гирогоризонткомпас

Классы МПК:G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00
Патентообладатель(и):Беленький Владимир Аронович
Приоритеты:
подача заявки:
1993-01-15
публикация патента:

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано в навигации морских, воздушных и наземных объектов, а также для гравиметрических устройств в качестве автономной стабилизированной в горизонте платформы. Цель изобретения: упрощение, повышение надежности и снижение массогабаритных характеристик. Гирогоризонткомпас реализован на одном трехстепенном гироскопе, а гироплатформа, на которой размещены гироскоп и акселерометры, связана с объектом через двухосный карданов подвес. Курс объекта вычисляется аналитически, для чего в устройстве используются блок аналитической выработки вертикальной составляющей абсолютной угловой скорости и блок аналитической выработки курса объекта. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

ГИРОГОРИЗОНТКОМПАС, содержащий гидростабилизированную платформу в кардановом подвесе, трехстепенной гироскоп с датчиками угла и датчиками момента, двигатели стабилизации по осям карданова подвеса и блок управления двигателями стабилизации, первый и второй акселерометры, установленные на гироплатформе, блок приема информации о скорости объекта, а также блок управления гироплатформой, первый и второй входы которого соединены с выходами первого и второго акселерометров соответственно, третий вход соединен с выходом блока приема информации о скорости объекта, первый и второй выходы блока управления гироплатформой соединены с соответствующими датчиками момента гироскопа, первый и второй входы блока управления двигателями стабилизации с выходами соответствующих датчиков углов гироскопа, а выходы блока управления двигателями стабилизации с соответствующими двигателями стабилизации, отличающийся тем, что карданов подвес выполнен двухосным, ось кинематического момента гироскопа перпендикулярна к осям чувствительности акселерометров, дополнительно введены блок аналитической выработки вертикальной составляющей абсолютной угловой скорости и блок аналитической выработки курса объекта, при этом первый и второй выходы блока управления гироплатформой дополнительно соединены с первым и вторым входами блока аналитической выработки курса объекта и блока аналитической выработки вертикальной составляющей абсолютной угловой скорости соответственно, третьи входы которых соединены с выходами блока приема информации о скорости объекта, выход блока аналитической выработки вертикальной составляющей абсолютной угловой скорости соединен с четвертым входом блока управления гироплатформой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к навигации и может быть использовано для морских, воздушных и наземных объектов, а также для гравиметрических устройств в качестве стабилизированной в горизонте платформы.

Известен гирогоризонткомпас, содержащий гиростабилизированную платформу в кардановом подвесе, трехстепенной гироскоп с датчиками угла и датчиками момента, двигатели стабилизации по осям карданова подвеса и блок управления двигателями стабилизации, первый и второй акселерометры, установленные на гироплатформе, блок приема информации о скорости объекта, а также блок управления гироплатформой, первый и второй входы которого соединены с выходами первого и второго акселерометров соответственно, третий вход соединен с выходом блока приема информации о скорости объекта, первый и второй выходы блока управления гироплатформы соединены с соответствующими датчиками момента гироскопа, первый и второй входы блока управления двигателями стабилизации соединены с выходами соответствующих датчиков углов гироскопа, а выходы блока управления двигателями стабилизации соединены с соответствующими двигателями стабилизации.

Карданный подвес, связывающий стабилизированную платформу с объектом, выполнен в виде трехосного карданного подвеса. При этом одно карданное кольцо азимутальное, обеспечивающее свободу вращения платформы вокруг вертикальной оси, имеет неограниченный угол поворота.

Недостатками известного устройства являются его сложность, малая надежность и значительные массогабаритные характеристики.

Задачей изобретения является сокращение массогабаритных характеристик устройства, его упрощение, повышение надежности при практическом сохранении точностных характеристик.

Для этого в предлагаемом гирогоризонткомпасе карданов подвес выполнен двухосным, ось кинетического момента гироскопа перпендикулярна осям чувствительности акселерометров, дополнительно введены блок аналитической выработки вертикальной составляющей абсолютной угловой скорости и блок аналитической выработки курса объекта, при этом первый и второй выходы блока управления гироплатформой дополнительно соединены с первым и вторым входами блока аналитической выработки курса объекта и блока аналитической выработки вертикальной составляющей абсолютной угловой скорости соответственно, третьи входы которых соединены с выходами блока приема информации о скорости объекта, выход блока аналитической выработки вертикальной составляющей абсолютной угловой скорости соединен с четвертым входом блока управления гироплатформой.

На чертеже представлена функциональная схема гирогоризонткомпаса.

