автопоезд

Классы МПК:B60D1/06 сцепки шарового типа
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Уралтрак"
Приоритеты:
подача заявки:
1991-07-14
публикация патента:

Использование: относится к транспортным средствам, а именно к автопоездам, включающим легковой автомобиль-тягач и буксируемый прицеп. Сущность изобретения: автопоезд содержит автомобиль-тягач и прицеп, связанный с тягачом посредством тягово-сцепного устройства 2 и гибких страховочных элементов 6. Каждый гибкий страховочный элемент имеет наконечник. На тягаче установлен кронштейн 7, в котором расположен подпружиненный трехопорный палец, образующий с кронштейном П-образный проем, в котором располагается наконечник. Наконечник может быть выполнен в виде сферы или проушины. 2 з. п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. АВТОПОЕЗД, содержащий автомобиль-тягач и связанный с ним посредством тягово-сцепного устройства и гибких страховочных элементов прицеп, отличающийся тем, что каждый гибкий страховочный элемент имеет наконечник, расположенный в П-образном проеме закрепленного на тягово-сцепном устройстве кронштейна и фиксируемый относительно кронштейна посредством трехопорного подпружиненного пальца, причем расстояние от основания проема до поверхности пальца превышает поперечные размеры гибкого страховочного элемента.

2. Автопоезд по п.1, отличающийся тем, что наконечник гибкого страховочного элемента выполнен в виде сферы.

3. Автопоезд по п.1, отличающийся тем, что наконечник гибкого страховочного элемента выполнен в виде проушины.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к автопоездам, включающим в себя легковой автомобиль тягач и буксируемый прицеп.

Известны автопоезда, состоящие из легкого автомобиля тягача с закрепленным на нем тягово-сцепным устройством и буксируемым прицепом, различного назначения. Правилами безопасности для таких агрегатов предусматривается обязательное дублирование сцепки автомобиля с прицепом, для чего последний оснащается страховочным устройством, содержащим, как правило, гибкий элемент цепь (трос) с наконечником, фиксирующимся на тягово-сцепном устройстве автомобиля тягача.

Известен автопоезд, состоящий из легкового автомобиля тягача, грузового прицепа "Скиф" и тягово-сцепного устройства 15.2707 (см. Руководство по эксплуатации "Автоприцеп грузовой "Скиф" модель 81061").

В данном агрегате страховка стыковки автомобиля тягача с прицепом осуществляется с помощью двух тросов с шаровыми наконечниками. На тягово-сцепном устройстве, комплектуемом для данного прицепа, приварены кронштейны с продольным и поперечным пазами. Фиксация шаровых наконечников страховочных тросов в данном устрйостве осуществляется по типу байонетного соединения.

Недостаток этого автопоезда заключается в том, что автомобиль тягач данного автопоезда, оснащенный тягово-сцепным устройством с элементами фиксации наконечников в виде кронштейна с пазами, может буксировать ограниченную номенкла- туру прицепов. Составить другой автопоезд из автомобиля с таким тягово-сцепным устройством и прицепом, имеющим страховочные наконечники в виде проушин с отверстиями для фиксации последних, без существенной доработки страховочного устройства или элементов фиксации тягово-сцепного устройства просто невозможно.

В качестве прототипа принят автопоезд, состоящий из автомобиля тягача, оснащенного тягово-сцепным устройством (см. патент США N 3778088, кл. В 60 D 1/06, 1978), в котором в качестве элемента для крепления фиксируемого наконечника страховочного устройства прицепа использован установленный на тягаче кронштейн.

Цель изобретения расширить эксплуатационные возможности легкового автомобиля тягача автопоезда путем обеспечения стыковки его с прицепами, имеющими различные конструкции наконечников страховочных цепей (тросов).

Для этого в устройстве, содержащем легковой автомобиль тягач и прицеп, связанные тягово-сцепным устройством и гибкими страховочными элементами с наконечниками, установленными в проеме кронштейнов, закрепленных на силовом каркасе тягово-сцепного устройства, и фиксируемыми посредством трехопорных подпружиненных пальцев, расположенных внутри кронштейнов; проем имеет П-образную форму, а расстояние от основания проема до поверхности пальца превышает размеры поперечного сечения гибкого страховочного элемента, при этом наконечники гибких страховочных элементов могут быть выполнены как в виде сферических тел, так и в виде проушин с отверстиями для пальцев.

На фиг.1 изображен предлагаемый автопоезд, общий вид; на фиг.2 узел I на фиг.1; на фиг.3 разрез А-А на фиг.2 (элементы фиксации наконечников на тягово-сцепном устройстве); на фиг.4 подсоединение страховочных тросов с наконечниками в виде шаровой головки; на фиг.5 подсоединение страховочных цепей с наконечниками в виде проушин.

Автопоезд включает автомобиль тягач 1, тягово-сцепное устройство 2 и прицеп 3.

Тягово-сцепное устройство 2 содержит силовой каркас 4, предназначенный для соединения и передачи усилий со стороны прицепа 3 на кузов автомобиля тягача 1; шаровую головку 5 (сцепной шар) для сцепки с замковым устройством прицепа 3 и устройство для подсоединения страховочных цепей 6 (тросов) прицепа 3, которое выполнено в виде двух кронштейнов 7, приваренных к поперечной балке 8 силового каркаса 4. В кронштейне 7 имеются стойки "а", служащие опорой для подпружиненного пружиной 9 пальца 10, заканчивающегося чекой 11. Стойки "а" кронштейна 7 образуют два проема: первый, где размещена пружина 9, изолирован кожухом 12, второй для размещения фиксируемого наконечника 13 страховочной цепи 6 (троса), имеет П-образную форму.

Для образования полости "б", в которой проходит трос 6 страховочного устройства такого типа, наконечник 13 которого не имеет отверстия для прохождения фиксирующего пальца 10, последний расположен в кронштейне 7 таким образом, что расстояние между основанием проема и пальцем 10 достаточно для размещения гибкого элемента страховочного устройства, но меньше наружных размеров наконечника 13.

Работа по составлению автопоезда осуществляется следующим образом.

Перед буксировкой прицепа 3, после фиксации замкового устройства на шаровой головке 5 необходимо за чеку 11 оттянуть палец 10, освободив проем для размещения фиксируемого наконечника 13, затем, если наконечник 13 выполнен в виде проушины с отверстием, фиксирующий палец под действием пружины 9 вернется в исходное положение, зафиксировав наконечник 13 через отверстие. Если прицеп оснащен страховочным устройством с наконечником без отверстия, например, шаровая головка, то открытый проем для размещения фиксируемого наконечника позволяет беспрепятственно (при оттянутом пальце 10) разместить трос в фиксируемой полости "б", оставляя снаружи проема наконечник любых размеров, который после возвращения пальца 10 в исходное положение останется зафиксированным. Таким образом автопоезд, в котором автомобиль тягач оснащен данным устройством, может практически беспрепятственно трансформироваться как по назначению, так и по комплектации прицепов одного назначения, вне зависимости от конструкций страховочных устройств сцепки последних.

Класс B60D1/06 сцепки шарового типа

Наверх