учебный прибор по оптике

Классы МПК:G09B23/22 в оптике 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Дикарев Виктор Иванович,
Федоров Валентин Васильевич,
Кромский Борис Васильевич,
Шилим Иван Тимофеевич
Приоритеты:
подача заявки:
1993-03-16
публикация патента:

Сущность изобретения: устройство содержит основание 1, осветитель 2, вибратор 4, фотопреобразователи 5, 21, 29, осциллографы 6, 22, 30, источник 7 питания, генераторы сложных сигналов 8-10, переключатели 11 и 12, умножители 13, 15, 17, полосовые фильтры 14, 16, 18, ячейки Брэгга 19 и 24, линзы 20 и 26, диафрагмы 25 и 27, оптический клин 28. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ОПТИКЕ, содержащий осветитель, оптически связанный через ячейку Брэгга с последовательно расположенными размещенным на вибраторе объектом и первым фотопреобразователем и с последовательно установленными в направлении распространения дифрагируемой части пучка света ячейки Брэгга линзой и размещенным в ее фокальной плоскости вторым фотопреобразователем, источник питания, соединенный выходом с входом вибратора и первыми входами первого и второго осциллографов, связанных вторыми входами с выходами соответствующих первого и второго фотопреобразователей, генераторы сложных сигналов, соединенные выходами через первый переключатель с последовательно включенными первым полосовым фильтром, вторым умножителем, вторым полосовым фильтром, третьим умножителем и третьим полосовым фильтром и первым выводом второго переключателя, подключенного вторым, третьим и четвертым выводами к выходам соответствующих полосовых фильтров и связанного дополнительно первым, вторым и третьим выводами с вторыми входами соответствующих умножителей, отличающийся тем, что он снабжен третьими переключателем и осциллографом, дополнительной ячейкой Брэгга, установленной на оптической оси между основной ячейкой Брэгга и объектом, и последовательно расположенными в направлении распространения дифрагируемой части пучка света дополнительной ячейки Брэгга первой дифрагмой, дополнительной линзой, второй диафрагмой, оптическим клином и третьим фотопреобразователем, размещенным в фокальной плоскости дополнительной линзы и соединенным выходом с первым входом третьего осциллографа, второй вход которого дополнительно соединен с выходом источника питания, причем пятый вывод второго переключателя связан с первым выводом третьего переключателя, второй и третий выводы которого подключены к входам пьезоэлектрических преобразователей основной и дополнительной ячеек Брэгга.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к учебным приборам по оптике и может быть использовано для изучения методов и средств при обработке сложных радиосигналов.

Известен учебный прибор по оптике, содержащий основание, осветитель, на пути распространения пучка света которого последовательно установлены первая ячейка Брэгга, объект с вибратором и первый фотопреобразователь, к выходу которого подключен первый осциллограф, три генератора сложных сигналов, к выходам которых через первый переключатель последовательно подключены первый умножитель, первый полосовой фильтр, второй умножитель, второй полосовой фильтр, третий умножитель и третий полосовой фильтр, при этом выходы первого, второго и третьего полосовых фильтров через второй переключатель подключены к пьезоэлектрическому преобразователю первой ячейки Брэгга, на пути распространения дифрагируемой части пучка света первой ячейки Брэгга установлена первая линза, в фокальной плоскости которой размещен второй фотопреобразователь, к выходу которого подключен второй осциллограф, вторые входы вибратора первого и второго осциллографов соединены с выходом источника питания [1]

Недостатками известного устройства являются невысокие дидактические возможности устройства.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков.

На фиг. 1 представлена структурная схема прибора; на фиг. 2 вид возможных осциллограмм; на фиг. 3 взаимное расположение символьных частот сложных сигналов с многократной частотной манипуляцией; на фиг. 4 закон изменения фазы частотно-манипулированного (ЧМН) сигнала.

