электропривод
Классы МПК: | H02K9/04 снабженные устройствами для создания потока охлаждающей среды, например вентилятором |
Автор(ы): | Санява Дионизий[PL], Сорокин Сергей Викторович[RU], Узарс Валдис Янович[LV], Феоктистов Валерий Павлович[RU], Чуверин Юрий Юрьевич[RU] |
Патентообладатель(и): | Московский государственный университет путей сообщения (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-11-05 публикация патента:
20.10.1995 |
Сущность изобретения: электропривод содержит мощный электродвигатель и вентилятор с маломощным приводным электродвигателем. Благодаря тому, что выводы электродвигателя вентилятора соединены с выводами обмотки возбуждения мощного электродвигателя, обеспечивается упрощение. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
ЭЛЕКТРОПРИВОД, содержащий мощный электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения, вентилятор для принудительного воздушного охлаждения указанного электродвигателя с маломощным приводным электродвигателем постоянного тока, причем вентилятор установлен в канале обдува мощного электродвигателя, а электрические выводы электродвигателя вентилятора подключены к электрической цепи мощного электродвигателя, отличающийся тем, что, с целью упрощения, электрические выводы электродвигателя вентилятора соединены с выводами обмотки возбуждения мощного электродвигателя.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электромеханике и может быть использовано в электроприводах с мощными электродвигателями постоянного тока последовательного возбуждения. Известны электроприводы с принудительным воздушным охлаждением мощных электродвигателей, которые содержат вентилятор, электродвигатель которого подключен к электросети собственных нужд. Недостаток этого электропривода связан с тем, что мотор-вентилятор всегда работает в режиме максимальной интенсивности обдува мощного электродвигателя, даже при использовании последнего в неинтенсивных режимах, что ведет к излишнему расходу электроэнергии. Этот недостаток частично устранен в электроприводе, где предусмотрено переключение моторов-вентиляторов с параллельного соединения на последовательное. Однако такое регулирование является ступенчатым и не позволяет изменять производительность моторов-вентиляторов в электроприводе соответственно мощности потерь в охлаждаемых ими двигателях. В качестве прототипа целесообразно принять электропривод, содержащий мощный электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения, вентилятор для принудительного воздушного охлаждения этого электродвигателя с маломощным приводным электродвигателем постоянного тока, причем вентилятор установлен в канале обдува мощного электродвигателя, а два электрических вывода электродвигателей вентилятора подключены к электрической цепи мощного электродвигателя. Недостаток прототипа сложность системы регулирования приводного электродвигателя вентилятора. Цель изобретения упрощение. Цель достигается за счет того, что электрические выводы электродвигателя вентилятора соединены с выводами обмотки возбуждения мощного электродвигателя. Существенные отличительные признаки: выводы обмоток электродвигателя вентилятора подключены к обмотке возбуждения мощного электродвигателя. На фиг. 1 изображена принципиальная электрическая схема предложенного электропривода; на фиг. 2 показаны регулировочные характеристики мотора-вентилятора, предназначенного для охлаждения мощного электродвигателя. Электропривод содержит тяговые двигатели 1 и 2, якорные обмотки Я1 и Я2, а также обмотки возбуждения ОВ1 и ОВ2 которых включены последовательно, как это имеет место на электровозах постоянного тока 3000 В. Для обдува двигателей 1 и 2 предусмотрен центробежный вентилятор 3 с электродвигателем 4 постоянного тока. Обмотки этого двигателя включены параллельно обмоткам возбуждения ОВ1-ОВ2 тяговых электродвигателей 1 2. Электропривод работает следующим образом (см. также фиг. 2). При работе тяговых двигателей 1 и 2 в их цепи протекает ток Iя. Часть этого тока ответвляется для питания двигателя 4, причемIя Iов + Iмв. Напряжение на двигателе 4 равно падению напряжения на обмотках ОВ1 ОВ2, причем поскольку обычно мощность мотора-вентилятора не превышает 4% мощности двигателей 1, 2, то Iмв < Iя, так что
Uмв Iяrов, где rов сопротивление последовательно включенных обмоток ОВ1 ОВ2. Таким образом, напряжение на двигателе 4 пропорционально току Iя двигателей 1, 2, т.е. выделяющейся в этих двигателях мощности потерь. На самом деле эта зависимость Uмв(Iя) носит нелинейный характер (фиг. 2), потому что с ростом тока Iя увеличивается нагрев обмоток и растет их активное сопротивление rов. Скорость вращения n двигателя 4 и соответственно вентилятора 3 пропорциональна напряжению на двигателе 4, т.е. Uмв и соответственно току в цепи охлаждаемых машин 1 и 2, т.е. n Uмв Iя
Производительность вентилятора V (м3/мин) достаточно сложным образом зависит от скорости вращения вентилятора, но для обычно применяемых центробежных вентиляторов с эвольвентными лопатками можно считать, что
V n2 причем зависимости Uмв(Iя) и V(Iя) представлены в качестве примера на фиг. 2 (основные двигатели 1 и 2 типа ТЛЗК мощностью 2 х 700 кВт, двигатель вентилятора 110 В 5 кВт). Технико-экономическая эффективность электропривода обеспечивается за счет того, что происходит автоматическое регулирование производительности вентилятора в функции нагрузки охлаждаемого двигателя, что особенно важно для мощных двигателей, работающих в условиях переменных нагрузок (тяговые, крановые, прокатные и т.п.).
Класс H02K9/04 снабженные устройствами для создания потока охлаждающей среды, например вентилятором
узел осевого вентилятора электрической машины - патент 2523444 (20.07.2014) | |
вертикальный ветровой электрогенератор - патент 2511985 (10.04.2014) | |
электрическая машина с несколькими охлаждающими потоками и способ охлаждения - патент 2510560 (27.03.2014) | |
кольцевой генератор - патент 2506682 (10.02.2014) | |
электрическая машина с двойным осевым вентилятором - патент 2502179 (20.12.2013) | |
стартер-генераторная установка автотранспортного средства - патент 2497017 (27.10.2013) | |
синхронный генератор - патент 2494519 (27.09.2013) | |
электрическая машина - патент 2494515 (27.09.2013) | |
генератор - патент 2488210 (20.07.2013) | |
система вентиляции ротора электрической машины - патент 2449451 (27.04.2012) |