устройство для выпрессовки деталей типа вал-втулка

Классы МПК:B23P19/02 для соединения изделий запрессовкой или для разборки запрессованных изделий
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Рижское производственное предприятие "Спрут Индастриз"
Приоритеты:
подача заявки:
1991-12-19
публикация патента:

Использование: при ремонте автотранспортных средств. Сущность изобретения: выпрессовывают вал в полый шток 1 гидроцилиндра выпрессовочным винтом 8, расположенным по центру траверсы 7. Шток 1, вал, винт 8 расположены по одной оси, внутренний диаметр штока 1 больше диаметра вала, а диаметр винта 8 не больше диаметра вала. Выпрессовка производится за несколько циклов. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫПРЕССОВКИ ДЕТАЛЕЙ ТИПА ВАЛ-ВТУЛКА, содержащее гидроцилиндр, выполненный в виде гильзы с нижней и верхней крышками, поршня и штока, две параллельные тяги, траверсу с выпрессовывающим инструментом, отличающееся тем, что шток гидроцилиндра выполнен полым и установлен вдоль оси выпрессовываемого вала, траверса выполнена с центральным отверстием, тяги одними своими концами закреплены в верхней крышке гидроцилиндра, а два других конца пропущены через траверсу, выпрессовочный инструмент выполнен в виде винта и установлен в центральном отверстии траверсы, при этом внутренний диаметр штока больше диаметра выпрессовываемого вала, а диаметр выпрессовочного инструмента не больше диаметра выпрессовываемого вала.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в центральном отверстии траверсы установлена втулка с резьбой под винт выпрессовочного инструмента.

3. Устройство по пп.1 и 2, отличающееся тем, что с торцов выпрессовываемого вала установлены центрирующие адаптеры.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к механосборочным работам, а именно к приспособлениям, применяемым при ремонте автотранспортных средств для выпрессовки деталей типа вал-втулка, преимущественно шкворней поворотных цапф автомобилей ЗИЛ, КАМАЗ.

Обычно для выпрессовки деталей типа вал-втулка, в том числе шкворней, используют молотки и кувалды, что приводит к деформации и разрушению деталей.

Известен гидравлический съемник, состоящий из гидравлического цилиндра, опорной траверсы, силовых стоек (Семенов В.М. Нестандартный инструмент для разборно-сборочных работ. М. Агропромиздат, 1985, с. 288, 236, рис. 191 б).

Недостатком этого гидравлического съемника является использование гидроцилиндра большого хода (насоса большого объема жидкости). Это определяется выпрессовкой вала (шкворня) за один ход поршня. Большие габариты гидроцилиндра затрудняют его установку на передней балке, особенно при выпрессовке вниз шкворней с конической поверхностью. При установке гидроцилиндра над шкворней из-за больших габаритов создается значительный опрокидывающий момент, что ведет к перекосу, т.е. появлению задира и деформации узла, а также выходу из строя устройства выпрессовки.

Известен также съемник, содержащий гидроцилиндр, поршень с полым штоком (авт.св. СССР N 795932, кл. В 25 В 27/02, 1981).

Этот съемник не пригоден для распрессовки шкворней, так как шкворни не имеют выступающей из распрессовываемого узла части, захват которой производится в известном устройстве при выпрессовке, для чего предусмотрены эксцентриковые ролики.

Известно также устройство для выпрессовки и запрессовки гладких валов, содержащее гидроцилиндр, поршень которого связан с полым штоком (авт.св. СССР N 1180222, кл. В 23 Р 19/02, 1985).

Однако в этом устройстве шкворень не имеет выступающей части и не может быть выпрессован несмотря на еще более сложные захваты и толкатели.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для разборки деталей типа вал-втулка, включающее цилиндр, состоящий из гильзы, поршня, штока, нижней и верхней крышек, а также тяги, траверсу, выпрессовывающий инструмент (авт.св. СССР N 673414, кл. В 23 Р 19/02, 1979).

Недостатками этого устройства являются наличие двух параллельных гидроцилиндров, штоки которых связаны дополнительной траверсой, необходимость синхронизации работы гидроцилиндров для избежания перекоса, а также установка тяг с возможностью углового поворота относительно оси выпрессовки, поскольку в устройстве в процессе выпрессовки нарушается соосность. В прототипе выпрессовка проводится за один ход поршня и при больших начальных нагрузках из-за длины большей, чем длина шкворня, и выполнения выпрессовочного инструмента изогнутым происходит нарушение соосности, потеря жесткости и изгиб инструмента, что делает ненадежным съемник.

Задачей изобретения является создание переносного малогабаритного надежного устройства для выпрессовки деталей типа вал-втулка, преимущественно съемника изношенных шкворней, в том числе заклиненных, без снятия переднего моста с автомобиля. Техническим результатом является ступенчатый процесс выпрессовки шкворня через полый шток выпрессовочным инструментом. При этом оси съемника и шкворня совпадают, а съемник в целом имеет большую надежность при меньших габаритах.

Это достигается тем, что предлагаемое устройство для выпрессовки деталей типа вал-втулка (гидравлический съемник) состоит из гидроцилиндра, двух параллельных тяг и траверсы с выпрессовочным инструментом.