Учебный прибор по оптике содержит основание 1, осветитель 2, объект 3 с вибратором 4, первый фотопреобразователь 5, первый осциллограф 6, источник 7 питания, первый генератор 8 сложных фазоманипулированных (ФМН) сигналов, второй генератор 9 сложных частотно-манипули- рованных (ЧМН) сигналов, третий генератор 10 сложных частотномодулированных (ЧМ) сигналов, первый 11 и второй 12 переключатели, первый умножитель 13, первый полосовой фильтр 14, второй умножитель 15, второй полосовой фильтр 16, третий умножитель 17, третий полосовой фильтр 18, первую ячейку Брэгга 19, первую линзу 20, второй фотопреобразователь 21, второй осциллограф 22, третий переключатель 23, вторую ячейку Брэгга 24, первую диафрагму 25, вторую линзу 26, вторую диафрагму 27, оптический клин 28, третий фотопреобразователь 29 и осциллограф 30. Причем на пути распространения пучка света от осветителя 2 последовательно установлены ячейка Брэгга 19, ячейка Брэгга 24, объект 3 с вибратором 4 и фотопреобразователь 5, соединенный с осциллографом 6, который подключен к источнику 7 питания. Генераторы 8-10 сложных сигналов через переключатель 11 соединены с двумя входами умножителя 13, к выходу которого последовательно подключены полосовой фильтр 14, умножитель 15, полосовой фильтр 16, умножитель 17 и полосовой фильтр 18. Пьезоэлектрические преобразователи ячеек Брэгга 19 и 24 через переключатели 23 и 12 соединены с выходами переключателя 11 и полосовых фильтров 14, 16 и 18. На пути распространения дифрагируемой части пучка ячейки Брэгга 19 установлена линза 20, в фокальной плоскости которой размещен фотопреобразователь 21, соединенный с осциллографом 22, который подключен к источнику 7 питания. На пути распространения дифрагируемой части пучка света ячейки Брэгга 24 последовательно установлены диафрагма 25, линза 26, диафрагма 27 и оптический клин 28. В фокальной плоскости линзы 26 размещен фотопреобразователь 29, соединенный с осциллографом 30, который подключен к источнику 7 питания. Все блоки прибора установлены на основании 1.

Прибор работает следующим образом.

При включении осветителя 2, в качестве которого могут быть использованы лазер и коллиматор, сколлимированный пучок света проходит через ячейки Брэгга 19 и 24 и объект 3. Последний вызывает интерференцию, в результате чего световой пучок пространственно перераспределяется и некоторая часть его попадает на фотопреобразователь 5. При подаче напряжения от источника питания вибратор 4 приводит объект 3 в колебательное движение, синхронно с движением луча индикатора 6 по экрану и в различные моменты времени на фотопреобразователь 5 попадают различные части пространственно перераспределенного объекта 3 светового пучка. На экране осциллографа 6 возникает картина пространственного распределения энергии в световом пучке, например, для явления интерференции.

При постановке переключателя 11 в первое положение I к устройству подключается генератор 8 сложных (ФМН) сигналов, который может работать в трех режимах. В первом режиме генератор 8 формирует сложный сигнал с бинарной фазовой манипуляцией (ФМн-2) [учебный прибор по оптике, патент № 2051425к/(t) 0, учебный прибор по оптике, патент № 2051425] Во втором режиме генератор 8 формирует сложный сигнал с двукратной фазовой манипуляцией (ФМн-4) [учебный прибор по оптике, патент № 2051425к/(t) 0, учебный прибор по оптике, патент № 2051425/2, учебный прибор по оптике, патент № 2051425 3/2 учебный прибор по оптике, патент № 2051425] В третьем режиме генератор 8 формирует сложный сигнал с трехкратной фазовой манипуляцией (ФМн-8).

[ учебный прибор по оптике, патент № 2051425к(t) 0, учебный прибор по оптике, патент № 2051425/4, учебный прибор по оптике, патент № 2051425 /2, 3/4 учебный прибор по оптике, патент № 2051425,

учебный прибор по оптике, патент № 2051425, 5/4 учебный прибор по оптике, патент № 2051425, 3/2 учебный прибор по оптике, патент № 2051425 7/4 учебный прибор по оптике, патент № 2051425]

При работе в первом режиме генератор 8 формирует ФМн-2 сигнал

Uc(t) Vc учебный прибор по оптике, патент № 2051425 cos[2 учебный прибор по оптике, патент № 2051425 fct +

