способ определения технического состояния системы автоматического регулирования турбоагрегата

Классы МПК:F01D21/14 реагирующие на изменение других специфических условий 
F01D17/20 устройства, содержащие датчики и исполнительные органы со средствами передачи между ними, например устройства с сервоприводами
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Московский энергетический институт (технический университет)
Приоритеты:
подача заявки:
1994-06-29
публикация патента:

Изобретение относится к способам технической диагностики автоматических систем регулирования (АСР) паровых турбин (ПТ) и позволяет повысить надежность, безопастность и эффективность турбоагрегата путем обеспечения оперативного определения работоспособности АСР ПТ. Способ заключается в сравнении текущих и эталонных значений коэффициентов корреляции между входными и выходными координатами каналов регулирования и отдельных элеменов, составляющих эти каналы. Так, если отсечной золотник 10 сервомотора 13 потерял работоспособность, клапан 16 части высокого давления перестает отзываться на входные воздействия. В этом случае возрастает связь между мощностью и давлением в камере первого отбора и между мощностью и давлением в камере второго отбора, ибо колебания давлений приводят к перемещению сервомоторов клапанов частей среднего и низкого давлений, а сервомотор части высокого давления не может компенсировать эти возмущения. В результате увеличиваются коэффициенты корреляции между давлениями и мощностью. Изменение коэффициентов корреляции в процессе работы турбоагрегата позволяет на ранней стадии обнаружить вначале неисправный канал регулирования, а затем выявить тот элемент, который привел к нарушению работоспособности АСР. Полученная количественная оценка неисправности позволяет решить вопрос о возможности продолжения эксплуатации турбоагрегата или необходимости его остановки и проведения ремонта. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБОАГРЕГАТА с каналами регулирования частоты вращения ротора и давления пара в камерах первого и второго отборов, содержащими последовательно включенные элементы, путем измерения значений мощности генератора, входных координат каналов регулирования, частоты вращения и давлений пара и выходных координат сервомоторов, формирования характерных показателй на основе результатов измерения, сопоставления этих показателей с эталонными значениями и установления нарушения работоспособности системы по результатам сопоставления, отличающийся тем, что дополнительно измеряют значения выходных координат элементов каналов, характерные показатели формируют в виде коэффициентов корреляции между измеренными значениями мощности и давления в камере первого отбора мощности и давлении в камере второго отбора, давлений в камерах первого и второго отборов и между измеренными значениями входных и выходных координат каждого из последовательно включенных элементов каждого из каналов регулирования, сопоставляют значения сформированных коэффициентов корреляции с их эталонными значениями и устанавливают нарушение работоспособности канала регулирования частоты вращения при совместном увеличении коэффициента корреляции между мощностью и давлением в камере первого отбора и коэффициента корреляции между мощностью и давлением в камере второго отбора, устанавливают нарушение работоспособности канала регулирования давления пара в камере первого отбора при совместном увеличении коэффициента корреляции между мощностью и давлением в камере первого отбора и коэффициента корреляции между давлениями в камерах первого и второго отборов, устанавливают нарушение работоспособности канала регулирования давления пара в камере второго отбора при совместном увеличении коэффициента корреляции между мощностью и давлением в камере второго отбора и коэффициента коррелляции между давлениями в камерах первого и второго отборов, а после установления нарушения работоспособности в одном из каналов регулирования устанавливают нарушение работоспособности конкретного элемента этого канала при уменьшении коэффициента корреляции между измеренными значениями входной и выходной координат данного элемента.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам технической диагностики автоматических систем регулирования (АСР) паровых турбин (ПТ) и может быть использовано при эксплуатации ПТ различных типов, преимущественно теплофикационных турбин с регулируемыми отборами пара и связанной системой регулирования.

