каркас многоэтажного здания
Классы МПК: | E04B1/18 строительные конструкции, состоящие из длинномерных несущих элементов, например колонн, балок, каркасов E04H9/02 сейсмостойкие сооружения |
Автор(ы): | Мордич Александр Иванович[BY], Вигдорчик Роман Исаакович[BY], Потерщук Владимир Анатольевич[BY], Нестерович Александр Павлович[BY] |
Патентообладатель(и): | Белорусский научно-исследовательский институт по строительству Госстроя Республики Беларусь (BY) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-08-11 публикация патента:
20.01.1996 |
Использование: в строительстве каркасов многоэтажных зданий и сооружений. Сущность изобретения: диски перекрытий образованы из сборных многопустотных плит, объединенных монолитными швами и монолитными железобетонными ригелями. Последние расположены взаимно перпендикулярно в створе колонн, а их арматура пропущена в проемы колонн. Поперечные монолитные ригели имеют подъем к середине каждого пролета между смежными колоннами. В монолитных швах понизу размещены арматурные затяжки, заанкеренные концами в смежных ригелях. Величина подъема поперечных ригелей и площадь сечения арматурных затяжек определяются из соотношений, приведенных в описании изобретения. 1 з. п. ф-лы, 8 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8
Формула изобретения
1. КАРКАС МНОГОЭТАЖНОГО ЗДАНИЯ, включающий колонны со сквозными отверстиями в уровне перекрытий для пропуска горизонтальной сквозной арматуры монолитных железобетонных ригелей, размещенных взаимно перпендикулярно в створе колонн, и плоские диски перекрытий из сборных плит, расположенных между поперечными и продольными ригелями и объединенных с ними и между собой монолитными швами вдоль их продольных граней, отличающийся тем, что сквозные отверстия колонн объединены между собой с образованием проемов для пропуска монолитных ригелей, а плиты перекрытий выполнены многопустотными, причем поперечные ригели имеют подъем к середине каждого пролета между смежными колоннами, а диски перекрытий снабжены арматурными затяжками, размещенными между многопустотными плитами понизу монолитных швов и заанкеренными концами в смежных ригелях, при этом величина подъема fn ригелей и площадь сечения As арматурных затяжек определены соответственно из соотношений:где 1=0,11& - эмпирический коэффициент, учитывающий неупругие деформации монолитного бетона в стыках и перераспределение усилий между элементами каркаса;
q1 - погонажная эксплуатационная нагрузка на ригель;
ep - шаг колонн;
Eb - модуль упругости монолитного бетона;
Ip - момент инерции поперечного ригеля таврового сечения, сжатые полки которого образованы полками примыкающих многопустотных плит;
2=0,15 - эмпирический коэффициент, учитывающий податливость бетона в стыках по торцам плит;
q2 - погонная расчетная нагрузка на одну многопустотную плиту;
l1 - пролет плиты;
In - момент инерции поперечного сечения плиты;
An - площадь поперечного сечения плиты;
lo - эксцентриситет по высоте сечения между центрами тяжести сечений плиты и арматуры в швах;
Rs - расчетное сопротивление растяжению арматурных затяжек. 2. Каркас по п.1, отличающийся тем, что многопустотные плиты расположены в каждом диске перекрытия в одном или во взаимно перпендикулярных направлениях.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к строительству, в частности к железобетонным каркасам многоэтажных жилых и общественных зданий и сооружений. Известен сборный железобетонный каркас многоэтажного здания, включающий колонны со сквозными отверстиями в уровне перекрытий, плиты перекрытий, соединенные между собой выпусками арматуры, сквозной напрягаемой арматурой и монолитным бетоном [1] Известный каркас имеет небольшую удельную материалоемкость. Однако известный каркас реализуется только с ребристыми плитами перекрытий, что ограничивает его применение для жилых домов, а в общественных зданиях требует устройства подвесных потолков. Кроме того, фиксация плит в перекрытии осуществляется только на трении и зацеплении их кромками за ригели, что снижает надежность каркаса в целом. Наиболее близким техническим решением является каркас зданий, включающий колонны со сквозными отверстиями в уровне