линейный индукторный двигатель

Классы МПК:H02K41/03 синхронные электродвигатели; шаговые электродвигатели; реактивные электродвигатели
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Научно-производственное объединение "Ротор" (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
1992-06-15
публикация патента:

Использование: в линейном прецизионном электроприводе. В устройстве, содержащем ферромагнитный зубчатый статор 1 и подвижный элемент 2, состоящий из фазных электромагнитных модулей, включающих в себя П-образные магнитопроводы 6,7, обмотки 8 управления и постоянные магниты 9 возбуждения, причем зубцовые зоны статора 1 и подвижного элемента 2 имеют одинаковый шаг линейный индукторный двигатель, патент № 2046525, подвижный элемент 2 выполнен из трех электромагнитных модулей 3, 4, 5, первый модуль 3 смещен относительно второго 4 вдоль направления движения на (n+1/3)линейный индукторный двигатель, патент № 2046525, а третий 5 относительно второго 4 на + (n+1/3)линейный индукторный двигатель, патент № 2046525, П-образные магнитопроводы 6, 7 в каждом модуле смещены относительно друг друга вдоль направления движения на (n+1/6)линейный индукторный двигатель, патент № 2046525. Применение изобретения за счет повышения точности управления силой тяги линейного двигателя обеспечивает улучшение точностных характеристик электропривода. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

ЛИНЕЙНЫЙ ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий ферромагнитный зубчатый статор и подвижный элемент, состоящий из трех электромагнитных модулей, включающих в себя П-образные магнитопроводы, обмотки управления и постоянные магниты возбуждения, причем зубцовые зоны статора и подвижного элемента имеют одинаковый шаг, первый электромагнитный модуль смещен относительно второго вдоль направления движения на +(n+1/3)линейный индукторный двигатель, патент № 2046525, а третий относительно второго на -(n+1/3)линейный индукторный двигатель, патент № 2046525, отличающийся тем, что в каждом электромагнитном модуле выполнено смещение П-образных магнитопроводов относительно друг друга вдоль направления движения на (n линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 1/6)линейный индукторный двигатель, патент № 2046525линейный индукторный двигатель, патент № 2046525, где линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 шаг зубцовой зоны двигателя, n целое число.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в линейном прецизионном электроприводе.

Известен линейный индукторный двигатель [1] содержащий ферромагнитный зубчатый статор и подвижный элемент, состоящий из фазных электромагнитных модулей, включающих в себя П-образные магнитопроводы, обмотки управления и постоянные магниты возбуждения, причем зубцовые зоны статора и подвижного элемента имеют одинаковый шаг. Фазные электромагнитные модули смещены относительно друг друга вдоль направления движения на (nлинейный индукторный двигатель, патент № 20465251/4)линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 а П-образные магнитопроводы в каждом электромагнитном модуле на n линейный индукторный двигатель, патент № 2046525, где линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 -шаг зубцовой зоны двигателя; n целое число.

При запитке обмоток управления линейного индуктора двигателя синусоидальным и косинусоидальным токами равной амплитуды представляется возможным управлять силой тяги двигателя путем регулирования амплитуды фазных токов.

Известный двигатель характеризуется тем, что каждый электромагнитный модуль создает тяговое усилие, состоящее из полезной и паразитной составляющих. Полезные составляющие тяговых усилий электромагнитных модулей, суммируясь, создают основную составляющую силы тяги двигателя, пропорциональную амплитуде фазных токов. Паразитные составляющие тяговых усилий электромагнитных модулей, суммируясь, создают паразитную составляющую силы тяги двигателя, амплитуда которой пропорциональна квадрату амплитуды токов управления.

Кроме того, известный двигатель характеризуется тем, что каждый электромагнитный модуль создает дополнительную паразитную составляющую тягового усилия, так называемую силу магнитной фиксации. Эта паразитная составляющая тягового усилия обусловлена не алгоритмом управления двигателем, а его конструктивными особенностями. Она зависит от формы зубцовой зоны, от стабильности магнитного потока возбуждения и т.п. Дополнительные паразитные составляющие тяговых усилий электромагнитных модулей, суммируясь, создают дополнительную паразитную составляющую силы тяги двигателя.