Известны способы определения технического состояния АСР ПТ с помощью устройства, оценивающего состояние АСР ПТ на основании измерения и сравнения с эталонными значениями выходного сигнала АСР и времени его запаздывания при подаче на вход единичного прямоугольного импульса заданной длительности и амплитуды [1] или путем сравнения сигналов датчика хода поршня гидроцилиндра привода регулирующего клапана и датчика давления рабочей жидкости в этом гидроцилиндре с заранее заложенными номинальными характеристиками и анализа состояния системы регулирования по рассогласованию сигналов [2] Известен также способ, где сравниваются сигналы датчиков перемещений органов АСР, давлений, а также индикаторов активной нагрузки генератора и частоты вращения с соответствующими эталонными характеристиками, хранимыми в памяти ЭВМ [3]

Указанные способы наряду со своими достоинствами: оперативностью, возможностью выявления неисправностей на ранней стадии их развития, удобством и разнообразием предупреждающей информации в виде показания прибора, информации на телемониторе, светового или звукового сигнала, имеют несколько недостатков, ограничивающих широкое применение указанных способов. Во-первых, не всегда возможно вносить в работающее оборудование искусственные возмущения для проведения диагностических мероприятий, так как это означает изменение режима работы. Во-вторых, номинальные характеристики могут быть получены лишь с некоторым приближением к эталонным. Даже характеристики, зафиксированные при сдаточных заводских испытаниях новых АСР, не могут считаться эталонными, хотя бы в силу разброса свойств материалов, размеров, условий изготовления и сборки. В-третьих, эти способы не могут быть применены в турбоустановках, уже находящихся в эксплуатации, так как их эталонные характеристики неизвестны. Взять же за основу характеристики, имевшиеся на момент оборудования АСР диагностическим комплексом, нельзя: на них могут сказаться уже появившиеся в АСР неисправности. Процедура сравнения эталонных и реальных характеристик достаточно сложна, дает неоднозначный результат с большой погрешностью, особенно в случаях, когда характеристики нелинейны. И, наконец, самое главное: указанные способы основаны на косвенных методах определения технического состояния, работоспособности и диагностики неисправностей, не обеспечивают выявления конкретного отказавшего элемента.

Техническая задача заключается в повышении надежности и эффективности эксплуатации турбоагрегата путем обеспечения оперативного и обоснованного определения работоспособности каналов регулирования и их элементов.

Поставленная задача решается тем, что по способу определения технического состояния системы автоматического регулирования турбоагрегата с каналами регулирования частоты вращения и давления пара в камерах первого и второго отборов, содержащими последовательно включенные элементы, путем изменения значений мощности генератора, входных координат каналов регулирования частоты вращения и давления пара и выходных координат сервомоторов, формирования характерных показателей на основе результатов измерения, сопоставления этих показателей с эталонными значениями и выявления нарушения работоспособности системы по результатам сопоставления дополнительно измеряют значения выходных координат элементов каналов, характерные показатели формируют в виде коэффициентов корреляции между измеренными значениями мощности и давления в камере первого отбора, мощности и давления в камере второго отбора, давлений в камерах первого и второго отборов и между измеренными значениями входных и выходных координат каждого из последовательно включенных элементов каждого из каналов регулирования, сопоставляют значения сформированных коэффициентов корреляции с их эталонными значениями и выявляют нарушение работоспособности канала регулирования частоты вращения при совместном увеличении коэффициента корреляции между мощностью и давлением в камере первого отбора и коэффициента корреляции между мощностью и давлением в камере второго отбора, выявляют нарушение работоспособности канала регулирования давления пара в камере первого отбора при совместном увеличении коэффициента корреляции между мощностью и давлением в камере первого отбора и коэффициента корреляции между давлениями в камерах первого и второго отборов, выявляют нарушение работоспособности канала регулирования давления пара в камере второго отбора при совместном увеличении коэффициента корреляции между мощностью и давлением в камере второго отбора и коэффициента корреляции между давлениями в камерах первого и второго отборов, а после выявления нарушения работоспособности в одном из каналов регулирования выявляют нарушение работоспособности конкретного элемента этого канала при уменьшении коэффициента корреляции между измеренными значениями входной и выходной координат данного элемента.

Предполагается оценивать качество работы элементов или системы регулирования сравнения с эталонными коэффициентами корреляции входных и выходных сигналов элементов. Характеристики элементов отражают правильность функционирования АСР, выполнение определенных соотношений и зависимостей, а коэффициенты корреляции показывают степень связи координат системы, что при оценке технического состояния автоматических систем и их диагностике более естественно. При этом коэффициенты корреляции дают однозначную количественную оценку состояния работоспособности АСР.

