водометный движитель транспортного средства
Классы МПК: | B63H11/08 вращающегося типа B60F3/00 Амфибии, те транспортные средства, способные передвигаться как по суше, так и по воде; наземные транспортные средства, способные передвигаться под водой B63H11/00 Реактивные движители |
Автор(ы): | Ющенко Владимир Иванович, Зубов Сергей Николаевич |
Патентообладатель(и): | Ющенко Владимир Иванович, Зубов Сергей Николаевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-02-06 публикация патента:
27.12.1995 |
Использование: транспортная техника, а именно движители плавающих машин. Сущность изобретения: водометный движитель транспортного средства имеет механический привод и состоит из рабочего колеса, крышки водомета с соплом, планетарного редуктора, эпицикла, находящегося в зацеплении с сателлитами, которые установлены на осях водила, размещенного в корпусе редуктора и валу привода рабочего колеса и связанного, с одной стороны с крышкой водомета, а с другой со стопорным устройством, включающим в себя муфту с наружным зубчатым венцом, установленную на шлицах проходного валика, два внутренних зубчатых венца, выполненных в корпусе колесного редуктора, и привод, причем муфта и внутренние зубчатые венцы имеют несимметричное расположение зубьев. При включении водометного движителя муфта стопорного устройства входит в зацепление с одним из внешних зубчатых венцов, выполненных в корпусе колесного редуктора, фиксирует водило планетарного редуктора и крышку водометра с соплом в положении для движения вперед или назад. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, расположенный в его ведущем колесе, содержащий рабочее колесо, крышку водомета с соплом и привод, отличающийся тем, что на ступице ведущего колеса закреплен планетарный редуктор с солнечной шестерней, соединенной с валом рабочего колеса, установленным на подшипниках в водиле и крышке редуктора, эпициклом, жестко связанным с корпусом редуктора и находящимся в зацеплении с сателлитами, которые установлены на осях водила, закрепленных в подшипниках в корпусе редуктора и валу привода рабочего колеса и связанных с одной стороны с крышкой водомета, а с другой посредством проходного валика, установленного на подшипниках, внутри вала привода ведущего колеса со стопорным устройством, выполненным в виде установленной на шлицах проходного валика муфты с наружным зубчатым венцом, двумя внутренними зубчатыми венцами, размещенными в корпусе редуктора, и приводом, при этом муфта и внутренние зубчатые венцы имеют несимметричное расположение зубьев.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к движителям транспортных средств. Известен принятый в качестве ближайшего аналога автомобиль-амфибия (заявка Японии N 62-166102, кл. В 60 F 3/00, 1987), оснащенный водоходным движителем, представляющим собой лопастное колесо, установленное с внутренней стороны колеса автомобиля и приводимое от него в движение. Недостатком данного решения является низкая эффективность водоходного движителя, незащищенность от повреждений при движении по грунтовым дорогам, ухудшение проходимости автомобиля-амфибии. Предложенное изобретение предназначено для решения задачи повышения надежности водометного движителя и упрощения его конструкции. Технический результат достигается тем, что водометный движитель транспортного средства, расположенный в ведущем колесе, имеет механический привод и состоит из рабочего колеса, крышки водомета с соплом и привода, который оснащен планетарным редуктором, закрепленным на ступице колеса и состоящим из солнечной шестерни, выполненной заодно с валом рабочего колеса водомера и установленной на подшипниках в водиле и крышке редуктора, эпицикла, жестко связанного с корпусом редуктора, и находящегося в зацеплении с сателлитами, которые установлены на осях водила, размещенного на подшипниках в корпусе редуктора и валу привода рабочего колеса и связанного, с одной стороны с крышкой водомета, а с другой, посредством проходного валика, установленного на подшипниках, внутри вала привода ведущего колеса, со стопорным устройством, включающим в себя муфту с наружным зубчатым венцом, установленную на шлицах проходного валика, два внутренних зубчатых венца, выполненных в корпусе колесного редуктора, и привод, причем муфта и внутренние зубчатые венцы имеют не симметричное расположение зубьев. За счет установки планетарного редуктора вместо электродвигателя привод рабочего колеса водометного движителя становится более надежным. Механический привод проще в исполнении, чем электрический, хорошо компонуется в ограниченном пространстве колеса и не требует применения цветных металлов. Кроме того, стопорное устройство совмещает в себе функции механизма включения и механизма управления водометным движителем, что также упрощает конструкция водомерного движителя. На чертеже представлена схема водомерного движителя транспортного средства. Движитель расположен в ведущем колесе 1, состоящем из рабочего колеса 2, крышки водомера 3 с соплом и планетарного редуктора. Планетарный редуктор закреплен на ступице ведущего колеса 4 и состоит из солнечной шестерни 5, эпицикла 6, водила 7, сателлитов 8, корпуса 9 