способ подъема затонувших объектов

Классы МПК:B63C7/14 путем замораживания с целью закрытия пробоин или упрочнения судов и тп 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Товарищество с ограниченной ответственностью "ЛиК"
Приоритеты:
подача заявки:
1993-10-12
публикация патента:

Сущность изобретения: способ подъема затонувших объектов включает в себя формирование в воде вокруг затонувшего объекта оболочки и подачу хладагента внутрь оболочки по циркуляционным трубам, установленным внутри оболочки, с возможностью их колебательного движения и перемещения по вертикали. 2 з. п. ф-лы. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ ОБЪЕКТОВ, включающий в себя формирование в воде около затонувшего объекта оболочки, преимущественно из гибкого материала и подачу хладагента внутрь оболочки для образования в ней льда и создания запаса плавучести, достаточного для подъема затонувшего объекта, отличающийся тем, что оболочкой окружают омываемую водой часть затонувшего объекта или группу объектов, а хладагент подают по циркуляционным трубам, установленным внутри оболочки с возможностью их колебательных движений и перемещения по вертикали.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что оболочку во время образования льда удерживают якорями.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что подачу хладагента в оболочку продолжают во время подъема объекта.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области подъема объектов, находящихся под водой, преимущественно затонувших судов, и может быть также использовано для подъема любых отдельных объектов или одновременно нескольких объектов, лежащих на дне россыпью.

Известен способ подъема затонувших объектов, включающий в себя формирование в воде около затонувшего объекта оболочки, преимущественно из гибкого материала, и подачу хладагента внутрь оболочки для образования в ней льда и создания запаса плавучести, достаточного для подъема затонувшего объекта. В качестве хладагента используется сжиженный воздух, поэтому образующаяся масса льда содержит множество пор с пузырьками воздуха, что делает ее рыхлой и непрочной, не позволяя использовать данный способ для подъема судов со значительными повреждениями из-за опасности их разрушения при отрыве от дна или в процессе всплытия.

Целью изобретения является обеспечение подъема ветхих и поврежденных судов, а также одновременного подъема нескольких близко расположенных отдельных объектов.

Это достигается тем, что в способе подъема затонувших объектов, включающем в себя формирование в воде около затонувшего объекта оболочки, преимущественно из гибкого материала, и подачу хладагента внутрь оболочки для образования в ней льда и создания запаса плавучести, достаточного для подъема затонувшего объекта, оболочкой окружают омываемую водой часть затонувшего объекта или группу объектов, а хладагент подают по циркуляционным трубам, установленным внутри оболочки с возможностью их колебательных движений и вертикального перемещения. Оболочку во время образования льда можно удерживать якорями, а подача хладагента в оболочку может быть продолжена во время подъема объекта.

На чертеже представлено устройство, реализующее способ подъема затонувших объектов.

Способ подъема затонувших объектов по изобретению предусматривает формирование в воде вокруг омываемой части затонувшего объекта 1, в частности судна; оболочки 2, преимущественно из гибкого материала, и образование сплошного ледяного блока внутри оболочки. В случае, если поднимаемый объект имеет внутренние полости, образование льда может происходить также и в этих полостях.

Намораживание льда осуществляется за счет теплообмена с хладагентом, подаваемым с подводного судна 3 в циркуляционные трубы 4, установленные внутри оболочки 2 с возможностью их колебательных движений и вертикального перемещения. Участки труб, по которым происходит подача и отвод хладагета, то есть находящиеся вне оболочки, имеют минимальную теплопроводность стенок, например, за счет теплоизоляции. Участки труб внутри оболочки, напротив, имеют высокую теплопроводность для теплообмена с водой и образования льда в оболочке. Эти участки труб могут иметь увеличенную поверхность теплопередачи, например, за счет оребрения.

Размер оболочки 2 определяется расчетным путем исходя из водоизмещения и веса поднимаемого объекта и объема льда, необходимого для создания требуемой подъемной силы.

Для формирования оболочки 2 может быть использован практически любой пленочный или тканый материал, обладающий достаточной гибкостью и имеющий достаточную для каждого конкретного случая площадь поверхности, в том числе в виде собранного из отдельных кусков, например сшитого полотнища. В составе оболочки 2 могут быть также участки, выполненные из жесткого материала.

С целью снижения энергозатрат при намораживании ледяного блока материал оболочки 2 должен иметь теплопроводность ниже теплопроводности воды. В этом случае оболочка 2 будет ограничивать не только конвективный теплообмен между массами воды, находящимися внутри и снаружи оболочки 2, но и теплопередачу от окружающей более теплой воды.

Циркуляционные трубы 4 собирают и подводят к затонувшему объекту 1, как правило, до начала формирования оболочки 2. Если объект 1 занесен песком или илом, наносы могут быть предварительно удалены, например с помощью гидромонитора.

В зависимости от размеров затонувшего объекта 1, глубины его нахождения, погодных условий и т.п. оболочку 2 можно формировать на поверхности воды и погружать в расправленном состоянии или погружать в комплектном свернутом виде и разворачивать вокруг объекта 1, лежащего на дне. И в том, и в другом случае для придания оболочке 2 определенной формы можно использовать жесткие сборные или складные каркасы, а также поплавки, если плотность материала превышает плотность воды.

Чтобы предотвратить преждевременное всплытие оболочки со льдом до окончания намораживания ледяного блока требуемых размеров, ее принудительно удерживают на месте, предпочтительно с помощью якорей 5, от которых перед всплытием освобождают.

После установки оболочки 2 вокруг затонувшего объекта, в циркуляционные трубы 4 подают хладагент, который циркулирует по трубам до намораживания ледяного блока требуемых размеров. Для ускорения намораживания желательно, чтобы трубы с хладагентом имели возможность колебательных движений и перемещений по вертикали, по крайней мере во время охлаждения воды внутри оболочки 2 до начала льдообразования. По мере образования ледяного блока трубы 4 с хладагентом и затонувший объект вмерзает в этот блок и далее поднимаются на поверхность вместе с ним.

Циркуляция хладагента по трубам 4 при необходимости может продолжаться во время подъема объекта и даже при дальнейшей транспортировке уже на поверхности воды всплывшего ледяного блока с вмороженным в него затонувшим объектом 1. Для обеспечения такой возможности сочленение труб 4 должно допускать изменение их взаимного положения без разрыва контура.

Класс B63C7/14 путем замораживания с целью закрытия пробоин или упрочнения судов и тп 

устройство для подъема затонувших объектов -  патент 2250857 (27.04.2005)
способ подъема затонувшего объекта -  патент 2219094 (20.12.2003)
способ подъема затонувшего объекта -  патент 2210519 (20.08.2003)
способ облегчения подъема затонувшего объекта -  патент 2203831 (10.05.2003)
способ подъема затонувшего объекта и устройство для его осуществления -  патент 2084373 (20.07.1997)
Наверх