+ учебный прибор по оптике, патент № 2051425к(t) + учебный прибор по оптике, патент № 2051425c] 0 учебный прибор по оптике, патент № 2051425 t учебный прибор по оптике, патент № 2051425 Tc, где Vc, fc, Tc, учебный прибор по оптике, патент № 2051425c амплитуда, несущая частота, длительность и начальная фаза сигнала;

учебный прибор по оптике, патент № 2051425к(t) 0, учебный прибор по оптике, патент № 2051425 манипулируемая составляющая фазы сигнала, отображающая закон фазовой манипуляции, причем учебный прибор по оптике, патент № 2051425к(t) const при К учебный прибор по оптике, патент № 2051425и < t < (К+1) учебный прибор по оптике, патент № 2051425и и может изменяться скачком при t к учебный прибор по оптике, патент № 2051425и, т.е. на границах между элементарными посылками (К 1,2,N-1).

учебный прибор по оптике, патент № 2051425u, N длительность и количество элементарных посылок, из которых составлен сигнал длительностью Тсс N учебный прибор по оптике, патент № 2051425учебный прибор по оптике, патент № 2051425u).

Этот сигнал через переключатель 11 поступает на два входа умножителя 13, на выходе которого образуется гармоническое напряжение

U1(t) V1 учебный прибор по оптике, патент № 2051425cos(4 учебный прибор по оптике, патент № 2051425 fct + 2 учебный прибор по оптике, патент № 2051425c), 0 учебный прибор по оптике, патент № 2051425 tучебный прибор по оптике, патент № 2051425 Tc, где V1 1/2 KVc2;

К коэффициент передачи умножителя.

Так как 2 учебный прибор по оптике, патент № 2051425к(t) 0,2учебный прибор по оптике, патент № 2051425, то в указанном напряжении фазовая манипуляция уже отсутствует. Напряжение U1(t) выделяется полосовым фильтром 14 и поступает на два входа умножителя 15, на выходе которого образуется гармоническое напряжение

U2(t) Vc учебный прибор по оптике, патент № 2051425cos(8 учебный прибор по оптике, патент № 2051425 fct + 4 учебный прибор по оптике, патент № 2051425c), 0 учебный прибор по оптике, патент № 2051425 t учебный прибор по оптике, патент № 2051425 Tc, где V2 1/2 KV12

Это напряжение выделяется полосовым фильтром 16 и поступает на два входа умножителя 17, на выходе которого образуется гармоническое напряжение

U3(t) V3учебный прибор по оптике, патент № 2051425 cos(16учебный прибор по оптике, патент № 2051425 fct + 8 учебный прибор по оптике, патент № 2051425c), 0 учебный прибор по оптике, патент № 2051425 t учебный прибор по оптике, патент № 2051425 Tc, где V3 1/2 KV22

Это напряжение выделяется полосовым фильтром 18.

При постановке переключателей 12 и 23 в первое положение I ФМн-2 сигнал поступает на пьезоэлектрический преобразователь ячейки Брэгга 19.

Пучок света от осветителя 2 проходит через ячейку Брэгга 19 и дифрагирует на акустических колебаниях, возбужденных ФМн-2 сигналом. На пути распространения дифрагируемой части пучка света, а дифрагирует приблизительно 1/10 часть основного пучка света, установлена линза 20, формирующая пространственный спектр сложного ФМн-2 сигнала. В фокальной плоскости линзы 20 установлен фотопреобразователь 21, соединенный с осциллографом 22.

Ячейка Брэгга 19 (24) состоит из звукопровода и возбуждающей гиперзвук пьезоэлектрической пластины, выполненной из кристалла ниобата лития соответственно Х и Y-35о среза. Это обеспечивает автоматическую подстройку по углу Брэгга и работу ячейки в широком диапазоне частот.

Ширина спектра ФМн-2 сигнала учебный прибор по оптике, патент № 2051425 fc определяется длительностью учебный прибор по оптике, патент № 2051425uэлементарных посылок ( учебный прибор по оптике, патент № 2051425 fc 1/ учебный прибор по оптике, патент № 2051425u).

