ошиновка электролизера для получения алюминия

Классы МПК:C25C3/16 устройства для подвода электрического тока, например шины
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа "Всероссийский алюминиево-магниевый институт"
Приоритеты:
подача заявки:
1990-05-22
публикация патента:

Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к электролитическому получению алюминия в электролизерах при их поперечном расположении в корпусе электролиза. Изобретение позволяет добиться необходимого расчетного токораспределения по ветвям ошиновки и снизить неравномерность распределения тока по катодным стержням, что снижает перетечки тока и уменьшает электромагнитные силы, отрицательно воздействующие на расплав, за счет соединения всех стояков с пакетами сборных шин входной стороны посредством соединительных пакетов шин, часть которых расположена под днищем электролизера, при соединении центрального пакета сборных шин входной стороны с центральным стояком посредством пакета шин, расположенного под днищем электролизера, наличия эквипотенциальных точек между пакетами сборных шин входной стороны, в которых подсоединены пакеты шин, передающие ток на крайние и промежуточные стояки. Предлагаемая схема ошиновки позволяет увеличить производительность электролизера и снизить расход электроэнергии. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

ОШИНОВКА ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ АЛЮМИНИЯ при поперечном расположении электролизеров в корпусе, содержащая пакеты сборных шин входной и выходной сторон, соединительные пакеты шин, чать из которых расположена под днищем электролизера, центральный, промежуточные и крайние стояки, пакеты анодных шин, отличающаяся тем, что, с целью увеличения производительности электролизера и снижения расхода электроэнергии за счет уменьшения продольных горизонтальных токов в металле при обеспечении расчетного токораспределения как при нормальной работе, так и при отключении смежного электролизера, все стояки соединены с пакетами сборных шин входной стороны посредством соединительных пакетов шин, при этом центральный пакет сборных шин входной стороны соединен с центральным стояком посредством пакета шин, расположенных под днищем электролизера, а все или часть пакетов сборных шин входной стороны имеют эквипотенциальные точки, в которых присоединены пакеты шин, соединенные с крайними и промежуточными стояками.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к цветной металлургии, к электролитическому получению алюминия, в частности устройству токоподвода электролизеров с поперечным расположением их в корпусах.

Известна ошиновка электролизеров с поперечным расположением, по а.с.СССР N 1524542, характеризующаяся размещением стояков на входной стороне электролизера, причем подвод тока к крайним стоякам осуществляется от крайних сборных шин входной стороны электролизера пакетами шин, расположенными вдоль торцевых сторон электролизера, и от средних сборных шин выходной стороны электролизера, а средние стояки соединены со средними сборными шинами входной стороны электролизера пакетами шин, размещенными под днищем электролизера параллельно его поперечной оси, и с крайними сборными шинами выходной стороны электролизера L-образными шинами, причем вертикальные участки L-образных шин соединены со сборными шинами, горизонтальные со стояками.

Недостатками описанной ошиновки является трудность обеспечения расчетного токораспределения по ветвям ошиновки как при нормальной работе, так и при отключении смежного электролизера.

Тем же недостатком обладает ошиновка по патенту Франции N 2505368.

Наиболее близкой из известных является принятая за прототип ошиновка электролизера по патенту Франции N 2552782. Ошиновка включает стояки и пакеты сборных шин, расположенные по продольной стороне электролизера и соединенные эквипотенциальными гибкими вставками, причем центральный стояк соединен с центральным пакетом сборных шин выходной стороны предыдущего электролизера, промежуточные стояки разделены на две части, одна из которых соединена с боковой сборной шиной выходной стороны, а другая со сборной шиной входной стороны, боковые же стояки соединены со сборными шинами входной стороны пакетами шин, проходящими вдоль торцов и под днищем электролизера.

Недостатком указанной схемы ошиновки является сложность обеспечения расчетного токораспределения при нормальной работе и при отключении смежного электролизера.

Целью изобретения является увеличение производительности электролизера и снижение расхода электроэнергии за счет уменьшения продольных горизонтальных токов в металле из-за постоянства расчетного токораспределения при отключении смежного электролизера и при нормальной работе.