и крышки 10 планетарного редуктора. Солнечная шестерня 5 выполнена заодно с валом привода рабочего колеса 2 и установлена на подшипнике 11 в водиле 7 и подшипнике 12 в крышке 10 планетарного редуктора. Эпицикл 6 жестко закреплен в корпусе 9 планетарного редуктора. Водило 7 планетарного редуктора, установленное в корпусе планетарного редуктора 9 на подшипнике 13 и на подшипнике 14, расположенном внутри вала привода рабочего колеса 2, посредством проходного валика 15 связано со стопорным устройством. Кроме того, на водиле 7 жестко закреплена крышка водомета 3 с соплом. Проходной валик 15 расположен внутри вала 16 привода ведущего колеса 1 и установлен в нем на подшипниках 17 и 18. Стопорное устройство состоит из муфты 19, имеющей наружный зубчатый венец, внутреннего зубчатого венца 20, внутреннего зубчатого венца 21, выполненных в корпусе 22 колесного редуктора и привода 23. Муфта 19 установлена на шлицах проходного валика и имеет три фиксированных положения. Зубчатые венцы 20 и 21 имеют несимметричное расположение зубьев. В связи с этим, муфта 19 может входить в зацепление с зубчатыми венцами только в определенных положениях. Зацепление муфты с внутренним зубчатым венцом 20 соответствует расположению сопла водомета для обеспечения движения вперед, а зацепление с зубчатым венцом 21 соответствует движения назад. Среднее положение нейтральное. Водометный движитель работает следующим образом. При включении водометного движителя для движения вперед муфта 19 стопорного устройства перемещается с помощью привода 23 по шлицам проходного валика 19 и входит в зацепление с внешним зубчатым венцом 20. В результате этого водило 7 планетарного редуктора и крышка водомета 3 с соплом фиксируются в строго определенном положении, так как муфта 19 стопорного устройства посредством проходного валика 15 жестко связана с ними, а внутренние венцы выполнены в корпусе 22 колесного редуктора. При вращении ведущего колеса 1, крутящий момент передается от ступицы колеса 4 на корпус планетарного редуктора 9 и эпицикл 6, жестко связанный с ним, который находясь в зацеплении с сателлитами 8, вращает их вокруг своих осей, зафиксированных вместе с водилом 7 при помощи стопорного устройства, и передает крутящий момент на солнечную шестерню 5 планетарного редуктора, выполненную заодно с валом привода рабочего колеса водомета 2. При вращении рабочего колеса водомета 2, происходит всасывание воды через заборное отверстие крышки водомета 3 в его рабочую полость и выбрасывание воды через сопло в сторону, противоположную движению машины. Для изменения направления движения муфта 19 сначала устанавливается в нейтральное положение, а затем вводится в зацепление с внутренним зубчатым венцом 21. Работа движителя при движении назад аналогична, но сопло крышки водомета 3 направлено в противоположную сторону.Класс B63H11/08 вращающегося типа
центробежное тяговое устройство - патент 2455525 (10.07.2012) | |
водометный движитель - патент 2455191 (10.07.2012) | |
инерционный двигатель богданова - патент 2449170 (27.04.2012) | |
водометный движитель - патент 2427498 (27.08.2011) | |
скоростное глиссирующее судно - патент 2387569 (27.04.2010) | |
судовой движитель - патент 2381953 (20.02.2010) | |
способ преобразования центробежной силы в силу тяги - патент 2381952 (20.02.2010) | |
судно на воздушной каверне с водометным движителем - патент 2381131 (10.02.2010) | |
двухрежимный водозаборник водометного движителя судна - патент 2360832 (10.07.2009) | |
водометный движитель - патент 2357891 (10.06.2009) |
Класс B60F3/00 Амфибии, те транспортные средства, способные передвигаться как по суше, так и по воде; наземные транспортные средства, способные передвигаться под водой
мобильный комплекс для информирования и оповещения населения в местностях, подвергшихся наводнению - патент 2526325 (20.08.2014) | |
амфибия - патент 2520665 (27.06.2014) | |
аэроглиссер-амфибия - патент 2508997 (10.03.2014) | |
движитель - патент 2493019 (20.09.2013) | |
автомобиль-амфибия - патент 2489270 (10.08.2013) | |
применение шнекохода-амфибии в качестве передвижного пункта общественного питания или временного жилья - патент 2488493 (27.07.2013) | |
роторно-винтовой движитель судна - патент 2483964 (10.06.2013) | |
винтовой движитель - патент 2482000 (20.05.2013) | |
автомобиль - патент 2476328 (27.02.2013) | |
плавающий транспортер - патент 2475371 (20.02.2013) |
Класс B63H11/00 Реактивные движители
способ движения судна - патент 2525496 (20.08.2014) | |
универсальный судовой движитель повышенной защищенности - патент 2523862 (27.07.2014) | |
установка для испытания двигательно-движительного комплекса судна - патент 2520705 (27.06.2014) | |
кормовая оконечность судна туннельного типа - патент 2495781 (20.10.2013) | |
водометное устройство - патент 2492104 (10.09.2013) | |
водометный движитель - патент 2486100 (27.06.2013) | |
напорный узел водометного движителя - патент 2485008 (20.06.2013) | |
реверсивно-рулевое устройство водометного движителя - патент 2485007 (20.06.2013) | |
водометный пропульсивный комплекс - патент 2478060 (27.03.2013) | |
движитель прямоточный - патент 2470827 (27.12.2012) |