способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес

Классы МПК:C21D9/34 бандажей; ободьев колес 
Автор(ы):, , , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Выксунский металлургический завод
Приоритеты:
подача заявки:
1991-07-03
публикация патента:

Использование: при производстве железнодорожных колес и крупных заготовок деталей машин. Сущность: колесо нагревают до 600-650°С с выдержкой в течение 3-6 ч. В период выдержки осуществляют одноразовое охлаждение изделий до 500-540°С со скоростью 2,0-2,5°С/мин, последующий нагрев до исходной температуры со скоростью 3,5-4,0°С/мин и окончательное охлаждение. 3 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС, включающий противофлокенную обработку при 600-650oС с выдержкой в течение 3-6 ч и охлаждение, отличающийся тем, что, с целью повышения пластических свойств колес при сокращении энергоемкости процесса, в процессе выдержки осуществляют одноразовое охлаждение колес до 500-540oС со скоростью 2,0-2,5oС/мин с последующим нагревом со скоростью 3,5-4,0oС/мин до 600-650oС.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к производству железнодорожных колес, и может быть использовано при производстве крупных заготовок деталей машин.

Ужесточенные условия эксплуатации, в том числе при отрицательных температурах, возросшие динамические нагрузки предъявляют повышенные требования к надежности и долговечности цельнокатаных железнодорожных колес.

Известны способы термической обработки железнодорожных колес, предусматривающие изотермическую выдержку заготовок колес после их прокатки на стане с целью предупреждения образования флокенов при температуре 600-670оС в течение не менее 3 ч [1, 2]

Недостатком известных способов является то, что они направлены лишь на предупреждение образования флокенов.

В качестве прототипа взят известный способ термической обработки железнодорожных колес, включающий их противофлокенную обработку при 600-650оС с выдержкой в течение 3-6 ч и охлаждение [3]

Недостатки известного способа высокая энергоемкость процесса, отсутствие возможности повышения пластических свойств готовых изделий.

Установлено, что углеродистая феррито-перлитная сталь может в таких изделиях, как колеса и бандажи, обладать значительной флокеночувствительностью. Основной причиной образования флокенов в стали является водород. Разработанные технологические процессы, противофлокенной обработки направлены на предотвращение образования флокенов в изделиях. Главным критерием оценки эффективности проведения термической обработки является отсутствие в заготовках-колесах флокенов. Вместе с тем наличие водорода в металле оказывает влияние и на пластические характеристики материала изделия. Процесс противофлокенной обработки длительный (3-6 ч) и требует значительных затрат энергоносителей.

Цель изобретения повышение пластических свойств готовых изделий при сокращении энергоемкости процесса.

Поставленная цель достигается тем, что в период выдержки при противофлокенной обработке осуществляют одноразовое охлаждение колес до 500-540оС со скоростью 2,0-2,5оС/мин и их нагрев до исходной температуры со скоростью 3,5-4,0оС/мин.

Предлагаемый способ включает противофлокенную обработку железнодорожных колес при 600-650оС с выдержкой в течение 3-6 ч и охлаждение.

Отличается предлагаемый способ от прототипа тем, что в период выдержки при противофлокенной обработке осуществляют одноразовое охлаждение колес до 500-540оС со скоростью 2,0-2,5оС/мин и их нагрев до исходной температуры со скоростью 3,5.4,0оС/мин.

Сравнительный анализ известных технических решений и заявляемого не обнаружил у них сходных признаков. Следовательно, заявляемый способ обладает существенными отличиями.

Способ осуществляют так. В период выдержки при противофлокенной обработке осуществляют одноразовое охлаждение колес до 500-540оС. Его необходимость связана с гарантированным проведением превращения способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных   колес, патент № 2044072->>способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных   колес, патент № 2044072, так как сохранение отдельных участков аустенита не дает возможности в процессе противофлокенной обработки удалить водород из металла и равномерно рассредоточить его остаточное содержание в объеме всего изделия. Вследствие ликвации отдельных элементов, в том числе и самого водорода, повышающих устойчивость аустенита, переохлаждение изделия является весьма благоприятным. Процесс удаления водорода из прокатанного металла состоит из двух стадий: выделения его из раствора, которое происходит тем интенсивнее, чем ниже температура металла, и диффузии, которая протекает тем быстрее, чем выше его температура. Установлено, что переохлаждение колеса обеспечивает тем самым ускоренное выделение водорода из раствора его в способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных   колес, патент № 2044072 -железе, а следующий (повторный) нагрев (подогрев) до температур противофлокенной обработки увеличивает скорость диффузии водорода из металла, что способствует повышению пластических свойств колес.