Гирогоризонткомпас содержит гиростабилизированную платформу 1, блок 2 управления гироплатформой, на гиростабилизированной платформе 1 расположен трехстепенной гироскоп 7 с датчиками 8 и 9 момента и датчиками 10 и 11 углов, два акселерометра 12 и 13, оси чувствительности которых ортогональны между собой и параллельны плоскости гироплатформы, выходы акселерометров 12 и 13, выход блока 5 приема информации о скорости объекта и выход блока 3 аналитической выработки вертикальной составляющей абсолютной угловой скорости соединены с блоком 2 управления гироплатформой, выходы которого соединены с датчиками 8 и 9 момента гироскопа, блоком 3 аналитической выработки вертикальной составляющей абсолютной угловой скорости и блоком 4 аналитической выработки курса объекта, с блоками выработки вертикальной составляющей абсолютной угловой скорости и аналитической выработки курса объекта соединены также выходы блока 5 приема информации о скорости объекта, входы блока 6 управления двигателями стабилизации гироплатформы соединены с выходами датчиков 10 и 11 углов гироскопа, выходы блока 6 управления двигателями стабилизации гироплатформы соединены с соответствующими двигателями 14 и 15 стабилизации.

Позицией 16 обозначен датчик килевой качки объекта, позицией 17 датчик бортовой качки объекта.

Гирогоризонткомпас функционирует следующим образом.

Ось кинетического момента Н в исходном положении ортогональна плоскости чертежа, так что оси подвеса гироскопа и ось Н, когда нет наклона объекта относительно плоскости горизонта, составляют ортогональный трехгранник. Гироплатформа 1 с помощью двигателей 14 и 15 стабилизации по сигналам рассогласования датчиков 10 и 11 углов гироскопа все время удерживается в одной плоскости с кожухом гироскопа 7. Кожух гироскопа 7 вместе с гиростабилизированной платформой 1 приводится в горизонт и удерживается в горизонте с помощью моментов, накладываемых через датчики 8 и 9 моментов гироскопа 7 токами управления по сигналам, вырабатываемым в блоке 2 управления гироплатформой. Эти токи управления соответствуют горизонтальным составляющим абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу, повернутого на угол К курс объекта относительно географического трехгранника Дарбу. В свою очередь, сигналы, по которым вырабатываются токи управления гироскопа 7, формируются в блоке 2 управления гироплатформой в результате обработки величин горизонтальных составляющих кажущихся ускорений вершины трехгранника Дарбу, измеренных акселерометрами 12 и 13, используя величину вертикальной составляющей абсолютной угловой скорости приборного трехранника, вырабатываемую в блоке 3 аналитической выработки вертикальной составляющей абсолютной угловой скорости приборного трехгранника.

В качестве исходной системы координат выберем трехгранник Дарбу гирогоризонткомпас, патент № 2051330гирогоризонткомпас, патент № 2051330гирогоризонткомпас, патент № 2051330, повернутый вокруг вертикальной оси 0гирогоризонткомпас, патент № 2051330 относительно географического трехгранника на угол К, соответствующий курсу объекта. С гироплатформой свяжем систему координат приборный трехгранник XYZ, которая образуется из системы координат гирогоризонткомпас, патент № 2051330гирогоризонткомпас, патент № 2051330гирогоризонткомпас, патент № 2051330 поворотом вокруг оси 0гирогоризонткомпас, патент № 2051330 на угол гирогоризонткомпас, патент № 2051330 и затем поворотом вокруг оси OY на угол гирогоризонткомпас, патент № 2051330. Составляющие абсолютной угловой скорости трехгранника гирогоризонткомпас, патент № 2051330гирогоризонткомпас, патент № 2051330гирогоризонткомпас, патент № 2051330 обозначим соответственно р, q, r, где p гирогоризонткомпас, патент № 2051330 гирогоризонткомпас, патент № 2051330 cosгирогоризонткомпас, патент № 2051330 sinK;

q= гирогоризонткомпас, патент № 2051330 cosгирогоризонткомпас, патент № 2051330 cosK;

r гирогоризонткомпас, патент № 2051330 cosгирогоризонткомпас, патент № 2051330 + гирогоризонткомпас, патент № 2051330 sin K tgгирогоризонткомпас, патент № 2051330-гирогоризонткомпас, патент № 2051330;

v путевая скорость объекта;

гирогоризонткомпас, патент № 2051330- угловая скорость Земли,

К курс объекта;

гирогоризонткомпас, патент № 2051330- широта места.

Тогда сигналы управления гироскопом будем формировать, например, следующим образом:

гирогоризонткомпас, патент № 2051330y= гирогоризонткомпас, патент № 2051330 гирогоризонткомпас, патент № 2051330x= гирогоризонткомпас, патент № 2051330, (1) при этом S оператор Лапласа;

гирогоризонткомпас, патент № 2051330х р + гирогоризонткомпас, патент № 2051330гирогоризонткомпас, патент № 2051330х;

гирогоризонткомпас, патент № 2051330у q + гирогоризонткомпас, патент № 2051330гирогоризонткомпас, патент № 2051330y;

гирогоризонткомпас, патент № 2051330z r + гирогоризонткомпас, патент № 2051330гирогоризонткомпас, патент № 2051330z;

