дизель-генератор транспортного средства
Классы МПК: | H02K7/18 конструктивное сопряжение электрического генератора с механическим приводным двигателем, например с турбиной |
Автор(ы): | Пронько Юрий Борисович[UA], Лейбович Анатолий Романович[UA], Никитин Евгений Александрович[UA], Ширяев Вадим Михайлович[UA], Умаров Адиль Саидович[UA], Юз Лев Давидович[UA] |
Патентообладатель(и): | Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода "Электротяжмаш" (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-10-20 публикация патента:
27.11.1995 |
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в синхронных генераторах с бесподшипниковым ротором. Последний выполнен в виде цилиндра с днищем. Для гашения поперечных колебаний в этом днище имеются полости, в которых установлены грузы с пружинами, которые могут быть размещены в вязкой жидкости. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий двигатель, электрический синхронный генератор, бесподшипниковый ротор которого соединен с валом двигателя и выполнен в виде полого цилиндра с днищем и полюсами на наружной поверхности, отличающийся тем, что он снабжен герметичными съемными капсулами, заполненными вязкой жидкостью, расположенными в них грузами, взаимодействующими с пружинами, а в днище ротора выполнены полости, предназначенные для установки указанных капсул.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к устройствам электрических генераторов для совместной работы с дизелями (двигателями). Известен синхронный генератор с бесподшипниковым ротором, выполненный в виде полого цилиндра, у которого днище ротора крепится к валу двигателя и снабжено на части наружного периметра круговым сегментом, что снижает нагружение коленвала на изгиб. К недостаткам этого изобретения следует отнести появление поперечных колебаний выходного конца коленвала, к которому крепится ротор генератора. Целью изобретения является гашение поперечных колебаний выходного конца вала двигателя без изменения длины и массы дизель-генератора. Цель достигается тем, что в электрическом синхронном генераторе дизель-генератора, содержащего двигатель и соединенный с его валом бесподшипниковый ротор, выполненный в виде полого цилиндра с днищем и полюсами на наружной поверхности, генератор снабжен демпферами для гашения поперечных колебаний, в днище ротора выполнены полости, в которых установлены указанные демпферы. Кроме того, каждый демпфер выполнен в виде грузов и взаимодействующих с ними пружин. Кроме того, генератор снабжен крышками, герметично закрывающими указанные полости, а в качестве демпфера используется вязкая жидкость, заполняющая эти полости. Кроме того, генератор снабжен съемными герметичными капсулами, заполненными вязкой жидкостью, в которой размещены указанные грузы с пружинами. На фиг. 1 изображен генератор, присоединяемый к двигателю, продольный разрез; на фиг. 2 вид А на фиг. 1; на фиг. 3 полость с крышками в днище полого цилиндра ротора с установленным в полости демпфером в виде груза и взаимодействующих с ним пружин (объем полости может быть заполнен вязкой жидкостью), поперечный разрез; на фиг. 4 полость в днище ротора с закрепленной съемной герметичной капсулой, заполненной вязкой жидкостью и в которой размещены грузы с пружинами, поперечный разрез. Синхронный генератор 1 устанавливается на раме 2 дизель-генератора. К выходному концу вала 3 двигателя 4 присоединен бесподшипниковый ротор 5, выполненный в виде полого цилиндра с днищем 6 и полюсами 7 на наружной поверхности. В днище 6 ротора 5 выполнены полости 8, расположенные симметрично относительно оси. В полостях 8 установлены демпферы в виде подвижных в радиальном направлении грузов 9 и взаимодействующих с последними пружин 10. Полости 8 могут заполняться вязкой жидкостью (в качестве демпфера) и герметично закрываться крышками 11. В полостях 8 в качестве демпферов могут устанавливаться съемные герметичные капсулы 12, заполненные вязкой жидкостью и в которых размещены грузы 9 и пружины 10. Генератор функционирует в части выработки электроэнергии общеизвестным способом. При появлении режима, на котором возникают поперечные колебания консольного выходного вала двигателя с ротором, грузы 9 начинают колебаться относительно стенок полости 8, перемещая вязкую жидкость по зазорам в направлении, встречном их движению. Возникающие при этом силы инерции и вязкого трения гасят поперечные колебания консоли вала с ротором, не допуская их опасного развития. Таким образом, бесподшипниковый генератор, ротор которого совмещен с демпфером поперечных колебаний и соединен с концом вала двигателя, исключает необходимость установки на том же конце вала отдельного демпфера, упрощает общую конструкцию агрегата и его монтаж, сводит к минимуму размер консоли вала и общую длину дизель-генератора, уменьшает массу агрегата.Класс H02K7/18 конструктивное сопряжение электрического генератора с механическим приводным двигателем, например с турбиной