Тогда как ширина спектра второй учебный прибор по оптике, патент № 2051425 f2 четвертой учебный прибор по оптике, патент № 2051425 f4 и восьмой учебный прибор по оптике, патент № 2051425 f8 гармоник определяется длительностью Тс сигнала ( учебный прибор по оптике, патент № 2051425f2 учебный прибор по оптике, патент № 2051425 f4учебный прибор по оптике, патент № 2051425 f8= 1/Tc). Следовательно, при умножении фазы на два, четыре и восемь спектр ФМн-2 сигнала сворачивается в N раз

( учебный прибор по оптике, патент № 2051425fc/ учебный прибор по оптике, патент № 2051425f2 учебный прибор по оптике, патент № 2051425fc/учебный прибор по оптике, патент № 2051425f4 учебный прибор по оптике, патент № 2051425 fc/учебный прибор по оптике, патент № 2051425 f8 N) и трансформируется в одиночные спектральные составляющие. Это обстоятельство и является признаком распознавания сложного ФМн-2 сигнала.

При установке переключателей 12 и 23 в первое положение I на экране осциллографа 22 визуально наблюдается амплитудный спектр ФМн-2 сигнала (фиг. 2а, I). При переключении переключателя 12 в положения II, III и IV на экране осциллографа 22 визуально наблюдаются одиночные спектральные составляющие (фиг.2а, II, III, IV).

Если генератор 8 переводится во второй режим, то на его выходе формируется ФМн-4 сигнал [учебный прибор по оптике, патент № 2051425к(t)=0,учебный прибор по оптике, патент № 2051425/2,учебный прибор по оптике, патент № 2051425,3/2учебный прибор по оптике, патент № 2051425]

В этом случае на выходе полосового фильтра 14 образуется ФМн-2 сигнал [ учебный прибор по оптике, патент № 2051425к(t)= 0,учебный прибор по оптике, патент № 2051425,2учебный прибор по оптике, патент № 2051425,3учебный прибор по оптике, патент № 2051425] а на выходе полосовых фильтров 16 и 18 образуются соответствующие гармонические напряжения U2(t) и U3(t). При нахождении переключателя 12 в положении I или II на экране осциллографа 22 наблюдается ФМн-2 и ФМн-4 сигналов (фиг.2б, I, II), а при переключении переключателя 12 в положении III или IV на экране осциллографа 22 наблюдаются одиночные спектральные составляющие (фиг.2б, III, IV).

Если генератор 8 переводится в третий режим, то на его выходе формируется ФМн-8 сигнал [учебный прибор по оптике, патент № 2051425к(t) 0, учебный прибор по оптике, патент № 2051425 /4, учебный прибор по оптике, патент № 2051425 /2, 3/4 учебный прибор по оптике, патент № 2051425учебный прибор по оптике, патент № 2051425 5/4учебный прибор по оптике, патент № 2051425 3/2 учебный прибор по оптике, патент № 2051425 7/4 учебный прибор по оптике, патент № 2051425]

На выходах полосовых фильтров 14 и 16 образуются ФМн-4 и ФМн-2 сигналы, а на выходе полосового фильтра 18 образуется гармоническое напряжение U3(t). В этом случае на экране осциллографа 22 при I, II и III положениях переключателя 12 наблюдаются спектры ФМн-8, ФМн-4 и ФМн-2 сигналов (фиг.2в, I, II, III), а при IV положении переключателя 12 наблюдается одиночная спектральная составляющая (фиг.2в, IV).

Если переключатель 11 переводится во второе положение II, то к устройству подключается генератор 9 сложных (ЧМН) сигналов, который также работает в трех режимах. В первом режиме генератор 9 формирует сигнал с минимальной частотной манипуляцией (ЧМн-2) (фиг.3а)

Uc(t) Vc учебный прибор по оптике, патент № 2051425cos[2 учебный прибор по оптике, патент № 2051425 fcpt+ учебный прибор по оптике, патент № 2051425 (t)+ учебный прибор по оптике, патент № 2051425c]