Недостатком известного двигателя является невысокая точность управления его силой тяги, обусловленная возникновением паразитных составляющих силы тяги.

Наиболее близким к предлагаемому является линейный индукторный двигатель [2] содержащий ферромагнитный зубчатый статор и подвижный элемент, состоящий из трех электромагнитных модулей, включающих в себя П-образные магнитопроводы, обмотки управления и постоянные магниты возбуждения, причем зубцовые зоны статора и подвижного элемента имеют одинаковый шаг, первый электромагнитный модуль смещен относительно второго вдоль направления движения на (n+1/3) линейный индукторный двигатель, патент № 2046525, а третий относительно второго на +(n+1/3) линейный индукторный двигатель, патент № 2046525, в каждом электромагнитном модуле П-образные магнитопроводы смещены относительно друг друга вдоль направления движения на nлинейный индукторный двигатель, патент № 2046525.

Этот двигатель обладает более высокой точностью управления силой тяги, так как паразитные составляющие тяговых усилий электромагнитных модулей, связанные с алгоритмом управления силой тяги, создают две системы взаимно компенсирующихся тяговых усилий. Дополнительная паразитная составляющая силы тяги двигателя имеет место.

Недостатком известного двигателя является относительно невысокая точность управления его силой тяги, обусловленная наличием дополнительной паразитной составляющей силы тяги.

Изобретение направлено на повышение точности управления силой тяги путем уменьшения дополнительной паразитной составляющей силы тяги.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в линейном индукторном двигателе, содержащем ферромагнитный зубчатый статор и подвижный элемент, состоящий из трех электромагнитных модулей, включающих в себя П-образные магнитопроводы, обмотки управления и постоянные магниты возбуждения, причем зубцовые зоны статора и подвижного элемента имеют одинаковый шаг, первый электромагнитный модуль смещен относительно второго вдоль направления движения на -(n+1/3) линейный индукторный двигатель, патент № 2046525, а третий относительно второго на +(n+1/3) линейный индукторный двигатель, патент № 2046525, в каждом электромагнитном модуле выполнено смещение П-образных магнитопроводов относительно друг друга вдоль направления движения на (nлинейный индукторный двигатель, патент № 20465251/6) линейный индукторный двигатель, патент № 2046525.

Промышленное применение изобретения в линейном прецизионном электроприводе за счет повышения точности управления силой тяги линейного двигателя позволяет улучшить точностные характеристики электропривода.

На чертеже представлена схема линейного индукторного двигателя.

Двигатель содержит ферромагнитный зубчатый статор 1 и подвижные элемент 2, состоящий из электромагнитных модулей 3, 4, 5. Каждый модуль включает в себя П-образные магнитопроводы 6, 7, обмотку 8 управления и постоянный магнит 9 возбуждения. Зубцовые зоны статора 1 и подвижного элемента 2 имеют одинаковый шаг линейный индукторный двигатель, патент № 2046525. Электромагнитные модули 3 и 4, 5 и 4 взаимно смещены вдоль направления движения на линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 (n+1/3) линейный индукторный двигатель, патент № 2046525, а П-образные магнитопроводы в каждом электромагнитном модуле на (n-1/6) линейный индукторный двигатель, патент № 2046525

Двигатель работает следующим образом.

Обмотки 8 управления электромагнитных модулей 3, 4, 5 запитываются синусоидальными токами

i1= i0sinлинейный индукторный двигатель, патент № 2046525 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525; i2= i0sinлинейный индукторный двигатель, патент № 2046525 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525; i3= i0sinлинейный индукторный двигатель, патент № 2046525 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 + линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 (1)

где линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 x угол, определяющий положение подвижного элемента 2 двигателя относительно статора 1;

линейный индукторный двигатель, патент № 2046525o= линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 угол, определяющий взаимное смещение П-образных магнитопроводов 6, 7 в электромагнитном модуле;

х положение подвижного элемента 2 двигателя вдоль направления движения;

iо амплитуда токов управления.