перекрытий, железобетонные монолитные ригели, размещенные взаимно перпендикулярно в створах колонн, и плоские диски перекрытий из сборных плит, расположенных между поперечными и продольными ригелями и объединенных с ними, а также между собой монолитными швами вдоль их продольных граней [2]Недостаток этого решения сложная технология их возведения, обусловленная необходимостью применения сквозной напрягаемой арматуры ригелей на длину и/или ширину здания. Цель изобретения упрощение технологии производства работ, сокращение трудозатрат на монтаж, повышение темпа возведения здания и сокращение материалоемкости перекрытий. Поставленная цель достигается тем, что колонны выполнены с проемами в уровне перекрытий, плиты перекрытий многопустотными, а поперечные ригели с подъемом к середине каждого пролета между смежными колонными, величина подъема их определена из соотношения:
fn= где 1 0,11 эмпирический коэффициент, учитывающий неупругие деформации монолитного бетона в стыках и перераспределение усилий между элементами каркаса;
q1 погонная эксплуатационная нагрузка на ригель;
iр шаг колонны;
Еb модуль упругости монолитного бетона;
Iр момент инерции поперечного ригеля таврового сечения, сжатые полки которого образованы полками примыкающих торцов многопустотных плит. Монолитные ригели снабжены горизонтальной сквозной арматурой, а диски перекрытий снабжены арматурными затяжками, размещенными между многопустотными плитами в монолитных швах понизу и закрепленных концами в смежных ригелях. Площадь сечения арматурных стяжек определена из соотношения:
As= где 2 0,15 эмпирический коэффициент, учитывающий податливость бетона в стыках по торцам плит;
q2 погонная расчетная нагрузка на одну многопустотную плиту;
l12 пролет плиты;
In момент инерции поперечного сечения плиты;
An-площадь поперечного сечения плиты;
l0 эксцентриситет по высоте сечения между центрами тяжести сечений плиты и арматуры в швах;
Rs расчетное сопротивление растяжению продольной арматуры, расположенной в швах. На фиг. 1 изображен каркас с соосно расположенными плитами в крайних ячейках перекрытия и с арматурными затяжками в монолитных швах, образующими упорные устройства для восприятия распора, возникающего в плоскости перекрытия, план; на фиг. 2 то же, при поперечном расположении плит в крайних ячейках; на фиг. 3 узел I на фиг. 1; на фиг. 4 разрез А-А на фиг. 3; на фиг. 5 то же, работа многопустотной плиты при воздействии рабочей нагрузки; на фиг. 6 разрез Б-Б на фиг. 4; на фиг. 7 разрез В-В на фиг. 4; на фиг. 8 то же, работа поперечного ригеля при воздействии вертикальной рабочей нагрузки. Каркас включает колонны 1 со сквозными проемами в уровне перекрытия. Перекрытия образованы плитами 2, объединенными монолитными швами 3 и железобетонными монолитными ригелями 4, размещенными взаимно перпендикулярно в створах колонн 1. Поперечные монолитные ригели 4 выполнены с подъемом к середине каждого пролета между смежными колонными. Плиты 2 перекрытия 8 выполнены многопустотными. Сквозная арматура 9 ригелей 4 размещена прямолинейно и горизонтально. В части ячеек перекрытий в монолитных швах 3 понизу размещены арматурные затяжки 5, заанкеренные концами в смежных ригелях 4. Такие ячейки перекрытий расположены у крайних поперечных ригелей 4 и у поперечных ригелей 4, окаймляющих проемы 6, и образуют тем самым упорные устройства перекрытий, обеспечивающие восприятие распора, возникающего в его плоскости. Плиты 2 в ячейках перекрытий с затяжками 5, обвразующие упорные устройства в плоскости перекрытий, размещены параллельно или перпендикулярно плиты 2 в дисках перекрытий без затяжек. Каркас здания под нагрузкой работает как единая пространственная конструктивная система. Вертикальную рабочую нагрузку на каждом этаже воспринимает перекрытие, представляющее собой плоскую перекрестно-балочную систему и перераспределяет на колонны 1. При этом усилие с каждой плиты 2 благодаря боковым монолитным швам 3 перераспределяется на соседние и передается на ригели 4. При воздействии нагрузки q на плиты 2 при свободном опирании заняли бы положение 12 (фиг. 5), защемление плит 2 по торцам в ригелях 4 (фиг. 4, 5) сдерживает прогиб, вследствие чего в