0 учебный прибор по оптике, патент № 2051425 t учебный прибор по оптике, патент № 2051425 Tc, где учебный прибор по оптике, патент № 2051425 (t) изменяющаяся во времени фазовая функция (фиг.4);

fcp f1 + f2/2 средняя частота сигнала,

f1 fcp 1/4 учебный прибор по оптике, патент № 2051425u

символьные частоты

f2 fcp + 1/4 учебный прибор по оптике, патент № 2051425u

В этом случае на выходе полосового фильтра 14 образуется ЧМН сигнал с индексом девиации частоты h 1. Причем его спектр трансформируется в две спектральные составляющие на частотах 2 f2 и 2 f2 (фиг.2г, III). На выходе полосового фильтра 16 образуются две спектральные составляющие на частотах 4 f1 и 4 f2 (фиг.2г, III). А на выходе полосового фильтра 18 образуются две спектральные составляющие на частотах 8 f1 и 8 f2(фиг.2г, IV).

Если генератор 9 переводится во второй режим, то на его выходе образуется сложный сигнал с дуобинарной частотой манипуляцией (ЧМн-3). В этом случае на выходах полосовых фильтров 16 и 18 образуются спектральные составляющие на частотах 4 f1, 4 fcp, 4 f2 (фиг.2д, III) и 8 f1, 8 fср, 8 f2 (фиг. 2д, IV), т.е. сплошной спектр трансформируется в три спектральные составляющие. На выходе умножителя 13 спектр ЧМн-3 сигнала трансформируется в другой сплошной спектр, поскольку h< 1 (фиг.2д, II).

Если генератор 9 переводится в третий режим, то на его выходе формируется сложный сигнал со скруглением (ЧМн-5). На выходе умножителя 17 спектр ЧМн-5 сигнала формируется в пять спектральных лепестков с пиковыми значениями на частотах 8 f1, 8 f3, 8 fcp, 8 f4, 8 f2 (фиг.2е, IV). На выходах умножителей 13 и 15 сплошной спектр ЧМн-5 сигнала трансформируется в другие сплошные спектры, так как в этих случаях h < 1 (фиг.2е, II, III).

Если переключатель 11 переводится в третье положение III, то к устройству подключается генератор 10 сложных (ЧМ) сигналов, который работает в двух режимах.

В общем случае сложный ЧМ сигнал описывается следующим выражением

Uc(t) Vc учебный прибор по оптике, патент № 2051425 cos(2 учебный прибор по оптике, патент № 2051425 fct + учебный прибор по оптике, патент № 2051425учебный прибор по оптике, патент № 2051425 tj + учебный прибор по оптике, патент № 2051425c),

0 учебный прибор по оптике, патент № 2051425 t учебный прибор по оптике, патент № 2051425 Tc, где Vc, fc, Tc, учебный прибор по оптике, патент № 2051425c амплитуда, начальная частота, длительность и начальная фаза сигнала;

учебный прибор по оптике, патент № 2051425=учебный прибор по оптике, патент № 2051425 fg/Tc скорость изменения частоты внутри импульса;

j 2, 3 в зависимости от вида частотной модуляции. На выходах полосовых фильтров 14, 16 и 18 в этом случае образуются следующие напряжения:

U4(t) V1 учебный прибор по оптике, патент № 2051425cos(4 учебный прибор по оптике, патент № 2051425 fct + 2 учебный прибор по оптике, патент № 2051425учебный прибор по оптике, патент № 2051425 tj + 2учебный прибор по оптике, патент № 2051425c ),

U5(t) V2 учебный прибор по оптике, патент № 2051425cos(8 учебный прибор по оптике, патент № 2051425 fct + 4 учебный прибор по оптике, патент № 2051425учебный прибор по оптике, патент № 2051425 tj + 4учебный прибор по оптике, патент № 2051425c ),

U6(t) V3 учебный прибор по оптике, патент № 2051425cos(16 учебный прибор по оптике, патент № 2051425 fct + 8 учебный прибор по оптике, патент № 2051425учебный прибор по оптике, патент № 2051425 tj + 8 учебный прибор по оптике, патент № 2051425c),

0 учебный прибор по оптике, патент № 2051425 t учебный прибор по оптике, патент № 2051425 Tc.

