пьезоэлектрический привод

Классы МПК:H02N2/02 производящие линейное движение, например силовые приводы; линейные позиционеры
H01L41/09 с электрическим вводом и механическим выводом
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Петренко Сергей Федорович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-07-01
публикация патента:

Использование: в устройствах автоматики, робототехники и т.д. Сущность изобретения: ротор разделен на две части одним рядом тонких прорезей в виде кольцевых секторов и образованными ими перемычками, расположенными под углом 120°. Ширина перемычек пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 удовлетворяет соотношению Rпьезоэлектрический привод, патент № 2044398 10пьезоэлектрический привод, патент № 2044398, где R радиус ротора. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД, содержащий соосно расположенные два цилиндрических пьезоэлемента с закрепленными на их внешних цилиндрических поверхностях толкателями, один из которых установлен на корпусе, а второй на валу, охватывающий их ротор в виде тонкостенного цилиндра, фрикционно контактирующего с толкателями пьезоэлементов, отличающийся тем, что ротор разделен на две части одним рядом прорезей в виде кольцевых секторов, расположенных между зонами контакта первого и второго пьезоэлементов с ротором и образующих три перемычки, расположенных по окружности под углом 120o друг к другу, причем ширина перемычки пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 выбрана из соотношения Rпьезоэлектрический привод, патент № 2044398 10 пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 , где R радиус ротора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к пьезоэлектрическим приводным устройствам и предназначено для использования в устройствах автоматики, робототехники и т.д.

Известен пьезоэлектрический двигатель ПД-28 [1] Он содержит пьезоэлемент, на внешней цилиндрической поверхности которого установлены толкатели, упирающиеся во внутреннюю поверхность ротора.

Известен пьезоэлектрический двигатель ПДР-46 реверсивного вращения [2] Двигатель содержит соосно расположенные цилиндрические пьезоэлементы с закрепленными на них толкателями, один из которых установлен на корпусе, а другой на валу, и охватывающий их ротор в виде тонкостенного цилиндра.

Недостатком этого привода является то, что при возбуждении одного из пьезоэлементов акустические колебания, проникая в ротор вызывают снижение фрикционного трения между ротором и толкателями невозбужденного пьезоэлемента, что приводит к снижению основного момента и уменьшению КПД.

Цель изобретения повышение вращающего момента привода.

Для этого в пьезоэлектрическом приводе, содержащем два соосно расположенных цилиндрических пьезоэлемента с закрепленными на их внешних цилиндрических поверхностях толкателями, один из которых установлен на корпусе, а другой на валу, и охватывающий их ротор в виде тонкостенного цилиндра, ротор разделен на две части одним рядом прорезей в виде кольцевых секторов, расположенных между зонами контакта первого и второго пьезоэлементов с ротором и образующих три перемычки, расположенных по окружности ротора под углом 120о друг к другу, причем ширина перемычки пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 выбрана из соотношения Rпьезоэлектрический привод, патент № 204439810пьезоэлектрический привод, патент № 2044398, где R радиус ротора.

Сущность предложенного технического решения состоит в преобразовании радиальных колебаний возбужденной части ротора в изгибные колебания невозбужденной части ротора, что приводит к увеличению вращающего момента и доведения его до уровня фрикционного сцепления.

На фиг.1 приведена конструкция предлагаемого привода.

Он содержит соосно расположенные цилиндрические пьезоэлементы 1 и 2 с закрепленными на их внешних цилиндрических поверхностях пластинами -- толкателями 3. Для возбуждения акустических колебаний в пьзоэлементах они снабжены электродами 4 и поляризованы.

Пьезоэлемент 1 установлен на корпусе 5 привода через прокладку 6. Пьезоэлемент 2 закреплен на валу 7 привода в держателе 8, который одновременно может являться и коллектором токосъемного устройства 9. Оба пьезоэлемента 1 и 2 охватываются ротором 10, выполненным в виде тонкостенного цилиндра или стакана. Электроды 4 пьезоэлементов 1 и 2 электрически соединены через переключатель 11 с источником возбуждения 12. Ротор 10 разделен на две части 13 и 14 тремя перемычками 15, расположенными между пьезоэлементами 1 и 2 и под углом 120о.

На фиг.2 приведен диаметральный разрез ротора.

Работает предложенный привод следующим образом (см.фиг.1). При подключении электродов 4 пьезоэлемента 1 к источнику возбуждения 12 в пьезоэлементе 1 возникают акустические колебания. Эти колебания передаются в толкатели 3, которые взаимодействуя с ротором 10, вращают его. Вращательный момент, сообщенный толкателями 3 ротору 10, передается через фрикционный контакт ротор 10 толкатели 3 пьезоэлемента 2 на вал 7 привода и дальше в нагрузку.

