тепловой двигатель внутреннего сгорания
Классы МПК: | F02G1/00 Силовые установки и двигатели объемного вытеснения, работающие на горячих газах F02G5/00 Способы и устройства для использования отходящего тепла двигателей с нагревом рабочего тела путем сгорания, не отнесенные к другим рубрикам F02C5/06 рабочее тело генерируется в газогенераторе с внутренним сгоранием и объемным расширением, не отдающем сколько-нибудь значительной механической выходной мощности F02B47/08 выхлопных газов F02M31/08 выхлопными газами |
Автор(ы): | Франгони В.А., Будкин А.Ю., Кондрашев А.Е. |
Патентообладатель(и): | Франгони Вера Александровна |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-04-19 публикация патента:
27.09.1995 |
Использование: энергетика и транспорт. Сущность изобретения: характерным для двигателя является низкая степень сжатия и высокая степень повышения давления в цилиндрах при сгорании топлива. Двигатель снабжен магистралью и управляемым клапаном для горячего газа из одного цилиндра в другой при положении поршней в них, близком к завершению процессов расширения и сжатия соответственно. Такая внутренняя регенерация тепла в сочетании с утилизацией энергии газов в дополнительной тепловой машине позволяет реализовать экономичный термодинамический цикл в двигателе. 3 з.п.ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1. ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий цилиндры с размещенными в них поршнями, образующие циклически изменяемые полости для реализации двух- или четырехтактного кругового термодинамического процесса с циклами сжатия и расширения рабочего тела, и устройство утилизации тепла отработавших газов, отличающийся тем, что степень сжатия рабочего тела в цилиндрах не превышает четырех с половиной. 2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен постоянно действующим или отключаемым устройством с газовыми магистралями и управляемыми клапанами для перепуска рабочего тела из одного цилиндра в другой при положении поршней в них, близком к завершению процессов расширения и сжатия соответственно, а степень сжатия рабочего тела в цилиндрах преимущественно составляет величину 2,0 3,5. 3. Двигатель по п. 1 или 2, отличающийся тем, что в качестве устройства утилизации тепла отработавших газов используется турбокомпрессорный агрегат, двигатель Стирлинга или поршневая расширительная машина. 4. Двигатель по пп. 1 3, отличающийся тем, что он снабжен устройством для подачи воды или пара в цилиндры.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к энергетическому и транспортному машиностроению, в частности к двигателестроению. Известен класс тепловых двигателей внутреннего сгорания бензиновых и дизелей, которые получили подавляющее распространение как в энергетике так и на транспорте. Недостатком такого типа двигателей является несовершенство термодинамического процесса, обусловленное большими потерями тепла с отработавшими газами, повышенные требования к качеству применяемого топлива, обусловленные высоким значением степени сжатия, низкие экологические показатели, в частности, по уровню шума и токсичности отработавших газов. Применение наддува позволяет значительно улучшить удельные массогабаритные показатели таких двигателей, а также частично утилизировать тепло отработавших газов. Однако возможности наддува традиционных двигателей ограничены возрастанием тепловых и механических нагрузок на цилиндровопоршневую группу. При этом сохраняются высокие требования к качеству топлива и остаются низкими экологические показатели двигателя. В качестве прототипа рассматривается тепловой двигатель внутреннего сгорания с утилизационной паровой машиной. Двигатель содержит следующие общие с изобретением существенные признаки: цилиндры с размещенными в них поршнями, образующие циклически изменяемые полости для реализации двух- или четырехтактного кругового процесса с циклами сжатия и расширения рабочего тела, и устройство утилизации тепла отработавших газов. В описанной схеме двигателя практически сохраняется традиционный термодинамический цикл, характерным для которого является высокая степень сжатия, обусловленная стремлением получить достаточно высокую топливную экономичность, но одновременно предъявляющая и достаточно высокие требования к качеству применяемого топлива. Цель изобретения разработка такой схемы двигателя, при которой достигается снижение требований к качеству применяемого топлива при одновременном повышении топливной экономичности двигателя и снижении токсичности отработавших газов. Цель достигается тем, что в тепловом двигателе внутреннего сгорания, характеризуемом приведенной выше совокупностью существенных признаков, степень сжатия рабочего тела в цилиндрах не превышает четырех с половиной. При этом в наиболее предпочтительном варианте исполнения двигатель снабжен постоянно действующим или отключаемым устройством с газовыми магистралями и управляемыми клапанами для перепуска рабочего тела из одного цилиндра в другой при положении поршней в них, близком к завершению процессов расширения и сжатия соответственно, а степень сжатия рабочего тела в цилиндрах преимущественно составляет величину 2,0-3,5. В качестве устройства утилизации тепла отработавших газов используется газовый или парогазовый турбокомпрессорный агрегат, двигатель Стирлинга или поршневая расширительная машина. На фиг. 1 представлена схема поршневой части предлагаемого двигателя на примере четырехцилиндрового четырехтактного исполнения (при двухтактном исполнении минимальное число цилиндров составляет два); на фиг. 2 схема перепуска рабочего тела при порядке работы цилиндров I-II-IV-III; на фиг. 3 блок-схема варианта двигателя с использованием турбокомпрессорного агрегата в качестве утилизатора тепла отработавших газов; на фиг. 4 диаграмма Р-V (давление-объем), характеризующая термодинамический цикл двигателя на фиг. 3; на фиг. 5 блок-схема варианта двигателя с использованием в качестве утилизатора тепла отработавших газов двигателя Стирлинга; на фиг. 6 расчетные зависимости











Класс F02G1/00 Силовые установки и двигатели объемного вытеснения, работающие на горячих газах
Класс F02G5/00 Способы и устройства для использования отходящего тепла двигателей с нагревом рабочего тела путем сгорания, не отнесенные к другим рубрикам
Класс F02C5/06 рабочее тело генерируется в газогенераторе с внутренним сгоранием и объемным расширением, не отдающем сколько-нибудь значительной механической выходной мощности
осевой объемный компрессор и газотурбинный двигатель - патент 2446313 (27.03.2012) | ![]() |
турбопоршневой двигатель - патент 2246631 (20.02.2005) | ![]() |
Класс F02B47/08 выхлопных газов
Класс F02M31/08 выхлопными газами