тормоз - замедлитель для автотранспортных средств

Классы МПК:B60T1/16 путем увеличения сопротивления воздуха, например с помощью щитков 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Мартынюк Николай Павлович,
Мартынюк Сергей Николаевич,
Мартынюк Елена Николаевна,
Мартынюк Людмила Федоровна
Приоритеты:
подача заявки:
1993-12-20
публикация патента:

Использование: в транспортном машиностроении и может быть использовано для торможения автомобилей рефрижераторов. Сущность изобретения: два винтовых колеса соосно расположены на общей оси вращения, которая жестко закреплена на стойке, соединенной с рамой вагона рефрижератора, причем каждое винтовое колесо кинематически соединено с шестернями уравновешивающего редуктора, а защитный кожух П-образной формы совершает возвратно-поступательное движение относительно рамы вагона рефрижератора. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

ТОРМОЗ ЗАМЕДЛИТЕЛЬ ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, содержащий соосные воздушные винты встречного вращения, общая стойка которых жестко закреплена на горизонтальной опоре, отличающийся тем, что воздушные винты установлены с возможностью свободного вращения в режиме авторотации, а горизонтальная опора представляет собой раму транспортного средства.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для торможения автомобилей-тягачей, работающих с полуприцепами рефрижераторами вагонного типа.

Известны тормоза-замедлителя (а.с. N 1068309, кл. В 60 Т 1/00) транспортных средств, содержащие заслонку в выпускном тракте ДВС, привод для открытия, клапан, глушитель, выпускную трубу.

Недостаток заключается в том, что в процессе торможения автомобиля детали двигателя, воспринимающие нагрузку от трансмиссии автомобиля-тягача, интенсивно изнашиваются, сокращая ресурс двигателя.

Наиболее близким техническим решением является тормоз-замедлитель по патенту США N 4611796, кл. В 62 D 35/00, содержащий металлический щит, к боковым граням которого соосно прикреплены шарниры (оси, позволяющие изменять его положение от вертикальной плоскости до горизонтальной при движении транспортного средства). Недостаток низкий КПД торможения вследствие незначительной площади металлической щита, расположенного над крышей кабины автомобиля-тягача.

Цель повышение эффективности торможения при движении по скользкой проезжей части дороги.

Цель достигается за счет двух винтовых колес, соосно расположенных на общей оси вращения, которая жестко закреплена на стойке, соединенной с рамой вагона рефрижератора, причем каждое винтовое колесо кинематически соединено шестернями уравновешивающего редуктора, а защитный кожух П-образной формы совершает возвратно-поступательное движение относительно рамы вагона рефрижератора.

На фиг. 1 показана схема автомобиля-тягача с полуприцепом рефрижератора; на фиг. 2 рефрижератор, вид сзади; на фиг. 3 пневмосхема открытия и закрытия защитным кожухом винтовых колес; на фиг. 4 электросхема тормоза-замедлителя; на фиг. 5 кинематическая схема винтовых колес; на фиг. 6 схема регулятора, уравновешивающая частоту вращения винтовых колес.

Тормоз-замедлитель содержит полуприцеп-рефрижератор 1 вагонного типа с дверью 2 для загрузки и выгрузки грузов, рамы 3 полуприцепа и рефрижератора, стойки 4 для крепления оси 5к, сигнальных фонарей 6 полуприцепов рефрижератора, винтового колеса 7 с правым вращением, винтового колеса 8 с левым вращением, предназначенных для торможения транспортного средства в режиме авторотации при движении по скользкой дороге, защитный кожух П-образной формы 9 для предотвращения вращения винтовых колес при нахождении рычага 10 в положении "Выключено", подшипники 11 винтовых колес, звездочки 12 и 13 для передачи через цепь 14 вращения от винтовых колес шестерням 15 и 16 уравновешивающего редуктора 17 частоты вращения винтовых колес, датчик 18 скорости движения автомобиля рефрижератора, электрообмотки 19 и 20 клапанов соответственно 21 и 22, 23 и 24 для сообщения защитному кожуху возвратно-поступательного движения, штоки 25 и 26 цилиндров 27 и 28 для привода защитного кожуха, сигнальную электролампу 29, сигнализирующую о работе тормоза-замедлителя.

Устройство работает следующим образом.

При движении транспортного средства по скользкой дороге на длительных спусках со скоростью больше 30 км, водитель переводит рычаг 10 в положение "Включено", сжатый воздух на ресивера автомобиля-тягача через открывшийся электромагнитный клапан 22 и одновременно закрывшийся 21 начнет поступать в подпоршневое пространство пневмоцилиндров 27 и 28. Синхронно с вышеизложенным закроется клапан 23, вследствие чего воздух из надпоршневого пространства пневмоцилиндров 27 и 28 начнет поступать в окружающую среду. Штоки 25 и 26, перемещаясь, втягивают защитный кожух 9 внутрь двойных стенок рефрижератора, полностью обнажая винтовые колеса 7 и 8. За счет воздушного потока винтовые колеса 7 и 8 начинают вращаться в различные стороны в режиме авторотации. Сигнальная электролампа на щитке прибора горит. Винтовые колеса 7 и 8, работая в режиме авторотации и находящиеся на расстоянии 2 м от задней стенки вагона рефрижератора 1, создают тормозной момент, обеспечивающий снижение скорости движения транспортного средства за счет воздушного потока.

Если создаваемого тормозного момента винтовыми колесами недостаточно, водитель использует колесную тормозную систему.

При переводе рычага 10 в положение "Выключено" электромагнитные клапаны 21-24 под воздействием пружин возвращаются в исходное положение, зачехляя при этом защитных кожух 9 винтовые колеса 7 и 7. Процесс торможения окончен.

Ввиду того, что два винтовых колеса 7 и 8 имеют площадь, намного превышающую лобовую поверхность автомобиля-рефрижератора, эффективность тормоза-замедлителя значительно больше, чем у прототипа.

Цель достигается за счет авторотации винтов в процессе торможения транспортного средства.

Класс B60T1/16 путем увеличения сопротивления воздуха, например с помощью щитков 

колесный автотранспорт с аэродинамическим крылом и щитком -  патент 2264319 (20.11.2005)
способ аварийного торможения железнодорожного состава -  патент 2163202 (20.02.2001)
аэродинамический тормоз высокоскоростного подвижного состава -  патент 2138413 (27.09.1999)
Наверх