твэл энергетического ядерного реактора
Классы МПК: | G21C3/10 заглушки |
Автор(ы): | Бабкин Л.Т., Бибилашвили Ю.К., Виноградов А.Н., Гусев А.А., Круглов О.А., Коновалов И.И., Маслов А.А., Потоскаев Г.А., Сухов К.К., Ямников В.С. |
Патентообладатель(и): | Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов им.акад.А.А.Бочвара |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-12-03 публикация патента:
10.10.1995 |
Сущность изобретения: твэл содержит таблеточный топливный сердечник в герметичной оболочке из сплава циркония. Концевые заглушки также выполнены из сплава циркония, причем одна из заглушек через шейку-геттер контактирует с топливом. Длина шейки выбрана в пределах от двух до шести толщин стенки оболочки твэла, а отношение площади поперечного сечения шейки Sш к площади поперечного сечения головки Sг выбрано в пределах 1/7
Sш/Sг
1/2. Длина головки-геттера lг определена из соотношения lг/lтс
0,001
(A/3,5-1), где А максимально допускаемое по условиям изготовления содержание влаги в таблетках топлива в пределах 3,5 ppm
A
7,0 ppm; lтс длина топливного столба твэла. Для исключения диффузии водорода из головки в шейку и заглушку возможно выполнение шейки из обрезка трубы из нержавеющей стали. 3 з. п. ф-лы, 5 ил.






Формула изобретения
1. ТВЭЛ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА, содержащий заполненную керамическими таблетками топлива оболочку из сплава циркония, загерметизированную с обеих сторон с помощью выполненных из сплава циркония заглушек, одна из которых через шейку и головку-геттер с диаметром, меньшим внутреннего диаметра оболочки, контактирует с топливом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности твэла за счет повышения эффективности работы головки-геттера, длина шейки выбрана в пределах от двух до шести толщин стенки оболочки твела, а отношение площади поперечного сечения шейки Sш к площади поперечного сечения головки Sг выбрано в пределах
при этом длина головки-геттера lг определена из соотношения

где A максимально допускаемое по условиям изготовления содержание влаги в таблетках топлива в пределах
3,5ррт