R радиус Земли;

гирогоризонткомпас, патент № 20513301 и гирогоризонткомпас, патент № 20513302 корректирующие сигналы, где гирогоризонткомпас, патент № 2051330гирогоризонткомпас, патент № 2051330х, гирогоризонткомпас, патент № 2051330гирогоризонткомпас, патент № 2051330у, гирогоризонткомпас, патент № 2051330гирогоризонткомпас, патент № 2051330z погрешности определения составляющих абсолютной угловой скорости трехгранника;

Qх, Qу показания акселерометров, причем гирогоризонткомпас, патент № 2051330 гирогоризонткомпас, патент № 2051330+rp-гирогоризонткомпас, патент № 20513302oгирогоризонткомпас, патент № 2051330 + гирогоризонткомпас, патент № 2051330 гирогоризонткомпас, патент № 2051330 -гирогоризонткомпас, патент № 2051330+rq-гирогоризонткомпас, патент № 20513302oгирогоризонткомпас, патент № 2051330 + гирогоризонткомпас, патент № 2051330 (2) где гирогоризонткомпас, патент № 2051330o- частота Шуллера;

гирогоризонткомпас, патент № 2051330, гирогоризонткомпас, патент № 2051330- суть ошибки вертикали места;

гирогоризонткомпас, патент № 2051330Qx, гирогоризонткомпас, патент № 2051330Qy погрешности акселерометров, при этом гирогоризонткомпас, патент № 2051330гирогоризонткомпас, патент № 2051330x=гирогоризонткомпас, патент № 2051330-rгирогоризонткомпас, патент № 2051330+гирогоризонткомпас, патент № 2051330p, гирогоризонткомпас, патент № 2051330гирогоризонткомпас, патент № 2051330y= гирогоризонткомпас, патент № 2051330+rгирогоризонткомпас, патент № 2051330+гирогоризонткомпас, патент № 2051330q,

где гирогоризонткомпас, патент № 2051330р и гирогоризонткомпас, патент № 2051330q дрейфы гироскопа.

Вертикальная составляющая абсолютной угловой скорости гироплатформы гирогоризонткомпас, патент № 2051330z формируется следующим образом:

гирогоризонткомпас, патент № 2051330z= r1-гирогоризонткомпас, патент № 2051330,

r1= гирогоризонткомпас, патент № 2051330 sinгирогоризонткомпас, патент № 2051330пр 1,2+ гирогоризонткомпас, патент № 2051330 sin Kпрtgгирогоризонткомпас, патент № 2051330, (3) где Vл скорость объекта от лага из блока 5;

Кпр приборное значение курса объекта;

гирогоризонткомпас, патент № 2051330пр1,2 приборные значения широты места.

По известным сигналам гирогоризонткомпас, патент № 2051330х и гирогоризонткомпас, патент № 2051330у с использованием информации от лага Vл находим приборные значения курса объекта и широты места

гирогоризонткомпас, патент № 2051330= Fгирогоризонткомпас, патент № 2051330+ гирогоризонткомпас, патент № 2051330cos Kпр+ гирогоризонткомпас, патент № 2051330ysin Kгирогоризонткомпас, патент № 2051330,

гирогоризонткомпас, патент № 2051330= arccos гирогоризонткомпас, патент № 2051330 гирогоризонткомпас, патент № 2051330.

Широта места может также определяться как счислимое значение с использованием информации о скорости от лага и значения приборного курса объекта

гирогоризонткомпас, патент № 2051330= гирогоризонткомпас, патент № 2051330 гирогоризонткомпас, патент № 2051330 cosKпрdt+гирогоризонткомпас, патент № 2051330o.

Корректирующие сигналы гирогоризонткомпас, патент № 20513301, гирогоризонткомпас, патент № 20513302 выполняют традиционные функции демпфирования систем и в качестве опорного сигнала используют информацию от лага. Подборка передаточных функций демпфирующих сигналов и значения F обеспечивают надлежащий переходной процесс системы.

Класс G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00

способ определения планово-высотного положения подземного магистрального трубопровода -  патент 2527902 (10.09.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
способ коррекции дрейфа микромеханического гироскопа, используемого в системе дополненной реальности на движущемся объекте -  патент 2527132 (27.08.2014)
навигационная система -  патент 2526740 (27.08.2014)
навигационное устройство, способ управления работой и мобильное оконечное устройство -  патент 2526470 (20.08.2014)
углоизмерительный прибор -  патент 2525652 (20.08.2014)
активный ультрафиолетовый солнечный датчик для системы ориентации малоразмерного космического аппарата -  патент 2525634 (20.08.2014)
способ персональной автономной навигации -  патент 2523753 (20.07.2014)
способы, устройства и картографические базы данных для прокладки "зеленого" маршрута -  патент 2523192 (20.07.2014)
эффективный способ привязки местоположения -  патент 2523171 (20.07.2014)
Наверх