подшипниковый щит электродвигателя

Классы МПК:H02K5/16 средства для крепления подшипников, например изолирующая опора, средства для установки подшипника в щите
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Научно-производственное коллективное малое предприятие "Агроэлектромеханизация"
Приоритеты:
подача заявки:
1989-04-25
публикация патента:

Использование: при изготовлении подшипниковых щитов электродвигателей. Сущность изобретения: в алюминиевом подшипниковом щите установлено стальное кольцо 3 на клею. Со стороны охлаждающих ребер 2 выполнена проточка 5 (установочная база) для крепления щита при механической обработке во время его восстановления. Изобретение повышает ремонтопригодность подшипникового щита. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

ПОДШИПНИКОВЫЙ ЩИТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, включающий посадочное место под подшипник, ребра охлаждения, крепежные ушки, отличающийся тем, что, с целью повышения ремонтопригодности, в посадочное место под подшипник установлено свертное стальное кольцо на клею, а со стороны ребер охлаждения выполнена проточка для крепления щита при его механической обработке.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции подшипниковых щитов и может быть преимущественно использовано при изготовлении подшипниковых щитов электродвигателей.

По данным ВНИИВИДа 8-12% электродвигателей выходит из строя вследствие отказов подшипниковых узлов [1]

Известно, что в современных электродвигателях широко применяются щиты, изготовленные из алюминиевых сплавов (методом литья под давлением). Однако у них меньшая по сравнению с чугунными жесткость, износоустойчивость и эксплуатационная надежность. Посадочное гнездо подшипника в таком щите изнашивается довольно быстро.

В процессе эксплуатации электродвигателей в результате перекосов и несоосности подшипниковых щитов, при осевом смещении подшипника, при вибрации ротора, возрастает нагрузка на посадочные места подшипниковых щитов. Износ посадочных поверхностей происходит неравномерно по окружности, в связи с этим нарушается симметрия положения ротора, что влечет за собой возникновение неравномерности воздушного зазора и как результат возникают подшипниковые токи, которые отрицательно сказываются на характеристиках электродвигателя. Величина износа посадочного места достигает 0,1-0,15 мм [1] В результате этого электродвигатели поступают в ремонт для восстановления посадочных мест в подшипниковых щитах. Однако, при механической обработке алюминиевых щитов возникают дополнительные трудности, связанные с отсутствием установочной базы.

Использование заводской базы отлив ушек невозможно, так как она в процессе эксплуатации часто бывает "забитой" и исправить ее при ремонте практически невозможно.

В качестве прототипа выбран алюминиевый подшипниковый щит, в котором отверстие под подшипник в ступице армировано сплошной стальной или металлокерамической втулкой [2]

Наличие стальной или металлокерамической втулки увеличивает срок службы щита, а также облегчает механическую обработку, но для обеспечения заданных размеров крепление щита должно быть обязательно аксиальным в точках против базовых установочных опор.

К недостаткам данной конструкции подшипникового щита следует отнести сложность восстановления посадочного отверстия при ремонте. Это объясняется сложностью удаления залитого стального или металлокерамического кольца, а также отсутствием базы для механической обработки. Кроме того, указанная конструкция не исключает возникновение подшипниковых токов, возникающих при несимметрии напряжения, воздушного зазора и обмоток электродвигателя.

Цель изобретения увеличение срока службы электродвигателя за счет увеличения ремонтопригодности подшипникового щита и уменьшения подшипниковых токов.

Цель достигается тем, что в алюминиевом подшипниковом щите, посадочное место которого армировано стальной или металлокерамической втулкой, предусмотрены следующие конструктивные отличия: вместо сплошной стальной или металлокерамической втулки установлена свертная стальная втулка на клею. В этом случае клей является изолятором от подшипниковых токов, что увеличивает срок службы подшипника и посадочного места под подшипник.

Кроме того, со стороны охлаждающих ребер выполнена проточка (установочная база) для крепления щита при механической обработке во время его восстановления.

Преимущество предлагаемого решения в сравнении с прототипом состоит в том, что повышается ремонтопригодность подшипникового щита.

На фиг.1 и 2 изображен алюминиевый подшипниковый щит, реализующий изобретение.

Подшипниковый щит содержит крепежные ушки 1, ребра охлаждения 2, посадочное место армировано свертным (разрезным) стальным кольцом 3 и на клею 4. На щите со стороны ребер охлаждения выполнена проточка 5 для крепления щита при его механической обработке.

Предложенные круговая проточка и заменяемое при ремонте свертное стальное кольцо, изолированное от крышки слоем клея, проявляют качественно новое свойство повышают ремонтопригодность подшипникового щита.

Класс H02K5/16 средства для крепления подшипников, например изолирующая опора, средства для установки подшипника в щите

электромашина -  патент 2523029 (20.07.2014)
погружной электродвигатель -  патент 2516472 (20.05.2014)
электромашина -  патент 2489788 (10.08.2013)
машина с удерживающим подшипником с антифрикционным слоем из жидкого металла -  патент 2483414 (27.05.2013)
электрошпиндель -  патент 2479095 (10.04.2013)
электромашина -  патент 2477916 (20.03.2013)
электромашина -  патент 2474945 (10.02.2013)
бесконтактный электродвигатель -  патент 2424611 (20.07.2011)
гидрогенератор -  патент 2418979 (20.05.2011)
высокооборотная электрическая машина -  патент 2385524 (27.03.2010)
Наверх