Таким образом, фрикционный контакт ротор 10 толкатели 3 невозбужденного пьезоэлемента 2 должен выдерживать максимальный вращательный момент, развиваемый возбужденным пьезоэлементом 1. Это достигается путем трансформации радиальных колебаний возбужденной части ротора в изгибные колебания невозбужденной части. На фиг.2 приведен характер изгибных колебаний, возникающих в невозбужденной части ротора под действием радиальных колебаний возбужденной части. Резонансная частота изгибных колебаний, возникающих в невозбужденном роторе, описывается соотношением

fи= пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 пьезоэлектрический привод, патент № 2044398, и резонансная частота радиальных колебаний в возбужденной части ротора описывается соотношением

fR= пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 пьезоэлектрический привод, патент № 2044398, где h толщина ротора;

n номер моды изгибных колебаний (n=2);

R радиус ротора;

m число перемычек;

Е модуль Юнга;

пьезоэлектрический привод, патент № 2044398- плотность материала ротора.

Отношение резонансных частот описывается соотношением

пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 пьезоэлектрический привод, патент № 2044398

Для обеспечения конструкционной стабильности одной части ротора относительно другой минимальное необходимое число тонких перемычек должно равняться 3 (m=3). Для этого случая имеем

пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 0,25 пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 Для реальных конструкций Rпьезоэлектрический привод, патент № 204439810пьезоэлектрический привод, патент № 2044398h, что указывает на значительное резонансное рассогласование частей ротора. Поскольку резонансная частота пьезоэлемента fn ближе к радиальной резонансной частоте ротора, то в данном случае не происходит резонансного захвата на частоте изгибных колебаний невозубжденного ротора.

При увеличении числа перемычек fи_пьезоэлектрический привод, патент № 2044398fR, fи_пьезоэлектрический привод, патент № 2044398fп, т.е. усиливается взаимосвязь между частями ротора и пьезоэлемента, что снижает эффективность ротора.

Если не учитывать ослабление колебаний в вертикальных перемычках, то можно констатировать, что колебательная скорость возбужденной части ротора передается без ослабления в точки 1-6 невозбужденной части ротора (см.фиг.2). В других точках скорость гораздо ниже, следовательно средняя колебательная скорость резко уменьшается и фрикционное трение увеличится.

Выполним оценки по уменьшению колебательной скорости возбужденной и невозбужденной части предлагаемого ротора.

На фиг.3 показана механическая схема действия сил возбуждающей части ротора.

Колебательная скорость определяется радиальным перемещением W. Для возбужденной части ротора можно предположить, что сила F2 равномерно распределена по внутренней поверхности и создает давление Р. В этом случае, поскольку система не в резонансе, радиальное смещение равномерно (без учета упругости перемычек) не зависит от координаты Х и описывается соотношение:

W2= пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 пьезоэлектрический привод, патент № 20443981- пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 где пьезоэлектрический привод, патент № 2044398- коэффициент Пуассона. Сила F1, действующая на не возбужденную часть ротора через три перемычки, описывается соотношением

F1пьезоэлектрический привод, патент № 2044398Рпьезоэлектрический привод, патент № 2044398lпьезоэлектрический привод, патент № 2044398 пьезоэлектрический привод, патент № 2044398, где l длина возбужденной части ротора;

пьезоэлектрический привод, патент № 2044398- ширина перемычки.

Распределив эту силу равномерно по контуру невозбужденной части ротора, можно показать, что в этом случае радиальное смещение невозбужденной части (при отсутствии резонанса) зависит от координаты Х и описывается соотношением

W1= пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 exp-kxпьезоэлектрический привод, патент № 2044398cos kx, где q пьезоэлектрический привод, патент № 2044398

K пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 /для случая пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 0,3/, D пьезоэлектрический привод, патент № 2044398

Выполнив оценку указанных характеристик для реальной конструкции ротора со следующими параметрами, получим

пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 пьезоэлектрический привод, патент № 2044398пьезоэлектрический привод, патент № 2044398пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 пьезоэлектрический привод, патент № 2044398

пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 пьезоэлектрический привод, патент № 2044398 43

Из представленных данных следует, что без учета влияния ослабления в перемычках радиальные перемещение, а следовательно, и радиальная скорость в невозбужденной части в центре зоны фрикционного контакта более чем в 40 раз меньше, чем возбужденной, что приводит к повышению фрикционного трения, к увеличению вращающего момента двигателя.

Класс H02N2/02 производящие линейное движение, например силовые приводы; линейные позиционеры

пьезоустройство пошагового перемещения -  патент 2516258 (20.05.2014)
устройство для точного позиционирования -  патент 2475354 (20.02.2013)
инерционный шаговый двигатель -  патент 2465712 (27.10.2012)
способ реализации пошагового перемещения и устройство для его реализации (варианты) -  патент 2457608 (27.07.2012)
линейный пьезоэлектрический двигатель -  патент 2390090 (20.05.2010)
пьезодвигатель линейного перемещения -  патент 2377703 (27.12.2009)
линейный привод -  патент 2373611 (20.11.2009)
позиционер трехкоординатный -  патент 2297078 (10.04.2007)
прецизионный пьезоэлектрический шаговый механизм перемещения -  патент 2291551 (10.01.2007)
устройство для микроперемещений объекта -  патент 2284642 (27.09.2006)

Класс H01L41/09 с электрическим вводом и механическим выводом

Наверх