Случайный характер сигналов АСР позволяет применить понятия и методы теории вероятностей, связанные с коэффициентами корреляции. Если АСР исправна, то любому значению Xi входного сигнала соответствует единственное и определенное по статической характеристике значение выходного сигнала Yi, функция Y=f(X) будет с точностью до помех детерминированной, а коэффициент корреляции Rxy= 1- способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506, где способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506 <1 систематическая составляющая, связанная с конструктивными или эксплуатационными особенностями АСР (например, величиной перекрыш в золотниках или помехами) и легко рассчитываемая или определяемая экспериментально для каждого канала или элемента. Использование полученного заранее значения способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506 позволяет более объективно и обоснованно оценить работоспособность АСР. Если и АСР появляются отклонения от нормы в виде люфта, заедания подвижных деталей, затирания поверхностей, обрывов штоков клапанов и т. д. то это ведет к тому, что одному значению Xi могут соответствовать различные значения Yi. В этом случае связанность координат уменьшается, коэффициент корреляции Rxy меньше значения (1- способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506) и чем большей неисправность, тем меньшее значение Rxy. В пределе, когда АСР полностью перестает выполнять свои функции и пропадет всякая связанность координат X и Y, Rxy=0.

На фиг. 1 представлена функциональная схема связанной АСР турбоагрегата с двумя регулируемыми отборами пар; на фиг. 2 принципиальная схема устройства для диагностики системы регулирования и отдельных ее элементов, реализующего предлагаемый способ; на фиг. 3 возможная схема устройства для расчета коэффициентов корреляции Rxy.

АСР состоит из трех каналов регулирования: частоты вращения ротора турбоагрегата способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506, давлений P1 и P2 в камерах первого и второго регулируемых отборов пара. Каналы содержат входные преобразователи 1, 2 и 3 с выходными координатами x1, x2 и x3, усилители 4, 5 и 6 с выходными координатами y1, y2 и y3, золотники 7, 8 и 9 регуляторов с выходными координатами Z1, Z2 и Z3 и отсечные золотники 10, 11 и 12 с сервомоторами 13, 14 и 15 с выходными координатами способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 20565061, способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 20565062 и способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 20565063 положениями регулирующих клапанов 16 части 17 высокого давления (ЧВД), клапанов 18 части 19 среднего давления (ЧСД) и клапанов 20 части 21 низкого давления (ЧНД). С валом турбины связан генератор 22, выходной координатой которого является электрическая мощность N. После ЧВД часть расхода пара Q1 с давлением P1 поступает в линию первого отбора, остальной расход подается в ЧСД. После ЧСД поток пара опять разделяется: часть (Q2) с давлением P2 направляется в линию второго отбора, а остальная часть попадает в ЧНД. Перекрестные связи между золотниками 7, 8 и 9 регуляторов и отсечными золотниками 10, 11 и 12 призваны обеспечить условия независимости мощности от давлений в камерах отборов и давления в камере отбора от мощности и давления в другой камере: N способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506 f(P1, P2); P1 способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506 f(N, P2); P2 способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506 f(N, P1). В неисправных АСР эти условия нарушаются.

Устройство для определения технического состояния АСР и диагностики ее элементов содержит накопители 23 значений координат, блоки хранения текущих 24 и эталонных 25 значений коэффициентов корреляции, блок 26 сигнализации, коммутационно-вычислительный блок 27, блок 28 коммутации, блок 29 вычисления коэффициентов корреляции, блок 30 коммутации, блок 32 вычитания, блок 32 сравнения, логический блок И 33 логический блок ИЛИ 34.

Блок 29 вычисления коэффициентов корреляции содержит блок 35 произведения, квадраторы 36 и 37, сумматоры 38, 39 и 40, блок 41 произведения, блок 42 извлечения корня квадратного, блок 43 деления, счетчики 44, 45 и 46 циклов.