Сила тяги регулируется путем изменения амплитуды токов управления.

Определим силу тяги, развиваемую двигателем, воспользовавшись известной методикой расчета электромагнитных модулей.

Тяговое усилие, создаваемое электромагнитным модулем, представляется как сумма усилий, создаваемых его полюсами. Эти составляющие тягового усилия модуля определяются из расчета его эквивалентной схемы замещения.

Получим, что тяговое усилие, создаваемое электромагнитным модулем 4, равно

линейный индукторный двигатель, патент № 2046525= fosinлинейный индукторный двигатель, патент № 2046525 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525+ fлинейный индукторный двигатель, патент № 2046525sinлинейный индукторный двигатель, патент № 20465252линейный индукторный двигатель, патент № 2046525-линейный индукторный двигатель, патент № 2046525- линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 sinлинейный индукторный двигатель, патент № 20465254линейный индукторный двигатель, патент № 2046525-2линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 (2) где

fo= линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 WioFmлинейный индукторный двигатель, патент № 2046525mcos линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 f1= линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 (Wio)2 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525

K1 go + линейный индукторный двигатель, патент № 2046525m + линейный индукторный двигатель, патент № 2046525линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 K2 2go + линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 m + линейный индукторный двигатель, патент № 2046525линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 K3 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525m + линейный индукторный двигатель, патент № 2046525линейный индукторный двигатель, патент № 2046525

линейный индукторный двигатель, патент № 2046525m, линейный индукторный двигатель, патент № 2046525линейный индукторный двигатель, патент № 2046525, Fm внутренняя магнитная проводимость, проводимость рассеяния, МДС постоянного магнита 9 соответственно;

go и g1 постоянная составляющая и амплитуда изменения магнитной проводимости зазора;

W число витков обмотки 8 управления.

Учитывая, что электромагнитные модули 3, 5 смещены относительно модуля 4 вдоль направления движения на -(n+1/3) линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 и на +(n+1/3)линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 а токи управления i1, i3 смещены относительно тока i2 по фазе на углы линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 + линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 соответственно, тяговые усилия, создаваемые модулями 3, 5, определим из выражения (2) путем замены аргумента линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 на линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 -линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 и на линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 +линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 соответственно.

После простых преобразований с учетом того, что линейный индукторный двигатель, патент № 2046525o линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 получим

линейный индукторный двигатель, патент № 2046525= fosinлинейный индукторный двигатель, патент № 2046525 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525+ fлинейный индукторный двигатель, патент № 2046525sinлинейный индукторный двигатель, патент № 20465252линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 sin линейный индукторный двигатель, патент № 20465254линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525;

линейный индукторный двигатель, патент № 2046525= fosinлинейный индукторный двигатель, патент № 2046525 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525+ fлинейный индукторный двигатель, патент № 2046525sinлинейный индукторный двигатель, патент № 20465252линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 + линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 sin линейный индукторный двигатель, патент № 20465254линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 + линейный индукторный двигатель, патент № 2046525;

линейный индукторный двигатель, патент № 2046525= fosinлинейный индукторный двигатель, патент № 2046525 + линейный индукторный двигатель, патент № 2046525+ fлинейный индукторный двигатель, патент № 2046525sinлинейный индукторный двигатель, патент № 20465252линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 + линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 sin 4линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525.

Создаваемая двигателем сила тяги равна

линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525+линейный индукторный двигатель, патент № 2046525+линейный индукторный двигатель, патент № 2046525= линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 fo.

Она не содержит паразитной составляющей, поскольку паразитные составляющие тяговых усилий электромагнитных модулей создают две системы взаимно компенсирующихся тяговых усилий.

Теперь оценим возникающую дополнительную паразитную составляющую силы тяги. Воспользуемся следующей методикой расчета.

