цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания

Классы МПК:F02F1/00 Цилиндры, головки цилиндров
F02F5/00 Поршневые кольца
Патентообладатель(и):Галимов Борис Исмаилович
Приоритеты:
подача заявки:
1992-01-23
публикация патента:

Сущность изобретения: цилиндропоршневая группа (ЦПГ) содержит цилиндр 1, размещенный в нем поршень с верхним поршневым кольцом прямоугольного сечения. На внутренней боковой поверхности цилиндра 1 выше верхней плоскости верхнего поршневого кольца 4 выполнена кольцевая проточка 7, диаметр которой равен диаметру максимально изношенного цилиндра. Проточка 7 в сечении выполнена трапециевидной с большим основанием на рабочей поверхности цилиндра углами при этом основании нижним от 42 - до 2° и верхним 990 1°. При этом длина большего основания меньше толщины самого тонкого кольца ЦПГ. Такое выполнение позволить улучшить технологические и эскплуатационные свойства ЦПГ. 2 ил. 1 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая цилиндр, размещенный в нем поршень с верхним поршневым кольцом прямоугольного сечения, на внутренней боковой поверхности цилиндра выше верхней плоскости верхнего поршневого кольца при положении поршня в верхней мертвой точке выполнена кольцевая проточка, диаметр которой равен диаметру максимально изношенного цилиндра, отличающаяся тем, что проточка в сечении выполнена трапециевидной с большим основанием на рабочей поверхности цилиндра и углами при этом основании: нижним от 42 до 2o и верхним от 90 до 1o, при этом длина большего основания меньше толщины самого тонкого кольца поршневой группы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить технологические и эксплуатационные свойства цилиндропоршневой группы (ЦПГ).

Известна конструкция ЦПГ двигателя внутреннего сгорания, выбранная в качестве прототипа, включающая цилиндр, имеющий рабочую поверхность с установленным в нем поршнем. В верхней канавке поршня расположено прямоугольное в сечении поршневое кольцо.

На внутренней боковой поверхности цилиндра выше точки пересечения верхней плоскости поршневого кольца (при расположении поршня в верхней мертвой точке) и рабочей поверхности цилиндра имеется проточка глубиной 1,5-2,5 мм. К недостатку можно отнести возможность попадания поршневых колец в проточку цилиндра (из-за их пружинения) при сборке при толщине проточки большей, чем самое узкое поршневое кольцо (при варианте установки поршня со стороны головки блока), что может привести к поломке либо кольца, либо поршня.

При достаточном износе в сопряжениях деталей цепочки: поршневое кольцо поршень палец шатун коленчатый вал цилиндр, верхнее поршневое кольцо своей рабочей контактной поверхностью входит в зону проточки цилиндра, что снижает компрессионные свойства ЦПГ из-за уменьшения длины рабочей поверхности контакта поршневого кольца со стенкой цилиндра, а также из-за уменьшения силы прижима кольца к стенке цилиндра в связи с появлением бокового паразитного давления газа на рабочей поверхности контакта поршневого кольца.

Кроме того, при толщине проточки цилиндра, соизмеримой с удлинением из-за износа указанной выше цепочки, возможны удары верхней плоскости верхнего поршневого кольца о верхнюю плоскость проточки цилиндра при максимально допустимых оборотах коленчатого вала из-за дополнительного удлинения цепочки деталей от инерционных сил, что может повредить поршневое кольцо.

Целью изобретения является улучшение технологических и эксплуатационных свойств ЦПГ.

Это достигается тем, что на внутренней боковой поверхности цилиндра выше верхней плоскости верхнего поршневого кольца при положении поршня в верхней мертвой точке выполнена кольцевая проточка трапециевидной формы, большее основание которой лежит на рабочей поверхности цилиндра, а максимальный диаметр равен диаметру максимально изношенного цилиндра, причем нижний и верхний углы при основании трапеции соответственно равны цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 42-2о; цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 90-1о, при этом размер большего основания трапеции меньше толщины самого тонкого поршневого кольца ЦПГ.

На фиг. 1 показана цилиндро-поршневая группа, общий вид; на фиг.2 аналитическая схема, поясняющая механизм снижения компрессионных свойств прототипа.

Цилиндро-поршневая группа включает цилиндр 1, имеющий рабочую поверхность 2, с установленным в нем поршнем 3. В верхней канавке поршня 3 расположено прямоугольное в сечении поршневое кольцо 4. На внутренней боковой поверхности цилиндра 1 выше точки 5 пересечения верхней плоскости 6 поршневого кольца 4 (при расположении поршня в верхней мертвой точке) и рабочей поверхности 2 цилиндра 1 имеется трапециевидная кольцевая проточка 7 глубиной цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529К.

Угол наклона при основании трапеции определяется соотношением

tgцилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 где цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 К максимально допустимый износ рабочей поверхности 2 цилиндра 1 (в радиусном выражении);

цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529i суммарное дополнительное удлинение цепочки деталей: поршневое кольцо поршень палец шатун коленчатый вал цилиндр, вызванный максимально допустимым износом сопрягающихся поверхностей, влияющих на это удлинение, а также с учетом дополнительного удлинения в пределах упругости этой же цепочки деталей, вызванное инерционными силами, возникающими в них при номинальных оборотах коленчатого вала.