Если, например, отсечной золотник 10 сервомотора 13 перестал перемещаться из-за возросших сил трения, клапан 16 ЧВД, регулирующий мощность турбины N, перестает отзываться на изменение частоты вращения способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506. В этом случае возрастает связь между мощностью N и давлением в камере первого отбора P1 (выражаемая коэффициентом корреляции RNP1) и между мощностью N и давлением в камере второго отбора P2 (выражаемая коэффициентом RNP2). Это вызвано тем, что колебания давлений P1 и P2 в камерах отборов ведут ее перемещению сервомоторов ЧСД и ЧНД (для поддержания заданных давлений P1 и P2), а сервомотор ЧВД из-за поломки своего отсечного золотника не может компенсировать эти возмущения, в результате чего мощность турбины оказывается зависящей от значений давлений P1 и P2.

При неисправности канала регулирования давления P1 в первом отборе устанавливается связь между давлениями P1 и P2 (коэффициент RP1,P2) и между давлением P1 и мощностью турбины N (коэффициент RNP1). При неисправности канала регулирования давления P2 во втором отборе устанавливается связь между давлением P2 и мощностью турбины N (коэффициент RNP2) и между давлениями P1 и P2 (коэффициент RP1,P2).

Таким образом, по величинам коэффициентов корреляции RNP1, RNP2, RP1P2 можно судить о работоспособности АСР и выявить неисправный канал регулирования. Для эффективности и оперативности диагностирования важно, что чем более существенна степень неисправности, тем больше отклонение коэффициентов корреляции от эталонных значений, и поэтому это отклонение служит мерой нарушения работоспособности, в том числе на ранних стадиях его возникновения.

Способ определения технического состояния каналов регулирования заключается в следующем. С некоторой периодичностью рассчитываются, контролируются и анализируются значения коэффициентов корреляции RNP1, RNP2, RP1P2. Если коэффициенты корреляции RNP1 способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506 способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506NP1; RNP2 способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506 способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506NP2; RP1P2 способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506 способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506P1P2, то все три канала регулирования исправны. Увеличение коэффициентов корреляции однозначно указывают на факт и место возникновения неисправности в АСР.

Если обнаружится, что возросли значения коэффициентов RNP1 и RNP2(RNP1> способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506NP1, и RNP2>способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506NP2) при сохранении своего прежнего значения коэффициента RP1P2 способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506 способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506P1P2, то это указывает на возникновение неисправности в канале регулирования частоты вращения способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506; возросли значения коэффициентов RNP1 и RP1P2 (RNP1> способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506NP1 и RP1P2> способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506P1P2) при RNP2 способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506 способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506NP2, то это указывает на возникновение неисправности в канале регулирования давления P1 в камере первого отбора; возросли значения RNP2 и RP1P2(RNP2> способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506NP2 и RP1P2> способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506P1P2) при RNP1 способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506 способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506NP1, то это указывает на возникновение неисправности в канале регулирования давления P2 в камере второго отбора.

Предложенным способом можно найти не только неисправный канал регулирования, но и обнаружить тот элемент, который привел к выходу из строя канала и АСР в целом. Для этого измеряются и промежуточные координаты x1, x2, x3 выходные координаты входных преобразователей, y1, y2, y3 выходные координаты усилителей, z1, z2, z3 выходные координаты золотников регуляторов.

В исправной АСР коэффициенты корреляции между частотой вращения турбоагрегата способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506, давлениями P1 и P2 и выходными координатами входных преобразователей x1, x2, x3 (Rспособ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506x1, Rp1x2, Rp2x3), между входными x1, x2, x3 и выходными y1, y2, y3 координатами усилителей (Rx1y1, Rx2y2, Rx3y3), между входными y1, y2, y3 и выходными z1, z2, z3 координатами золотников регуляторов (Ry1z1, Ry2z2, Ry3z3) и между входными координатами сервомоторов z1, z2, z3 и их выходными координатами способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 20565061, способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 20565062, способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 20565063(Rz1способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 20565061, Rzспособ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 20565062, Rz3способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 20565063) близки к 1- способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506i где способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506i систематическая составляющая, связанная с конструктивными особенностями i-го элемента. Падение значения какого-либо из этих коэффициентов корреляции означает поломку соответствующего элемента.