Дополнительную паразитную составляющую силы тяги определим как сумму паразитных тяговых усилий, создаваемых всеми П-образными магнитопроводами подвижного элемента двигателя,т.е.

линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525(линейный индукторный двигатель, патент № 2046525).

Примем, что паразитные тяговые усилия, создаваемые П-образными магнитопроводами, совпадают по форме, но смещены друг относительно друга вдоль направления движения, т.е.

линейный индукторный двигатель, патент № 2046525j(линейный индукторный двигатель, патент № 2046525) линейный индукторный двигатель, патент № 2046525(линейный индукторный двигатель, патент № 2046525-(j-1)линейный индукторный двигатель, патент № 2046525), j 1,2,6, где линейный индукторный двигатель, патент № 2046525(линейный индукторный двигатель, патент № 2046525) паразитное тяговое усилие, создаваемое П-образным магнитопроводом 6 электромагнитного модуля 4.

Представим паразитное тяговое усилие линейный индукторный двигатель, патент № 2046525(линейный индукторный двигатель, патент № 2046525) в виде ряда Фурье, т.е.

линейный индукторный двигатель, патент № 2046525(линейный индукторный двигатель, патент № 2046525)линейный индукторный двигатель, патент № 2046525sin(iлинейный индукторный двигатель, патент № 2046525+линейный индукторный двигатель, патент № 2046525i), где линейный индукторный двигатель, патент № 2046525i и линейный индукторный двигатель, патент № 2046525i амплитуда и начальное смещение i=й гармоники.

Получим, что дополнительная паразитная составляющая силы тяги равна

линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 sin (iлинейный индукторный двигатель, патент № 2046525 +i(j-1) линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 + линейный индукторный двигатель, патент № 2046525i).

Из анализа полученного результата следует, что дополнительная паразитная составляющая силы тяги может содержать только гармоники i=6,12,18, Остальные гармоники

i линейный индукторный двигатель, патент № 2046525+ 6n, n 0,1,2, линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 1,2,3,4,5 отсутствуют, так как составляющие этих гармоник взаимно компенсируют друг друга.

Аналогично оценим дополнительную паразитную составляющую силы тяги, создаваемую известным двигателем. Получим, что

линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 sin (iлинейный индукторный двигатель, патент № 2046525 +i(j-1) линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 + линейный индукторный двигатель, патент № 2046525i).

В данном случае взаимно компенсируются только составляющие гармоник

i линейный индукторный двигатель, патент № 2046525+ 3n, n 0,1,2, линейный индукторный двигатель, патент № 2046525 1,2.

Дополнительная паразитная составляющая силы тяги известного двигателя может содержать гармоники

i 3,6,9,12,15,18,

Из полученных результатов следует, что предлагаемое взаимное смещение П-образных магнитопроводов в каждом электромагнитном модуле обеспечивает взаимную компенсацию составляющих гармоник i3,9,15, что непосредственно подтверждает преимущество предлагаемого двигателя.

Класс H02K41/03 синхронные электродвигатели; шаговые электродвигатели; реактивные электродвигатели

линейный шаговый двигатель с продольным магнитным полем -  патент 2526053 (20.08.2014)
линейный шаговый электромагнитный двигатель с осевым каналом и протяжным устройством с зацеплением за шайбы -  патент 2488212 (20.07.2013)
линейный шаговый двигатель (варианты) -  патент 2472276 (10.01.2013)
электродвигатель -  патент 2454774 (27.06.2012)
усовершенствованный универсальный подвес -  патент 2442069 (10.02.2012)

реверсивный линейный электромагнитный двигатель с осевым каналом -  патент 2440661 (20.01.2012)
электропривод для велосипеда -  патент 2440268 (20.01.2012)
способ формирования поступательного движения якоря с электромагнитным приводом -  патент 2436222 (10.12.2011)
электромагнитный аппарат с поступательным движением якоря -  патент 2435287 (27.11.2011)
линейный привод с уменьшенной осевой компонентой усилия, линейный компрессор и холодильный аппарат -  патент 2430460 (27.09.2011)
Наверх