Геометрическое место расположения точек остановки "компрессионной" кромки 5 поршневого кольца 4 в процессе износа ЦПГ очень близко совпадает с линией нижней боковой стороны трапеции, что исключает возможность появления ступеньки на стенке цилиндра 1, ударов кольца 4 о верхнюю поверхность проточки 7, значительного выхода компрессионной кромки 5 в зону проточки 7 и как следствие снижения компрессии кольца 4.

Это дает возможность сохранять высокие компрессионные свойства ЦПГ, вплоть до капитального ремонта.

Размер меньшего основания трапеции в проточке определяется дополнительным удлинением указанной выше проточки деталей, вызванным максимально возможными оборотами коленчатого вала максимально изношенной ЦПГ.

Размер большего основания трапеции должен быть меньше толщины самого тонкого поршневого кольца, но не меньше, чем дополнительные удлинения указанной выше цепочки деталей новой ЦПГ при максимально возможных оборотах коленчатого вала, в противном случае возможны удары верхнего поршневого кольца о верхнюю поверхность проточки, даже при незначительном износе стенки цилиндра.

Исходя из допустимых зазоров и износов, имеющихся в литературных источниках (например, по двигателям ВАЗ: Шувалов Л.П. "Автомобили "Жигули" изд. ДОСААФ, 1974 г.) имеем следующие значения, сведенные в таблицу.

Суммарный максимальный износ может быть 0,285 мм, а минимальный суммарный износ 0,15 мм.

Удлинение цепочки деталей, вызванное инерционными силами в пределах упругости, в основном приходится на наиболее протяженную деталь шатун.

Расчетом деформации остальных деталей цепочки можно пренебречь, увеличив деформацию шатуна на 5-10%

Примем расчетную длину шатуна 105 мм. По формуле цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 найдем относительное удлинение шатуна при максимальных растягивающих напряжениях цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529, считая, что они не превышают половины допустимых значений [цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 110 кг/мм2 для хороших сталей.

Модуль упругости Е 2х104 кг/мм2.

Относительное удлинение при этом

цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 2,75цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 204352910-3

Абсолютное удлинение шатуна определяем по формуле

цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 l цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529l 2,75 цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 204352910-3 цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529105 0,289 мм Учитывая, что номинальные и максимальные режимы работы двигателя внутреннего сгорания соотносятся примерно как 3 к 9,5 и учитывая десятипроцентную добавку можно принять

цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 lмакс 0,289 + 0,1 цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 20435290,289 0,318 мм

цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529lмин= 0,318цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 0,1 мм

Теоретический износ стенки цилиндра может быть

цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 Кмакс 0,15 мм;

цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 Кмин 0,04 мм

Практически износ доходит до 0,2 мм. Исходя из вышеизложенного определяем

tgцилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529макс= цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529

цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529макс= arctg цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 39цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529

цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529мин= arctg цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 arctg цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 7цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529

Учитывая, что другие модели двигателей внутреннего сгорания могут иметь иные материалы деталей и режимы работы, принимаем

цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529макс 42о;

цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529мин 2о

Угол цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 определяется из соотношения меньшего и большего основания трапеции, а также величинами цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529i и цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 К.

Например, при максимально изношенной ЦПГ имеем цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529iцилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 20435290,285 мм.

Возможное удлинение цепочки деталей: поршень палец шатун коленвал цилиндр будет небольшим так как двигатель не может достигнуть очень высоких оборотов коленчатого вала из-за износа поршневых колец, поэтому можно принять цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 l цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529lминцилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 20435290,1 мм. Возможное удлинение деталей новой ЦПГ может быть достаточно большим. Принимаем цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 lновцилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 lмакcцилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 0,318 мм. Геометрическое построение трапеции из этих исходных данных дает угол цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 90о.

В случае применения иных материалов и режимов цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529i может иметь значение до 0,15 мм и меньше, а цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 lмакс может быть значительно больше. Геометрические построения показывают, что угол цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 может иметь величину до 5о.

Исходя из вышеизложенного и учитывая разнообразие форм, размеров и материалов ЦПГ, а также различие режимов работы, принимается угол цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, патент № 2043529 90-1о.

Класс F02F1/00 Цилиндры, головки цилиндров

двигатель внутреннего сгорания -  патент 2525995 (20.08.2014)
головка цилиндров двс -  патент 2521418 (27.06.2014)
способ обработки блока цилиндров, блок цилиндров и блок цилиндров с термическим напылением -  патент 2516211 (20.05.2014)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2516040 (20.05.2014)
цилиндропоршневая группа -  патент 2508463 (27.02.2014)
большой дизельный двигатель -  патент 2505685 (27.01.2014)
заготовка, поверхность которой предварительно обработана перед напылением, способ предварительной обработки поверхности заготовки перед напылением и устройство предварительной обработки поверхности заготовки перед напылением -  патент 2500832 (10.12.2013)
двухтактный поршневой дизель -  патент 2499899 (27.11.2013)
чугунный сплав для головок цилиндров -  патент 2491363 (27.08.2013)
двигатель с расщепленным циклом и способ управления им (варианты) -  патент 2486355 (27.06.2013)

Класс F02F5/00 Поршневые кольца

Наверх