Процедура выявления неисправного элемента следующая. После обнаружения вышедшего из строя канала регулирования производится определение коэффициентов корреляции составляющих канал элементов и сравнение их с эталонным значениям. Отклонение коэффициента корреляции какого-либо из элементов от эталонного значения (1- способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506i) однозначно указывает на факт его поломки.

В результате предварительных расчетов или экспериментов для каждого канала или элементы можно установить количественную границу допустимого уровня потери работоспособности. Переход каким-либо коэффициентом корреляции этой границы может сопровождаться подачей дополнительного предупреждающего сигнала, автоматическим снижением нагрузки и остановкой турбины с целью недопущения аварии.

Блок-схема устройства для определения технического состояния АСР и диагностики ее элементов включает накопители 23 значений координат, блоки хранения текущих 24 и эталонных 25 значений коэффициентов корреляции, блок 26 сигнализации и коммутационно-вычислительный блок 27. В ячейки накопителей значений координат от датчиков поступают значения как основных параметров: частоты вращения способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506, мощности N, давлений P1, P2, так и промежуточных координат: x1, x2, x3 выходных координат входных преобразователей, y1, y2, y3 усилителей z1, z2, z3 золотников, способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 20565061, способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 20565062, способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 20565063 сервомоторов. C заданными промежутками времени эти значения через блок 28 коммутации попарно поступают на блок 29 вычисления коэффициентов корреляции (R), которые затем передаются в соответствующие ячейки блоков 24 хранения текущих значений коэффициентов корреляции. В ячейках блоков 25 хранения эталонных значений заранее помещены следующие значения коэффициентов корреляции:

R"NP1= способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506NP1; R"NP2= способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506NP2; R"P1P2= способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506P1P2;

R"способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506x1=1- способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506x1; R"x1y1= 1-способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506x1y1;

R"y1z1=1- способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506y1z1; R"z1способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 20565061= 1- способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506z1способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 20565061;

R"p1x2=1- способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506p1x2; R"x2y2= 1- способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506x2y2;

R"y2z2=1- способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506y2z2; R"z2способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 20565062= 1- способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506z2способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 20565062;

R"p2x3=1- способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506P2x3; R"x3y3-способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506x3y3;

R"y3z3=1- способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506y3z3; Rz3способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 20565063=1- способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506z3способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 20565063, соответствующие исправной АСР.

Вначале с помощью блока 30 коммутации и блока 31 вычитания находится разность между соответствующими текущими и эталонными значениями коэффициентов корреляции способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506RNP1, способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506RNP2, способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506RP1P2. В блоке 32 сравниваются значенияспособ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506Ri| каждой из пар коэффициентов и величины способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506i. При этом для установления факта исправности АСР необходимо, чтобы все коэффициенты находились в нормальных пределах, а для установления факта неисправности, продолжения и углубления диагностических процедур достаточно, чтобы хотя бы один из рассматриваемых коэффициентов вышел за нормальные пределы.

Если все каналы исправны, разности коэффициентов корреляции меньше или равны способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506i(|способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506Ri| способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506 способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506i), через логический блок И 33 в блок сигнализации поступает сигнал "АСР в норме". Превышение любой из этих разностей значения способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506iспособ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506R1| > способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506i) из-за поломки канала ведет к тому, что через логический блок ИЛИ 34 поступает сигнал "АСР неисправна", а соответствующий сигнал обозначает неисправный канал в блоке сигнализации.

При отказе, например, отсечного золотника 10 сервомотора 13 и выходе из строя канала регулирования частоты вращения разности указанных коэффициентов корреляции примут следующие значения: способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506RNP1|RNP1-R"NP1| > способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506NP1; способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506RNP2|RNP2-R"NP2| > способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506NP2; способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506RP1P2|RP1P2-R"P1P2| способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506 способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506P1P2.

