способ контроля остойчивости судна

Классы МПК:B65B39/14 перемещаемые движущейся тарой в процессе вкладывания или наполнения 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Нечаев Юрий Иванович[UA],
Васильева Элеонора Юрьевна[RU]
Приоритеты:
подача заявки:
1992-01-23
публикация патента:

Использование: в судостроении. Сущность изобретения: способ контроля остойчивости судна заключается в измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацинтрической высоты. При определении метацентрической высоты измеряют осадку носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость кажущегося ветра, температуру воздуха и температуру забортной воды. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА, заключающийся в измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, отличающийся тем, что при определении метацентрической высоты дополнительно измеряют осадку носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость кажущегося ветра, температуру воздуха и температуру забортной воды.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля остойчивости в условиях эксплуатации судна, и может быть использовано при разработке навигационных экспертных систем.

Известен способ контроля остойчивости судна, заключающийся в измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты. Данный способ принят в качестве прототипа.

Недостатком способа является то, что он не дает достоверной оценки остойчивости судна в условиях эксплуатации за счет влияния обледенения.

Технический результат изобретения достигается тем, что в известном способе при определении метацентрической высоты дополнительно измеряют осадку носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость кажущегося ветра, температуру воздуха и температуру забортной воды.

На чертеже представлена функциональная схема устройства, реализующая данный способ.

Устройство содержит датчик бортовой качки 1, датчики 2 и 3 осадок судна носом и кормой, датчик скорости ветра 4, коммутатор 5, аналого-цифровой преобразователь 6, интерфейс 7, ЭВМ 8, дисплей 9, принтер 10, датчик температуры воздуха 11, датчик температуры воды 12.

Способ осуществляют следующим образом.

Измеряют период бортовой качки, осадки судна носом и кормой кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении и одновременно производят измерение скорости кажущегося ветра, температуры воздуха и температуры забортной воды.

По данным измерений устанавливают

1. Массу образовавшегося льда

M f(способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271)[0,0531N+0,0001N2+0,18способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271S-15,20способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271F-64,30(способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271F)2-3,17способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271(H/hw)-

-0,85(способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271)2+2,76способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271 способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271 т/ч (1)

где f( способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271) -=e0+e1способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271 +e2способ контроля остойчивости судна, патент № 20432712 +e3способ контроля остойчивости судна, патент № 20432713 +e4способ контроля остойчивости судна, патент № 20432715 +e5 способ контроля остойчивости судна, патент № 20432719, e0 0,54; е1 1,52; е2 1,38; е3 0,17, е4 0,024, е5 -0,0014, N Wk(|tA| +tW|); Wk скорость кажущегося ветра, м/с, tA температура воздуха, оС; tW температура забортной воды, оС, способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271S Av/LT-1,5, Av площадь парусности, м2; L длина судна; Т средняя осадка судна, м; F (F/L)-0,05; F высота надводного борта на носовом перпендикуляре с учетом фальшборта, м; способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271(H/hw) (H/hw)-1,7; H T+F; способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271 (способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271 /L)-1,0; способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271- средняя длина волны, м; способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271Vs (Vs/9)-1,0; Vs скорость судна, уз; hw 0,328способ контроля остойчивости судна, патент № 20432710,63 высота волны.

2. Приращение аппликаты центра тяжести судна

способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271Zi Zg(1+0,05 способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271S)способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271[0,34Mi/Di+1,65(Mi/Di)2] м (2) где Zg r+Zc-h аппликата центра тяжести судна, определенная по результатам измерения метацентрической высоты h до начала обледенения, м; r и rc метацентрический радиус и аппликата центра величины, соответствующие водоизменению D при средней осадке Т, установленной по данным измерений осадок судна носом и кормой, м; Mi Mti масса образовавшегося льда за ti ч, т; Di D+mi, т.

3. Время допустимого нахождения судна в условиях интенсивного обледенения

t tкр при hi hкр (3) где hi h-способ контроля остойчивости судна, патент № 2043271Zi; hкр критическая метацентрическая высота, м.

Функциональная схема, реализующая способ контроля остойчивости судна, работает следующим образом.

Данные измерений от датчиков 1-4 через коммутатор 5 аналого-цифровой преобразователь 6 и интерфейс 7 поступают для дальнейшей обработки в ЭВМ 8, где осуществляются операции по анализу исходной информации и оценке влияния обледенения по выражениям (1)-(3), результаты которых демонстрируются на дисплее 9 и документируются с помощью принтера 10. Данные о температуре воздуха 11 и температуре заборной воды 12 вводятся в ЭВМ 8 с клавиатуры.

Наверх