Одноразовое охлаждение до температур ниже 500оС нецелесообразно в целях экономии тепла (сокращения расхода энергоносителей на последующий подогрев заготовок колес в область температур изотермической выдержки). Охлаждение до температур выше 540оС не гарантирует полного способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных   колес, патент № 2044072->>способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных   колес, патент № 2044072 превращения во всем объеме металла из-за ликвации. Одноразовое охлаждение осуществляют со скоростью 2,0-2,5оС/мин, которая является наиболее технологичной. Охлаждение со скоростью менее 2,0оС/мин приведет к увеличению длительности процесса, что скажется на производительности участка. Охлаждение заготовок-колес со скоростью выше 2,5оС/мин неэффективно, т.к. повлечет при внедрении дополнительные капвложения для монтажа охлаждающих устройств.

Последующий нагрев до исходной температуры 600-650оС осуществляют со скоростью 3,5-4,0оС/мин, является наиболее экономичным. Нагрев со скоростью ниже 3,5оС/мин приведет к увеличению длительности противофлокенной обработки, а со скоростью выше 4,0оС/мин приведет к увеличению расхода энергоносителей.

Предлагаемый способ термической обработки позволяет значительно (на треть) сократить расход энергоносителей при противофлокенной обработке заготовок-колес на существующем технологическом оборудовании, при прежней длительности процесса, так как одноразовое охлаждение ведут в проходной печи без подачи энергоносителей.

П р и м е р. Опробование заявляемого способа осуществлено в колесопрокатном цехе Выксунского металлургического завода. При опробовании способа партию колес после прокатки подвергали противофлокенной обработке в многосекционной проходной печи при температуре 630оС в течение 3,5 ч. В процессе противофлокенной обработки осуществляли различные варианты одноразового охлаждения в интервале 490-550оС и до исходной температуры 630оС. Скорость охлаждения регулировали путем отключения части газовых горелок проходной печи; скорость нагрева путем подачи газа в рабочую зону печи.

Для сравнения результатов опробования часть колес этой же плавки обрабатывали по известному способу согласно технологической инструкции ТИ 153К-53-87.

Результаты опробования заявляемого способа в сравнении с известным приведены в табл. 1, 2, 3.

Таким образом, рекомендуемыми параметрами охлаждения и нагрева колес в процессе противофлокенной обработки являются: температура охлаждения 500-540оС; скорость охлаждения 2,0-2,5оС/мин; скорость нагрева 3,5-4,0оС/мин, при которых повышаются пластические свойства железнодорожных колес и сокращается на 30-35% энергоемкость процесса.

Класс C21D9/34 бандажей; ободьев колес 

обработка железнодорожных колес -  патент 2495144 (10.10.2013)
способ упрочнения локомотивных и вагонных колес -  патент 2454469 (27.06.2012)
способ термической обработки железнодорожных колес -  патент 2451093 (20.05.2012)
способ упрочнения железнодорожных колес и железнодорожное колесо с упрочненной рабочей поверхностью -  патент 2430166 (27.09.2011)
способ и устройство для плазменной обработки тела вращения -  патент 2401310 (10.10.2010)
способ лазерной обработки поверхности катания и гребня железнодорожных колесных пар -  патент 2389805 (20.05.2010)
способ термического упрочнения железнодорожных колес -  патент 2353672 (27.04.2009)
устройство для охлаждения и обработки нагретых деталей, имеющих форму тел вращения, из металлических материалов, таких, как сталь, и способ охлаждения и обработки нагретых деталей -  патент 2277132 (27.05.2006)
способ термической обработки катков гусеничных машин -  патент 2240359 (20.11.2004)
способ восстановления работоспособности колёс рельсового транспорта -  патент 2222613 (27.01.2004)
Наверх