lтс длина топливного столба твэла. 2. Твэл по п.1, отличающийся тем, что, с целью упрощения введения в него резонансного поглотителя нейтронов в двухъярусных тепловыделяющих сборках, на шейку заглушки твэла помещено разрезанное с одной стороны и обжатое по этой шейке кольцо, выполненное из проволоки металлического гафния. 3. Твэл по п. 1, отличающийся тем, что головка с шейкой выполнена с центральным отверстием и отдельно от заглушки, а в торце последней со стороны топлива выполнено углубление диаметром, меньшим наружного диаметра шейки на величину посадки с натягом, при этом шейка запрессована в углубление заглушки. 4. Твэл по п.3, отличающийся тем, что, с целью исключения диффузии водорода из головки через шейку и заглушку в оболочку, шейка выполнена отдельно от головки из отрезка трубы из нержавеющей стали, запрессованного по посадке с натягом в соответствующее цилиндрическое углубление головки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к ядерной технике, более конкретно к конструкции твэлов промышленных ядерных реакторов, оболочки которых выполняют из сплавов циркония, например, твэлов типов РБМК, ВВЭР, АСТ и др. Известны конструкции твэлов с оболочками из сплавов Zr, в которых допускают контакт топлива с нижней заглушкой, выполняемой (так же, так и верхняя заглушка) из того же сплава циркония, что и оболочка твэла, а также с пружинным, выполняемым из сплава Zr, (но другого состава), фиксатором, установленным в компенсационном объеме твэла [1]Недостаток таких твэлов (штатная конструкция твэлов зарубежных и отечественных реакторов типов РБМК и ВВЭР) заключается в том, что в контакте заглушки и фиксатора с топливом, вследствие повышения температуры соприкасающихся с последним деталей выше температуры трубы-оболочки твэла наблюдаются случаи объемного локального (типа "sunburst") гидрирования заглушки и фиксатора. Гидрирование заглушки и последующая диффузия водорода в близко расположенную зону сопряжения заглушки с оболочкой приводит к гидрированию и охрупчиванию последней и заканчивается, как правило, таким "тяжелым" видом разрушения твэла, как отрыв заглушки от оболочки по оболочке рядом с зоной сопряжения этих деталей. Гидрирование пружины фиксатора способствует охрупчиванию и поломке части его витков, что особенно вредно для твэлов нижней половины симметричной двухъярусной ТВС (тепловыделяющей сборки) реакторов РБМК-1000 и РБМК-1500. Это приводит к опусканию в этих твэлах топливного столба (последний в нижней половине ТВС опирается на пружину фиксатора) и увеличению разрыва топлива в центральной части активной зоны реактора. В свою очередь увеличение разрыва топлива приводит к повышению всплеска энерговыделения в указанной зоне и, как следствие, к повышению перегрева оболочек концов твэлов в центральной части активной зоны, что, в конечном счете, активизирует процессы гидрирования оболочек в этой, наиболее наряженной зоне реактора. Эти недостатки конструкции твэлов приводят к снижению надежности их работы в реакторах типа РБМК, ухудшают экологию, наносят существенный экономический ущерб. Аналогом предлагаемого решения является твэл, описанный в работе Пикмана [2] в котором между столбом топлива и нижней заглушкой твэла и между столбом топлива и пружинным фиксатором в верхней части того же твэла введены тепловые сопротивления в виде 2 спеченных из Al2O3 или ZrO2 таблеток. Указанные тепловые сопротивления исключают перегревы, а следовательно, и локальное гидрирование нижней заглушки и фиксатора и сопровождающие их разрушения. (Случаев отрыва заглушки со стороны компенсационного объема твэлов за все время эксплуатации твэлов ни разу не наблюдалось. По-видимому, это обусловлено отсутствием контакта, с этой стороны твэлов, топлива с заглушкой, т.е. большим тепловым сопротивлением газового промежутка между топливом и заглушкой в этом месте)
Недостатки аналога заключаются в следующем. 1. Исключение гидрирования нижней заглушки при наличии водорода под оболочкой твэла (главным образом из влаги, адсорбирующейся на таблетках топлива, что с меньшей или большей степени практически всегда имеет место) не исключает водород под оболочкой твэла. Следовательно, потенциально повышается опасность гидрирования и разрушения трубы-оболочки твэла в других местах (в первую очередь в зонах, где будут иметь место локальные перегревы, например, в местах, где имеется толстая окисная пленка снаружи оболочки, или в местах вскипания теплоносителя). 2. Введение в штатные твэлы теплоизоляторов усложняет и удорожает их производство, так как требует разработки новой технологии и оборудования для прессования и спекания керамических таблеток, введения их в твэлы, контроля наличия их в твэлах и т.п. Наиболее близким по своей технической сущности к предлагаемому решению является твэл [3] в котором одна из заглушек, через шейку, выполняющую роль теплового сопротивления, и головку, выполняющую роль геттера на водород и имеющую диаметр, меньший внутреннего диаметра оболочки, контактирует с топливом. При этом головка, шейка и тело заглушки выполнены как одно целое, отношение площадей поперечного сечения шейки и головки рекомендовано как 1: 16, а заглушка со стороны компенсационного объема твэла выполнена аналогичной заглушке со стороны контакта ее с топливом. Недостатки прототипа заключаются в следующем. 1. Рекомендованное отношение площадей поперечного сечения шейки и головки 1: 16 практически соответствует соотношению тепловых сопротивлений, если бы вместо шейки был использован теплоизолятор, например из Al2O3, диаметром, равным диаметру головки-геттера. Такое большое значение теплового сопротивления шейки практически исключает теплоотвод от головки-геттера, обусловливает нагрев последней до температур, превышающих 750-800оС, что вызывает разложение гидрида циркония и выделение из него водорода обратно во внутритвэльную атмосферу. Последнее снижает эффективность работы головки-геттера по поглощению водорода, приближая такой вариант конструкции к аналогу и его основному недостатку. 2. Не указано в каких пределах для достижения основной цели изобретения следует выбирать длину шейки теплового сопротивления. 3. Существенным фактором, определяющим надежность работы головки-геттера, является объем металла этой головки, который должен быть связан с максимально возможным содержанием водорода под оболочкой твэла. Данные по определению высоты головки-геттера, и следовательно, ее объема в прототипе также отсутствуют. 4. Заглушка со стороны компенсационного объема твэла в прототипе выполнена аналогичной заглушке со стороны контакта ее с топливом. Делать это бесполезно, так как водород будет поглощаться головкой только при условии нагрева ее до температур, примерно вдвое превышающих температуру внутренней поверхности оболочки твэла. Цель изобретения заключается в устранении перечисленных недостатков прототипа, в повышении надежности твэла за счет повышения эффективности работы головки-геттера, а также в упрощении его конструкции и технологии изготовления. Цель достигается тем, что в известном твэле энергетического ядерного реактора, содержащем заполненную керамическими таблетками топлива оболочку из сплава циркония, загерметизированную с обеих сторон с помощью выполненных из сплава циркония заглушек, одна из которых через шейку, выполняющую роль теплового сопротивления и головку-геттер с диаметром, меньшим внутреннего диаметра оболочки, контактирует с топливом, длина шейки выбрана в пределах от двух до шести толщин стенки оболочки твэла, а отношение площади поперечного сечения шейки Sш к площади поперечного сечения головки Sг выбрана в пределах:










где А максимально допускаемое по условиям изготовления содержание влаги в таблетках топлива в пределах 3,5ppm


lтс длина топливного столба твэла. Для упрощения технологии введения в твэл резонансного поглотителя нейтронов, что очень важно для двухъярусных твэльных сборок (реакторов типа РБМК), так как позволяет погасить всплеск энерговыделения в наиболее напряженной части активной зоны реактора месте разрыва топлива в центре активной зоны, на шейку заглушки твэла может быть помещено разрезанное с одной стороны и обжатое по этой шейке кольцо, выполненное из проволоки металлического гафния, с наружным диаметром, не превышающим диаметр диска головки. Для обеспечения реализации преимуществ предлагаемого твэла на оболочках, диаметр которых не превышает 8 мм, что делает сплошную шейку недостаточно прочной, головка с шейкой может быть выполнена отдельно от заглушки. В этом случае она выполняется в виде диска с центральным отверстием и шлицами со стороны топлива, с шейкой трубчатой частью с противоположной стороны диска головки (отверстие и шлицы в диске головки необходимы для сообщения полости шейки с атмосферой твэла). При этом в торцовой части рабочего диска заглушки со стороны топлива выполняется цилиндрическое углубление диаметром, меньшим наружного диаметра шейки (трубчатой ее части) на величину посадки с натягом. В это углубление рабочего диска заглушки трубчатой частью шейкой запрессовывается головка-геттер. Такая конструкция удобна для введения в заглушку в трубчатую ее часть например, геттера на иод, что необходимо для предотвращения КРН (коррозионного растрескивания под напряжениями растяжения) в среде, содержащей иод, который является продуктом радиоактивного распада топлива. Кроме того, для практического исключения возможности диффузии водорода из головки через шейку и рабочий диск заглушки в оболочку шейка может быть выполнена отдельно от головки из отрезка трубы из материала, с которым водород не взаимодействует, например, из нержавеющей стали, запрессованного по посадке с натягом в соответствующее цилиндрическое углубление в торцевой части диска головки. Изобретение поясняется фиг.1-5. Предлагаемый твэл изображен на фиг.1. Он состоит из заполненной топливом 1 оболочки 2 из сплава циркония, загерметизированной с обеих сторон с помощью заглушек 3 и 4, каждая из которых имеет тепловое сопротивление между столбом топлива и торцем заглушки, с фиксатором 5 в компенсационном объеме. Заглушка 4 выполнена из сплава циркония. Она может выполняться также из сплавов на основе других металлов, являющихся аналогами циркония по физико-химическим свойствам, например, титана. На торце заглушки 4, за одно целое с ней, выполнен цилиндрический выступ, состоящий из шейки 6, выполняющей функцию теплового сопротивления и сопротивления диффузии водорода, и головки 7, выполняющей функцию геттера для поглощения водорода в процессе эксплуатации твэла, т.е. после разогрева столба топлива. На фиг.2, а приведен вариант, в котором на шейку 6 помещено разрезанное с одной стороны и обжатое по этой шейке кольцо 9, выполненное из проволоки металлического гафния (резонансного поглотителя нейтронов). Наружный диаметр такого кольца не должен превышать диаметр диска головки. Кольцо должно быть установлено с зазорами порядка 0,3-0,4 мм, препятствующими возможной диффузии водорода. На фиг.2,б представлен вариант нижнего конца твэла с головкой 7 и шейкой 6, выполненными отдельно от заглушки 4. В этом случае сечение шейки выбрано таким же, как и в основном варианте (фиг.1). Но сама шейка выполнена в виде трубчатой части с наружным диаметром, соответствующим диаметру по посадке с натягом цилиндрического углубления в рабочем диске заглушки. При этом толщина стенки трубчатой части шейки выбирается так, чтобы она осаживалась по диаметру при запрессовке в цилиндрическое углубление рабочего диска заглушки 4. Практически толщина стенки шейки в этом случае выбирается равной 0,3-1 от



Dг= d-(0,5-2)




















lг=



Учитывая последние соотношения, найдем численное значение






Очевидно, что это соотношение будет справедливо для всех твэлов, имеющих 7ppm влаги в топливе и одинаковую плотность таблеток топлива (при Dг