Так как длительность Тс ЧМ сигнала на основной второй, четвертой и восьмой гармониках частоты одинакова, то увеличение учебный прибор по оптике, патент № 2051425 в две, четыре и восемь раз происходит за счет увеличения в два, четыре и восемь раз девиации частоты учебный прибор по оптике, патент № 2051425 fg. Из этого следует, что ширина спектра ЧМ-сигнала на второй учебный прибор по оптике, патент № 2051425f2, четвертой учебный прибор по оптике, патент № 2051425 f4 и восьмой учебный прибор по оптике, патент № 2051425 f8 гармониках частоты в два, четыре и восемь раз больше его ширины fc на основной гармонике ( учебный прибор по оптике, патент № 2051425f2 2учебный прибор по оптике, патент № 2051425fc, учебный прибор по оптике, патент № 2051425f4 4учебный прибор по оптике, патент № 2051425fc, учебный прибор по оптике, патент № 2051425f8 8учебный прибор по оптике, патент № 2051425fc).

Следовательно, на экране осциллографа 22 при последовательном переводе переключателя 12 в положение II, III, IV наблюдаются амплитудные спектры ЧМ-сигналов, ширина которых в два, четыре и восемь раз больше ширины спектра учебный прибор по оптике, патент № 2051425 fc и исходного ЧМ-сигнала (фиг.2ж). Это обстоятельство и является признаком распознавания ЧМ-сигнала.

Для определения вида частотной модуляции оператор переводит переключатель 23 во второе положение II, при котором генератор 10 через переключатели 11, 12 и 23 подключается к пьезоэлектрическому преобразователю ячейки Брэгга 24, на пути распространения дифрагируемой части пучка света которой последовательно установлены диафрагма 25, линза 26, диафрагма 27 и оптический клин 28. В фокальной плоскости линзы 26 размещен фотопреобразователь 29, соединенный с осциллографом 30.

Оптический клин 28 представляет собой маску, имеющую вид прозрачного равнобедренного треугольника на непрозрачном фоне. Прозрачность оптического клина изменяется по линейному закону вдоль оси ОХ, расположенной перпендикулярно дифрагированному пучку света. За счет диафрагм 26 и 27 размер апертуры выбран так, чтобы максимально локализовать в пространстве мгновенный спектр анализируемого ЧМ-сигнала. При этом ячейка Брэгга 24, диафрагмы 25 и 27, линза 26, оптический клин 28 и фотопреобразователь 29 образуют акустооптический демодулятор ЧМ-сигналов, на выходе которого образуется напряжение, пропорциональное закону частотной модуляции анализируемого сигнала.

В первом режиме (j 2) генератор 10 формирует сигнал с линейной частотной модуляцией (ЛЧМ), который визуально наблюдается на экране осциллографа 30 (фиг.3з, I, II, III).

Во втором режиме (j 3) генератор 10 формирует сигнал с квадратичной частотной модуляцией (КЧМ), который наблюдается на экране осциллографа 30 (фиг. 2з, IV).

Таким образом, предложенный прибор обеспечивает расширение дидактических возможностей устройства. Это достигается за счет распознавания вида частотной модуляции анализируемого сигнала.

Класс G09B23/22 в оптике 

учебный комплект по оптическим и квантовым явлениям -  патент 2507592 (20.02.2014)
учебный комплект по оптике -  патент 2473976 (27.01.2013)
учебный интерференционный прибор с одиночной прозрачной пластиной -  патент 2463666 (10.10.2012)
учебный комплект по оптике -  патент 2402823 (27.10.2010)
прецизионный двухканальный спектральный флуориметр для регистрации и измерения динамики дифференциального флуоресцентного сигнала нано- и микрообъектов -  патент 2375701 (10.12.2009)
источник света для лабораторных работ по физике -  патент 2358326 (10.06.2009)
устройство для демонстрации законов геометрической и волновой оптики -  патент 2356101 (20.05.2009)
учебный прибор по оптике -  патент 2333540 (10.09.2008)
учебный прибор по акустооптике -  патент 2333539 (10.09.2008)
учебно-демонстрационный стенд для изучения и демонстрации световых явлений -  патент 2320023 (20.03.2008)
Наверх