Поставленная цель достигается применением предлагаемой конструкции ошиновки, включающей пакеты сборных шин входной и выходной стороны, соединительные пакеты шин, часть из которых расположена под днищем электролизера, центральный, промежуточные и крайние стояки, пакеты анодных шин. Все стояки соединены с пакетами сборных шин входной стороны посредством соединительных пакетов шин, при этом центральный пакет сборных шин входной стороны соединен с центральным стояком посредством пакета шин, расположенного под днищем электролизера, а все или часть пакетов сборных шин входной стороны имеют эквипотенциальные точки, в которых подсоединены пакеты шин, передающие ток на крайние и промежуточные стояки.

Сущность изобретения заключается в том, что соединение всех стояков с пакетами сборных шин входной стороны и наличие эквипотенциальных точек между пакетами сборных шин входной стороны, в которых подсоединены пакеты шин, передающие ток на крайние и промежуточные стояки, позволяет добиться постоянства расчетного токораспределения при нормальной работе и при шунтировании.

На чертеже изображена предлагаемая схема ошиновки. Она включает центральный 1, промежуточные 2 и крайние 3 стояки, расположенные по продольной входной стороне электролизера, пакеты сборных шин входной стороны 4, 5, 6, соединенные со стояками с помощью соединительных пакетов шин, часть из которых 7 и 8 проходят под днищем электролизера, а часть 9 вокруг торцов. При этом центральный пакет сборных шин входной стороны 4 соединен с центральным стояком 1 посредством пакета шин 7, расположенного под днищем электролизера. Пакеты сборных шин 5 и 4 имеют эквипотенциальные точки 10, в которых подсоединены пакеты шин 8 и 9, передающие ток на крайние 3 и промежуточные 2 стояки.

Предлагаемое решение представляет собой совокупность признаков, отвечающих новым техническим свойствам, обеспечивающим достижение положительного эффекта увеличение производительности электролизера и снижение расхода электроэнергии. Положительный эффект достигается при обеспечении расчетного токораспределения при нормальной работе и при шунтировании за счет уменьшения продольных горизонтальных токов в металле, которые при взаимодействии с магнитным полем в расплаве создают электромагнитные силы, нарушающие технологический режим и ухудшающие технико-экономические показатели электролизера (выход по току, расход электроэнергии).

Поиск по источникам научно-технической и патентной литературы показал, что такая совокупность признаков, как соединение всех стояков с пакетами сборных шин входной стороны, соединение центрального пакета сборных шин входной стороны с центральным стояком посредством пакета шин, расположенного под днищем электролизера, при наличии эквипотенциальных точек между пакетами сборных шин входной стороны и подсоединение в этих точках пакетов шин, передающих ток на крайние и промежуточные стояки, неизвестно, что соответствует критерию "Существенные отличия".

Применение предлагаемого изобретения позволит в сравнении с прототипом при прочих равных условиях увеличить выход по току на 0,5 снизить расход электроэнергии на 100 кВт.ч/т.

Класс C25C3/16 устройства для подвода электрического тока, например шины

способ замены четырехстоячной ошиновки на трехстоячную в алюминиевом электролизере содерберга -  патент 2516415 (20.05.2014)
ошиновка электролизера для получения алюминия -  патент 2505626 (27.01.2014)
составной токоотводящий стержень -  патент 2494174 (27.09.2013)
устройство и способ замыкания накоротко одного или более электролизеров в компоновке электролизеров, предназначенных для получения алюминия -  патент 2481420 (10.05.2013)
контактный зажим электролизера с обожженными анодами -  патент 2458187 (10.08.2012)
анодный токоподвод алюминиевого электролизера -  патент 2456382 (20.07.2012)
гибкий токоведущий переходник-компенсатор -  патент 2450089 (10.05.2012)
электрический контактный узел инертного анода для получения алюминия в солевом расплаве и способ его монтажа -  патент 2418889 (20.05.2011)
анодное устройство алюминиевого электролизера с обожженными анодами -  патент 2405866 (10.12.2010)
катоды для алюминиевых электролизеров с пазом неплоской конфигурации -  патент 2403324 (10.11.2010)
Наверх