плоскости перекрытия понизу вдоль плит 2 возникает распорное усилие Н. Для восприятия этого усилия Н в швах 3 между плитами 2 размещают арматурные затяжки 5. Чтобы избежать установки арматурных затяжек 5 по всей плоскости перекрытия, в его крайних пролетах, ячейках, по направлению установки плит 2, выполнены упорные устройства из плит 2, снабженных по швам 3 арматурными затяжками 5. В этом случае в работу на восприятие горизонтального усилия H включаются все продольные монолитные ригели 4, имеющиеся в плоскости перекрытия и выполняющие роль затяжек. Упорные устройства могут быть выполнены из плит 2, расположенных в крайних пролетах соосно остальным либо перпендикулярно им. При воздействии вертикальной нагрузки и наличии в поперечном ригеле 4 (фиг. 8) подъема к середине пролета между соседними колоннами в ригеле 4 возникает распорное усилие Н2. При возникновении под вертикальной нагрузкой прогиба в ригеле 4 знак усилия Н2 изменяется на противоположный. В результате на колонны в плоскости перекрытия передается значительное поперечное усилие, вызывающее их смещение к середине каркаса. Чтобы уменьшить распорное усилие Н2 под нагрузкой практически до нуля поперечные ригели 4, в которых концами заделаны плиты 2, выполняют с выгибом к середине пролета на величину fn, при котором в поперечных ригелях 4 никогда не возникнут растягивающие усилия Н2, а только незначительные распорные. Для восприятия последних в ригеле 4 размещают сквозную арматуру 9 с сечением, достаточным для его восприятия. В работу ригеля 4, благодаря шпонкам 7, вовлекаются концевые участки плит 2, и сечение этого ригеля представляет тавровое со сжатыми полками, образованными полками многопустотных плит 2. Это позволяет существенно повысить жесткость и несущую способность ригеля 4, выполнять его без предварительного напряжения в построечных условиях. Предлагаемый каркас возводят в следующей последовательности. Монтируют колонны 1, на них крепят монтажные мостки с опалубкой для низа ригеля 4, по которым в проектное положение укладывают многопустотные плиты 2. Плиты 2 по торцам имеют открытые пустоты, а вставленные в них заглушки смещены внутрь пустот на размер шпонок 7. В швы 3 между плитами 2 в крайних пролетах, где требуется, укладывают арматуру 5, а в ригели 4 рабочую арматуру, включая сквозную арматуру 9. Затем одновременно бетонируют ригели 4 и швы 3. После набора монолитным бетоном требуемой прочности производят демонтаж монтажных мостков и опалубки ригелей и осуществляют перестановку их на следующую секцию или этаж.
Класс E04B1/18 строительные конструкции, состоящие из длинномерных несущих элементов, например колонн, балок, каркасов
несущая конструкция с увеличенным демпфированием за счет конструкции - патент 2526928 (27.08.2014) | |
покрытие здания - патент 2500861 (10.12.2013) | |
сборный железобетонный каркас многоэтажного здания повышенной огнестойкости - патент 2411328 (10.02.2011) | |
каркасное здание - патент 2381334 (10.02.2010) | |
система сборно-монолитного домостроения - патент 2376424 (20.12.2009) | |
блок колонн здания - патент 2373343 (20.11.2009) | |
малоэтажный многоквартирный жилой дом - патент 2369695 (10.10.2009) | |
высотное здание - патент 2350717 (27.03.2009) | |
строительный объект - главный танк океанариума - патент 2343258 (10.01.2009) | |
способ возведения каркаса многоэтажного здания - патент 2338843 (20.11.2008) |
Класс E04H9/02 сейсмостойкие сооружения
сейсмостойкое здание - патент 2526940 (27.08.2014) | |
комплексная система сейсмозащиты здания или сооружения - патент 2512054 (10.04.2014) | |
сейсмостойкое здание - патент 2507344 (20.02.2014) | |
демпфирующее устройство - патент 2494205 (27.09.2013) | |
трехшарнирная рама для сейсмостойкого строительства - патент 2490405 (20.08.2013) | |
здание - патент 2484220 (10.06.2013) | |
многоэтажный панельный дом повышенной стойкости к ударным и сейсмическим воздействиям - патент 2479702 (20.04.2013) | |
компенсатор - патент 2478846 (10.04.2013) | |
способ регулирования сейсмической нагрузки на здания и сооружения - патент 2456421 (20.07.2012) | |
способ повышения надежности и безопасности зданий - патент 2455440 (10.07.2012) |