способ испытания сопловых блоков и дифференциальная установка для его осуществления
Классы МПК: | G01M9/00 Аэродинамические испытания; устройства, связанные с аэродинамическими трубами F02K1/78 прочие конструкции реактивных сопел |
Автор(ы): | Никулин Г.З., Бубнов В.Н. |
Патентообладатель(и): | Научно-исследовательский институт тепловых процессов им.М.В.Келдыша |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-07-16 публикация патента:
10.10.1995 |
Изобретение относится к технике, связанной с испытанием сопл, и может быть использовано при проведении модельных испытаний для определения тяговых и расходных характеристик сопл ракетных двигателей. Технической задачей является повышение точности определения тяговых и расходных характеристик испытуемых сопловых блоков путем уменьшения погрешности в разделении расходов. Способ заключается в подаче воздуха, разделении его на два равных по расходу отдельных потока, которые направляют в эталонное и испытуемое сопла, перед разделением потока в нем распыляют водорастворяющую жидкость, при этом отношение расхода жидкости mж к расходу холодного воздуха mв выбирают из следующего интервала значений mж/mв= 0,003-0,002. Способ реализуется на дифференциальной установке, которая содержит ресивер 1 с блоками разделительных сопл 2, соединенный с рабочими цилиндрами 5 для установки сопловых блоков 6 и трубопроводом 4 для подачи холодного воздуха. Установка снабжена баком 10, заполненным жидкостью, и центробежными форсунками 8, установленными на оси ресивера в зоне пересечения осей трубопровода и цилиндров, направленными в стороны цилиндров и связанными магистралью 9 с баком 10, а полость 11 в баке над жидкостью сообщена с трубопроводом 4, в котором между ресивером 1 и участком отбора в бак воздуха 13 установлено гидравлическое сопротивление 14. 2 с. п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Способ испытания сопловых блоков, заключающийся в подаче воздуха, разделении его на два равных по расходу отдельных потока, которые направляют в эталонное и испытуемое сопла, отличающийся тем, что перед разделением потока в нем распыляют жидкость, при этом отношение расхода жидкости (mж) к расходу воздуха (mв) выбирают из следующего интервала значений: mж/mв 0,00030,002. 2. Дифференциальная установка для испытания сопловых блоков ракетных двигателей, содержащая ресивер с блоками разделительных сопл, соединенный с рабочими цилиндрами для установки сопловых блоков и трубопроводом для подачи воздуха, отличающаяся тем, что она снабжена центробежными форсунками и баком, заполненным жидкостью, причем форсунки установлены на оси ресивера в зоне пересечения осей трубопровода и цилиндров, направлены в стороны цилиндров и связаны магистралью с баком, а полость в баке над жидкостью сообщена с трубопроводом, в котором между ресивером и участком отбора в бак воздуха установлено гидравлическое сопротивление.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к испытанию сопл и может быть использовано при проведении измерений тяговых и расходных характеристик сопл и сопловых блоков, в том числе при проведении модельных испытаний сопл реактивных двигателей. При проведении испытаний сопл двигателей [1] их тяга измеряется непосредственно датчиком, а импульс (пустотная тяга) и коэффициент расхода определяется с точностью 0,5-1% Для получения более точных данных по характеристикам сопл испытания проводят на моделях с использованием в качестве рабочего тела воздуха высокого давления. В этом случае предельная ошибка в определении импульса

Известен также более точный способ определения тяговых и расходных характеристик сопл, заключающийся в подаче холодного воздуха по газовому тракту в разделительную камеру, разделении его в ней на два отдельных потока, прохождении этих потоков через эталонное и испытуемое сопло и замере разности тяг сравниваемых сопл при одинаковом расходе газа через сопла [2]
Дифференциальная установка для осуществления этого способа содержит ресивер, снабженный блоками разделительных сопл, пристыкованными к его торцам, и установленные на подводящем трубопроводе рабочие цилиндры с узлами крепления испытуемых сопл [2]
Недостаток известных технических решений заключается в том, что высокая паспортная точность обеспечивается только при сохранении соотношения расходов через делительные и соответственно через испытуемые сопла одинаковыми в двух последовательных запусках. В действительности соотношение расходов изменяется в процессе запуска. Это связано с тем, что за счет дроссельного эффекта рабочее тело холодный воздух, т.е. воздух с температурой, приблизительно равной температуре окружающей среды, в подводящих магистралях охлаждается на







Класс G01M9/00 Аэродинамические испытания; устройства, связанные с аэродинамическими трубами
Класс F02K1/78 прочие конструкции реактивных сопел