колесо транспортного средства

Классы МПК:B60B15/08 смещенными в осевом направлении относительно рабочей поверхности протектора шины 
Патентообладатель(и):Сагов Магомет Салиханович
Приоритеты:
подача заявки:
1993-12-03
публикация патента:

Изобретение относится к колесному производству, в частности к колесам для тракторов и сельскохозяйственных машин. В колесе, содержащем два жестко связанных между собой ступицей 2 диска 1, между которыми с возможностью радиального перемещения шарнирно на осях 4 установлены башмаки 6, а оси 4 подпружинены относительно дисков. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее два связанных между собой ступицей и отстоящих друг от друга на определенном расстоянии диска и опорные башмаки, установленные шарнирно, равномерно с определенным интервалом по периметру дисков на осях, закрепленных на дисках между ними, отличающееся тем, что опорные башмаки размещены между дисками и установлены на них с возможностью радиального перемещения между ними и подпружинены.

2. Колесо по п. 1, отличающееся тем, что диски по наружному периметру снабжены упругими шинами.

3. Колесо по п. 1, отличающееся тем, что опорная поверхность башмаков снабжена протекторами из гофрированного упругого материала.

4. Колесо по п. 1, отличающееся тем, что башмаки установлены на осях через упругие шарниры.

5. Колесо по п.1, отличающееся тем, что диски связаны со ступицей через упругие связи.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к колесному производству, в частности к колесам для тракторов и сельскохозяйственных машин.

Известно колесо транспортного средства, содержащее два жестко связанных между собой и ступицей и отстоящих друг от руга на определенном расстоянии диска и опорные башмаки, закрепленные шарнирно равномерно с определенными интервалами по периметру дисков на установленных между дисками осях.

Положительным качеством колеса с шарнирно подвешенными к дискам башмаками является то, что со стороны колеса на башмак в период его взаимодействия с опорной поверхностью действуют только вертикальные нагрузки и башмак соответственно взаимодействует с опорной поверхностью только в вертикальном направлении равномерно по всей опорной поверхности. Такое взаимодействие башмаков обеспечивает значительное увеличение тяговых свойств колеса, снижает разрушающее воздействие колеса на грунт и его переуплотнение. Башмаки, укладываясь в процессе качения колеса на грунт, представляют собой как бы рельсовый путь, по которому перекатывается колесо.

Недостатком такого колеса является то, что оно может хорошо работать на грунтах с низкой несущей способностью, но не обеспечивает нормального движения транспортного средства по дорогам с твердым покрытием.

Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в обеспечении нормальной работы колеса на различных грунтах. Технический результат сводится к тому, что предложенное колесо по сравнению с указанным выше способно работать на дорогах с твердым покрытием без повреждения этого покрытия и адаптироваться при взаимодействии с грунтами с низкой несущей способностью в зависимости от их состояния.

Сущность изобретения, с помощью которой достигается указанный технический результат, заключается в том, что в колесе транспортного средства, содержащем два связанных между собой и ступицей и отстоящих друг от друга на определенном расстоянии диска и опорные башмаки, закрепленные шарнирно равномерно с определенным интервалом по периметру дисков на осях, установленных между дисками, опорные башмаки размещены между дисками и установлены на них с возможностью радиального перемещения между ними и подпружинены. Кроме того, диски по наружному периметру снабжены упругими шинами, опорная поверхность башмаков снабжена протекторами из упругого материала, башмаки установлены на осях через упругие шарниры и диски связаны со ступицей через упругие связи.

На фиг.1 показано колесо, вид спереди; на фиг.2 то же, вид сбоку.

Колесо состоит из дисков 1, связанных между собой ступицей 2. На дисках 1 подвижно в радиальных направляющих 3 установлены оси 4, которые подпружинены относительно дисков упругими элементами 5. На осях 4 шарнирно установлены башмаки 6, которые размещены между дисками 1 и могут перемещаться между ними в радиальном направлении. Диски по наружному периметру снабжены упругими шинами 7, которые могут быть пневматическими или массивными. Опорная часть башмаков 6 выполнена из упругого материала и снабжена протекторами 8. Башмаки 6, кроме того, установлены на осях 4 через упругие шарниры 9, которые могут быть выполнены в виде резинометаллических шарниров. Диски со ступицей связаны через упругие элементы 10, в качестве которых могут быть листовые или пружинные рессоры, резиновые подушки и т.д.

Работает колесо следующим образом.

При движении транспортного средства по грунтам с низкой несущей способностью диски 1 утапливаются в грунт и основная нагрузка со стороны транспортного средства на грунт начинает передаваться через опорные башмаки 6, которые перемещаются радиально между дисками к центру колеса, прижимаются к грунту упругими элементами 5 и взаимодействуют с опорной поверхностью только в вертикальном направлении, что обеспечивает равномерное удельное давление на грунт со стороны колеса. В результате этого обеспечивается возможность реализации более высокой тяги и снижается разрушающее воздействие на почву. Упругие элементы 5 имеют жесткость, обеспечивающую при движении по грунтам с низкой несущей способностью передачу основной нагрузки, действующей на колесо с дисков 1 на башмаки 6, и учитывающую деформацию шины 7 в зоне контакта с опорной поверхностью. Наличие связи башмаков с осями 4 через упругие шарниры 9 обеспечивает полную реализацию крутящего момента, подводимого к колесу, во взаимодействии с грунтом, а связь дисков со ступицей через упругие элементы 10 обеспечивает вертикальное подрессоривание колеса и гашение динамических нагрузок со стороны колеса на силовую передачу.

При движении транспортного средства по твердым грунтам или дорогам с твердым покрытием основная нагрузка и основное взаимодействие с опорной поверхностью осуществляется через диски 1, снабженные шинами 7, т.е. колесо работает в режиме качения как обычное колесо, а башмаки взаимодействуют с опорной поверхностью в качестве средства для повышения сцепления колеса с грунтом и эффективно работают на скользких грунтах, когда возможно буксование, поскольку, как уже указывалось выше, они взаимодействуют с опорной поверхностью только через вертикальную нагрузку.

Такая конструкция колеса позволяет значительно повысить проходимость транспортных средств на грунтах с низкой несущей способностью при сохранении нормальных режимов движения на твердых грунтах.

Класс B60B15/08 смещенными в осевом направлении относительно рабочей поверхности протектора шины 

Наверх