору и связанную с ней основную крепежную балку с лебедкой, снабжено колесами-домкратами, а поворотная опора зажимами для шасси летательного аппарата и дополнительными крепежными балками с лебедками, причем все упомянутые крепежные балки выполнены удлиняемыми и закреплены на поворотной опоре противоположно направленными парами с возможностью относительного поворота и фиксации в рабочем и транспортном положениях.

На фиг. 1 изображено устройство в транспортируемом положении, общий вид; на фиг. 2 то же, рабочее положение.

Причальное устройство для летательного аппарата легче воздуха содержит основание 1, на котором установлены легкосъемные и регулируемые по высоте транспортировочные колеса-домкраты 2, свободно ориентирующиеся на грунте 3, и поворотную опору 4.

По разные стороны от оси 5 поворота на опоре 4 посредством кронштейнов 6 закреплены зажимы 7 для шасси причаливаемого ЛА. Кроме того на поворотной опоре 4, также по разные стороны от оси 5 поворота, попарно закреплены удлиняемые в противоположных направлениях крепежные балки 8 с лебедками 9. Лебедки 9 имеют стопорные устройства, рассчитанные на предельные усилия натяжения привязных тросов 10 для ЛА.

Основание 1 снабжено противосдвиговыми шипами 11. Оно может быть дополнительно оснащено специальными швартовочными устройствами для закрепления на грунте (не показано).

Каждая крепежная балка 8 закреплена на поворотной опоре 4 с возможностью относительного поворота вокруг оси 12. Закрепление осуществляют попарно, размещая балки 8 в противоположных направлениях. В рабочем и транспортном положениях каждая балка 8 фиксируется через совмещенные отверстия 13 в кронштейне 6 и крепежной балке 8 стопорным штифтом 14.

Ролик 15, установленный на крепежной балке 8, служит для перемещения по нему выдвижной части 16 балки 8. При совмещении отверстия в крепежной балке 8 и выдвижной ее части 16 производится фиксация стопорными штифтами на выбранной длине балки.

Поворотная опора 4 в транспортируемом положении неподвижно фиксируется на основании 1 с помощью стопора 17. Такелажные узлы 18 установлены на крепежных балках 8 и используются для крепления якорей гондолы ЛА.

Причальное устройство для латательного аппарата легче воздуха работает следующим образом.

В зоне предстоящего приземления (базирования) ЛА выбирают площадку для закрепления ЛА на земле, выгрузки доставляемых грузов и пассажиров, стоянки и новой загрузки ЛА. Туда доставляют мобильное причальное устройство. С учетом особенностей ЛА (наличие работающих двигателей, величина массы груза и порядок его размещения, расположение оперения, гондолы и шасси), а также условий маневрирования при заходе на посадку, прочности грунта и т.п. причальное устройство устанавливают на колеса-домкраты 2 на грунте 3 и продольную ось основания 1 ориентируют по направлению господствующего ветра. Регулируя высоту колес-домкратов 2, основание 1 закрепляют на грунте 3 с помощью шипов 11, растяжек, анкеров и других швартовочных устройств, необходимых для восприятия всех нагрузок и удержания ЛА. Освобождают поворотную опору 4 от стопора 17, а крепежные балки 8 от стопорных штифтов 14, перемещают по роликам 15 выдвижные части 16 и закрепляют их на крепежных балках 8 в рабочем положении. Крепежные балки 8 разводят (поворачивают) на необходимый для улавливания колес шасси ЛА и крепления гондолы, каркаса и оболочки угол и фиксируют стопорными штифтами 14 в рабочем положении. С ЛА сбрасывают закрепленные на гондоле, каркасе и оболочке якоря, которые ловят и соединяют с концами троса 10 на лебедках 9. Убедившись в возможности дальнейших действий по причаливанию, колеса-домкраты 2 демонтируют при необходимости с основания 1. С помощью лебедок 9 приводят ЛА к точке закрепления стойки и колес шасси ЛА на поворотной опоре 4, после чего заневоливают колеса ЛА зажимами 7, включающими в себя также набор хомутов, лент и других контровочных элементов. Лебедки стопорят, обеспечив соответствующее расчету натяжение тросов 10. Якоря (стержни, тросовые растяжки) гондолы ЛА закрепляют на такелажных узлах 18 крепежных балок 8.

Летательный аппарат, закрепленный на поворотной опоре 4 указанным образом, имеет возможность поворачиваться или вращаться вокруг центральной оси 5 (совпадающей с осью рыскания ЛА) и останавливаться автоматически в направлении господствующего ветра. Тормозное устройство (не показано) или стопор 17 позволяет временно исключить перемещения гондолы ЛА относительно причального устройства и обеспечить безопасное проведение разгрузочно-погрузочных работ. Во время стоянки, когда на ЛА не производятся работы, стопор 17 вынимают из совмещенных отверстий в поворотной опоре 4 и основании 1.

Оснащение причального устройства легкосъемными регулируемыми по высоте колесами-домкратами повышает мобильность и оперативность поиска площадки для приема ЛА в местах, где нет возможности или нецелесообразно создавать стационарные причалы для ЛА легче воздуха. Одновременное и симметричное относительно оси вращения поворотной опоры закрепление на причальном устройстве шасси, гондолы, каркаса и оболочки ЛА позволяет сократить потребную площадь для стоянки до четырех раз по сравнению с причаливанием к носовой мачте-опоре. При этом повышается надежность улавливания ЛА, устойчивость и прочность его крепления, удобство при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Класс B64B1/66 устройства для причаливания

способы взлета и посадки летательных аппаратов и взлетно-посадочная система для осуществления этих способов -  патент 2466913 (20.11.2012)
устройство для швартовки летательных аппаратов -  патент 2449926 (10.05.2012)
летательный аппарат аварийно-спасательный -  патент 2337855 (10.11.2008)
способ причаливания дирижабля и реализующее устройство - воздушный причальный буксир -  патент 2310581 (20.11.2007)
запуск высотных дирижаблей -  патент 2231474 (27.06.2004)
безбалластный дирижабль конструкции корнюха с.в. -  патент 2220071 (27.12.2003)
дирижабль и якорь дирижабля (варианты) -  патент 2174481 (10.10.2001)
дирижабль -  патент 2055003 (27.02.1996)
якорь -  патент 2043264 (10.09.1995)

Класс B64F1/14 вышки или мачты для крепления дирижаблей или аэростатов

Наверх