После обнаружения отказа в АСР и определения неисправного канала устройство начинает поиск вышедшего из строя элемента. Для этого в блок 31 вычитания блок 30 коммутации передает попарно текущие и эталонные значения коэффициентов корреляции промежуточных элементов неисправного канала. Превышение разности какой-либо парыспособ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506Ri| величины способ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506iозначает поломку этого элемента и поступление команды в блок сигнализации.

В блоке вычисления коэффициентов корреляции входные сигналы Xi и Yiпоступают на блок 35 произведения и квадраторы 36, 37. После них сигналы подаются на сумматоры 38, 39, 40. Выходные сигналы сумматоров 39 и 40 поступают на вход блока 41 произведений 41, выход которого подается на вход блока 42 извлечения квадратного корня. Выход блока 42 поступает на вход блока 43 деления, куда также поступает сигнал с сумматора 38. В схеме имеются три счетчика циклов 44, 45 и 46.

Расчет коэффициентов корреляции производится по выражению

RXYспособ определения технического состояния системы   автоматического регулирования турбоагрегата, патент № 2056506

Заданное с помощью счетчиков 44, 45 и 46 циклов количество координат Xi и Yi, необходимых для расчета очередного коэффициента корреляции RXY, перемещается в блоке 35 произведения, а затем суммируется в блоке 38. Такое же количество квадратов координат, полученных с помощью квадраторов 36 и 37 суммируется в сумматорах 39 и 40. Суммы квадратов перемножаются в блоке 41 произведения после чего в блоке 42 извлекается квадратный корень, который служит делителем суммы произведения координат, накопленной в сумматоре 38. На выходе блока 43 деления будет искомое значение коэффициента корреляции RXY.

Предлагаемый способ определения технического состояния АСР ПТ путем контроля значений коэффициентов корреляции входных и выходных координат каналов регулирования и отдельных элементов позволяет оперативно следить за работоспособностью АСР, на ранней стадии заметить факт и место возникновения неисправности, оценить ее количественно и решить вопрос о возможности продолжения эксплуатации оборудования или необходимости его остановки и проведения ремонта. Все это, в конечном счете, повышает эффективность, надежность и безопасность работы турбоагрегата. Выявление конкретного отказавшего элемента на основе уменьшения коэффициента корреляции между значениями входной и выходной координат данного элемента может быть реализовано в АСР турбоагрегата с одним или двумя каналами регулирования.

Класс F01D21/14 реагирующие на изменение других специфических условий 

центробежная турбина, способ определения оставшегося ресурса турбины и устройство управления рабочим колесом турбины -  патент 2441986 (10.02.2012)
способ ресурсосберегающей эксплуатации газотурбинных двигателей -  патент 2293851 (20.02.2007)
способ противопожарной защиты машинного зала электростанции -  патент 2114998 (10.07.1998)
система защиты теплофикационной турбины -  патент 2022122 (30.10.1994)

Класс F01D17/20 устройства, содержащие датчики и исполнительные органы со средствами передачи между ними, например устройства с сервоприводами

устройство и способ позиционирования оборудования с изменяемой геометрией для турбомашины с использованием гидроцилиндра с относительным измерением -  патент 2527915 (10.09.2014)
система управления оборудованием с изменяемой геометрией газотурбинного двигателя, содержащая, в частности, барабанное соединение -  патент 2503824 (10.01.2014)
система управления оборудованием газотурбинного двигателя, имеющим изменяемую геометрию, в частности, при помощи рычагов управления -  патент 2501957 (20.12.2013)
сервомотор для привода регулирующего клапана паровой турбины -  патент 2461718 (20.09.2012)
способы и устройства мониторинга клапанных узлов паровой турбины -  патент 2457337 (27.07.2012)
электромеханическая система регулирования и защиты паровой турбины -  патент 2450128 (10.05.2012)
способ и система для определения превышения ограничения рабочего параметра в системе паровой турбины -  патент 2434143 (20.11.2011)
способ регулирования давления производственного отбора пара теплофикационной турбины -  патент 2426891 (20.08.2011)
способ активного регулирования осевого давления в паровой турбине -  патент 2393357 (27.06.2010)
схема управления сервомотором системы регулирования паровой турбины -  патент 2335639 (10.10.2008)
Наверх