K






Dш




При этом учитывалось, что при эксплуатации, вследствие различных температур по оси (до 1500о) и на периферии (до 650оС) таблеток топлива, и следовательно, различных термических расширений этих зон, а также вследствие возможных деформаций размягченной сердцевины таблеток топлива при термомеханическом взаимодействии топлива с оболочкой (храповой эффект) возможна выборка зазора в лунке таблетки топлива. Т.е. расчет вели, считая, что головка имеет контакта с таблеткой по всей поверхности ее торца, а не только по наружному кольцу. (Если считать, что головка имеет контакт с таблеткой топлива только по кольцу наружного диаметра последней, т.е. в зоне, где даже при отсутствии контакта с головкой температура на цилиндрической поверхности таблетки топлива за счет радиального теплоотвода в теплоноситель не поднимается выше 650оС, то, как показывают расчеты Rш может быть принято равным Rи тепловому сопротивлению изолятора из ZrO2. В этом случае
Rш=







lш; Dш; Sш длина, диаметр, площадь поперечного сечения шейки заглушки;
Dт диаметр таблетки топлива;





Для твэлов РБМК с оболочками размером 13,6х11,7 мм, полагая Dи=Dт=11,5 мм и учитывая, что



Dш=2,8 мм. Если с таким Rш учесть, что контакт топлива с головкой возможен по всему торцу головки, то это вызовет повышение температуры контакта, как показывают расчеты в среднем до 800оС, что как указывалось недопустимо, поскольку ухудшает работу головки как геттера. В этом случае на торце головки может быть выполнено углубление, исключающее контакт топлива по всему торцу головки. Кроме того, Dш=2,8 мм (при Dг=11,5 мм или Dш=2,5 мм при Dг=10 мм) недостаточен для противодействия осевому изгибу и сплющиванию под действием возможных осевых усилий сжатия топливного столба. Верхний предел отношения











Если




lш=(2-b)

исходя из того, что диск головки гарантированно не должен соприкасаться с внутренним гратом сварного шва, а шейка должна иметь достаточное тепловое и "диффузионное" сопротивление. Вместе с тем шейка должна быть достаточно прочной и устойчивой к осевому изгибу под действием возможных осевых усилий столба топлива и высота ее не должна приводить к существенному увеличению разрыва топлива в ТВС РБМК. При этом меньшая величина выбранного предела (2-6) относится преимущественно к оболочкам с большей


1. В обнаруженных случаях разрушения зоны сопряжения оболочки и заглушки на твэлах типа РБМК, вследствие гидрирования и охрупчивания этих зон (фиг. 3), установлено, что причины разрушений наличие водорода под оболочкой отдельных твэлов и перегрев заглушки в контакте ее с топливом. Иначе говоря, при наличии водорода под оболочкой, место контакта заглушки, место перегрева заглушки относительно оболочки является геттером, поглощающим водород в первую очередь. 2. То, что место контакта заглушки с топливом поглощает водород в первую очередь, доказано экспериментально на лабораторной установке моделирования поведения конца твэла в процессе эксплуатации при гидрировании цельноточеных образцов, имитирующих сварной узел. Результаты этих экспериментов, при которых имитировались эксплуатационные градиенты температур и количество водорода, соответствующее разложению влаги топлива 7ppm в каждой таблетке, иллюстрируются фиг.5а, б. 3. Отмечен рост поглощения водорода с повышением температуры циркониевого образца и парциального давления водорода. В работе приведен соответствующий график, из которого видно, что по сравнению с температурой 350оС (температура оболочки в процессе эксплуатации) при температуре порядка 450-500оС (температура торца заглушки в процессе эксплуатации) способность циркония поглощать водород возрастает примерно на порядок. 4. Прямое подтверждение эффективности предлагаемого решения было получено в реакторном эксперименте на опытном реакторе при испытаниях опытной сборки твэлов типа РБМК. Один из твэлов этой сборки разгерметизировался (продольная трещина в оболочке), по-видимому вследствие распухания топлива и увеличения диаметра оболочки (до 14,5 мм). Фотография продольного шлифа нижнего герметизирующего соединения негерметичного твэла представлена на фиг.4, б. Не подлежит сомнению, что, если бы топливо находилось в контакте с внутренним гратом, то гидрирование последнего и зоны сопряжения с оболочкой произошло бы, и тогда испытание закончилось бы отрывом заглушки по оболочке (аналогично фиг.3). Экономическая эффективность предложения очевидна, так как недоработка только одной кассетой РБМК половины кампании по электроэнергии приносит большой убыток.