устройство для защиты внутреннего контура турбореактивного двухконтурного двигателя от попадания посторонних предметов
Классы МПК: | B64D33/00 Размещение на летательном аппарате элементов силовых установок или вспомогательных устройств, не отнесенных к другим рубрикам F02C7/00 Конструктивные элементы, узлы, детали или вспомогательные приспособления, не отнесенные к группам 1/00 |
Автор(ы): | Алексеев В.Б., Евдокимов А.И., Новицкий С.М., Федорко Г.В. |
Патентообладатель(и): | Военно-воздушная инженерная академия им.проф.Н.Е.Жуковского |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-03-05 публикация патента:
10.10.1995 |
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам защиты авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя от повреждения лопаток компрессора посторонними предметами. Устройство для защиты внутреннего контура ТРДД от попадания посторонних предметов устанавливается за рабочим колесом последней ступени ротора вентилятора и содержит наклонные в сторону вращения ротора лопатки направляющего аппарата последней ступени вентилятора, наружный корпус вентилятора и внутренний корпус вентилятора. 2 ил.
Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТУРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ, содержащее венец направляющих лопаток, отличающееся тем, что направляющие лопатки выполнены в виде лопаток штатного направляющего аппарата последней ступени вентилятора и наклонены в сторону вращения ротора двигателя.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам защиты авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя от повреждения лопаток компрессора посторонними предметами (ПП) в эксплуатации. Известно устройство для защиты силовой установки самолета от попадания посторонних предметов, содержащее одноступенчатый ротор с повернутыми к фронту решетки радиальными лопатками, установленными во входном канале между воздухозаборником и двигателем на участке, ограниченном центральным обтекателем, а также привод ротора и сборник посторонних предметов с входным отверстием, выполненным на участке перед лопатками ротора. Приводная турбина ротора подключена к компрессору двигателя. К причинам, препятствующим достижению требуемого технического результата при использовании известного устройства, относится то, что в известном устройстве размер канала воздухозаборника ограничивает размеры колеса турбины, что снижает ее КПД. Необходимость отбора воздуха, сжатого в компрессоре двигателя, и средств подачи и отключения турбины на режимах, когда защита не требуется, ограничивают экономичность и надежность устройства и возникают сложности управления им. Известно устройство, предотвращающее попадание посторонних предметов в двигатель, содержащее воздухоочиститель, установленный перед входным устройством турбовинтового двигателя. Конструктивно воздухоотделитель представляет собой лопаточный венец, который вращается вместе со втулкой воздушного винта и отбрасывает ПП в радиальном направлении за пределы воздухозаборника. К причинам, препятствующим достижению требуемого технического результата при использовании известного устройства, относится то, что в известном устройстве установка вращающегося лопаточного венца и неподвижного венца спрямляющих лопаток (для выравнивания потока) приводит к созданию дополнительного гидравлического сопротивления на входе в двигатель, а также известное устройство имеет сложную конструкцию и увеличивает вес двигателя. Известно устройство для защиты внутреннего контура двухконтурного двигателя от попадания посторонних предметов, содержащее венец из пластин, консольно закрепленных за рабочим колесом вентилятора. Пластины повернуты по отношению к оси двигателя и одновременно наклонены в сторону вращения ротора вентилятора. Работа устройства основана на использовании особенностей движения посторонних предметов после соударения с лопатками вентилятора и заключается в существенном увеличении окружной и осевой составляющих скорости посторонних предметов, попавших в двигатель. К причинам, препятствующим достижению требуемого технического результата, относится то, что для установки известного устройства необходимо существенно изменить конструкцию двигателя, освобождая часть пространства между вентилятором и разделителем потока для крепления венца с наклонными пластинами. Установка венца из пластин приводит также к значительному искажению потока воздуха за вентилятором. Наиболее близким устройством того же назначения к изобретению по совокупности признаков является устройство для защиты внутреннего контура турбореактивного двухконтурного двигателя от попадания посторонних предметов, содержащее штатный направляющий аппарат последней ступени вентилятора, лопатки которого помимо своих основных функций по сжатию воздуха и повороту потока могут выполнять и роль сепаратора твердых частиц. Это устройство принято за прототип. К причинам, препятствующим достижению требуемого технического результата при использовании известного устройства, принятого за прототип, относится то, что в известном устройстве сепарационные свойства лопаток направляющего аппарата вентилятора существенно ограничены. Объясняется это тем, что в большинстве случае в результате соударения ПП с лопатками направляющего аппарата последней ступени вентилятора радиальная составляющая скорости ПП возрастает недостаточно и ПП в своем дальнейшем движении не успевают удалиться к периферии на расстояния, обеспечивающие вылет их в наружный контур ТРДД. Изобретение позволяет защитить внутренний контур ТРДД от повреждения посторонними предметами, попадающими во входное устройство двигателя по различным причинам, а также повысить сепарационную эффективность лопаток направляющего аппарата последней ступени вентилятора, что позволяет увеличить коэффициент сепарации (
дополнение известного средства какой-либо известной частью для достижения технического результата, в отношении которого установлено влияние именно таких дополнений;
замена какой-либо части известного средства другой известной частью для достижения технического результата, в отношении которого установлено влияние именно такой замены;
исключение какой-либо части средства с одновременным исключением обусловленной ее наличием функции и достижением при этом обычного для такого исключения результата;
увеличение количества однотипных элементов для усиления технического результата, обусловленного наличием в средстве именно таких элементов;
выполнение известного средства или его части из известного материала для достижения технического результата, обусловленного известными свойствами материала;
создание средства, состоящего из известных частей, выбор которых и связь между ними осуществлены на основании известных правил и достигаемый при этом технический результат обусловлен только известными свойствами частей этого объекта и связей между ними. Следовательно, изобретение соответствует требованию "изобретательский уровень". На фиг.1 изображена схема устройства; на фиг. график изменения коэффициента сепарации (






N количество ПП, попавших на вход ТРДД. Результаты исследований показали, что коэффициент сепарации




средство, воплощающее изобретение при его осуществлении, предназначено для использования в промышленности, именно в авиационной технике, в частности как устройство защиты авиационных ТРДД от повреждения лопаток компрессора посторонними предметами в эксплуатации;
для изобретения в том виде, как оно охарактеризовано в независимом пункте формулы изобретения, подтверждена возможность его осуществления с помощью вышеописанных средств и методов;
средство, воплощающее изобретение при его осуществлении, способно обеспечить достижение усматриваемого заявителем технического результата. Следовательно, изобретение соответствует требованию "промышленная применимость".
Класс B64D33/00 Размещение на летательном аппарате элементов силовых установок или вспомогательных устройств, не отнесенных к другим рубрикам
Класс F02C7/00 Конструктивные элементы, узлы, детали или вспомогательные приспособления, не отнесенные к группам 1/00