В отличие от известного устройства, шток гидроцилиндра выполнен полым, расположен вдоль оси шкворня, а внутренний диаметр штока больше диаметра шкворня. Концы тяг вмонтированы в верхнюю крышку гидроцилиндра, а другие два конца пропущены через траверсу в центральном отверстии которой вкручен выпрессовывающий инструмент, выполненный в виде винта, диаметр которого не больше диаметра шкворня. Шток, шкворень и втулка расположены последовательно на одной оси. В траверсе может быть расположена втулка, так что винт вкручен во втулку. С торцов шкворня могут быть установлены адаптеры для центрирования выпрессовываемого шкворня относительно отверстия в штоке, например шайба или диск со штырями, входящий в отверстия предохранительной крышки кулака (крышки сняты до выпрессовки).

Причинно-следственная связь между совокупностью существенных признаков и техническим результатом заключается в ступенчатом процессе выпрессовки, перемещении шкворня (вала) в полый шток, выполнении винта прямым и установлении соосно шкворню. Благодаря такому конструктивному выполнению в момент страгивания шкворня вылет винта незначителен, что обеспечивает жесткость инструмента. При введении втулки в траверсу увеличивается долговечность съемника, так как при приложении дополнительных усилий к винту втулка позволяет разгрузить резьбу. Кроме того, она позволяет оперативно перейти на другой типоразмер выпрессовывающего инструмента, т.е. универсализировать съемник. Адаптеры также увеличивают надежность съемника.

На чертеже изображено устройство выпрессовки деталей типа вал-втулка, продольный разрез.

Устройство включает гидроцилиндр одностороннего действия с двухсторонним полым штоком 1, гильзу 2, поршень 3, нижнюю крышку 4 и верхнюю крышку 5. Два конца параллельных тяг 6 вмонтированы в верхнюю крышку 5 гидроцилиндра, а два других конца пропущены через траверсу 7 и закреплены гайками. Через центральное отверстие траверсы 7 вкручен винт 8, диаметр которого не больше диаметра шкворня 9. Полый шток 1 имеет диаметр больше диаметра шкворня 9. В траверсе может быть расположена втулка 10, так что винт 8 вкручен во втулку 10. С торцов шкворня 9 могут быть установлены адаптеры, например диск 11, штыри которого совпадают с отверстиями предохранительной крышки, снимающейся перед выпрессовкой, и шайба 12.

Устройство работает следующим образом.

Перед выпрессовкой с переднего моста автомобиля снимается колесо со ступицей и отъединяется опорный диск. В исходном положении траверса 7 с винтом 8 снята со съемника. Гидроцилиндр с тягами 6 подводится к распрессованному узлу в положение, соосное выпрессовываемой детали шкворню 9. Траверса 7 с винтом 8 надевается на тяги 6, фиксируется гайками. Винт 8 подводится до упора в торец шкворня 9, так что шток 1 упирается в корпус распрессовываемого узла. Рабочая жидкость (масло) подается в рабочую полость гидроцилиндра известным путем через штуцер. Происходит перемещение гильзы 2 цилиндра с крышками 4 и 5 и траверсы 7 с винтом 8 относительно корпуса распрессовываемого узла, при этом выпрессовывающий инструмент винт 8 толкает шкворень 9 по оси и выпрессовывает его часть в полость штока 1. После окончания поступательного движения поршня 3 проводят его возврат в исходное положение винтом 8 (например, с помощью воротка). Процесс выдавливания шкворня в полость штока повторяется несколько раз до полной выпрессовки. Для страгивания заклиненного шкворня допустимо разовое ударное воздействие по винту 8, при этом происходит сдвиг втулки 10 относительно траверсы 7, что сохраняет резьбу винта.

Съемник предназначен для использования в машиностроении, а именно для разборки узлов автотранспортных средств, преимущественно для выпрессовки шкворней поворотных цапф автомобилей ЗИЛ, КАМАЗ.

Изобретение может быть осуществлено с помощью описанных или известных средств.

Предлагаемый гидравлический съемник способен обеспечить достижение ожидаемого технического результата.

Таким образом, изобретение соответствует требованию "промышленная применимость".

Класс B23P19/02 для соединения изделий запрессовкой или для разборки запрессованных изделий

способ соединения гофрированного шланга с корпусом, система с гофрированным шлангом и соединенным с ним корпусом и воздушное средство сообщения, по меньшей мере, с одной указанной системой -  патент 2493470 (20.09.2013)
запрессовочный пресс для колесных пар -  патент 2476303 (27.02.2013)
способ установки втулки вокруг части вала по прессовой посадке -  патент 2475925 (20.02.2013)
устройство для снятия подшипника с вала -  патент 2433030 (10.11.2011)
приспособление для сборки деталей -  патент 2433029 (10.11.2011)
устройство для гидрораспрессовки и гидронапрессовки переднего и заднего колец подшипников с шейкой оси колесной пары -  патент 2429959 (27.09.2011)
способ индукционной распрессовки соединения вал-втулка -  патент 2399474 (20.09.2010)
устройство для индукционной разборки прессового соединения вала с рабочим колесом ротора паровой турбины, имеющим лопатки -  патент 2388584 (10.05.2010)
съемник -  патент 2374042 (27.11.2009)
способ соединения деталей с натягом -  патент 2357111 (27.05.2009)
Наверх