узел трения скольжения

Классы МПК:F16C17/08 подпятники 
F16C33/12 структура материала; применение особых материалов или способов обработки поверхности, например для придания антикоррозийных свойств
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Пикин Сергей Алексеевич,
Федоров Евгений Андреевич,
Семенов Владимир Борисович,
Абрамов Валерий Михайлович,
Копашов Сергей Владимирович
Приоритеты:
подача заявки:
1992-10-30
публикация патента:

Использование: в машиностроении для узлов трения машин и приборов. Сущность изобретения: узел трения скольжения содержит подшипник 1 скольжения из монокристалла лейкосапфира и цапфу 3 вала. Опорные поверхности 2 подшипника 1 скольжения выполнены плоскими под углом узел трения скольжения, патент № 2042866(38 45) град. к вертикальной плоскости, проходящей через цапфу вала. Кристаллографическая ось /0001/ монокристалла расположена в этой плоскости и перпендикулярна цапфе 3 вала. Выполнение узла трения подшипника заявляемой конструкции обеспечивает легкость съема вала с рабочим инструментом для замены последнего и упрощение конструкции узла трения скольжения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. УЗЕЛ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащий цапфу вала и подшипник скольжения из монокристалла лейкосапфира, отличающийся тем, что рабочая поверхность подшипника выполнена из двух плоских участков, расположенных по отношению друг к другу под углом, а к проходящей через ось цапфы вала вертикальной плоскости под углом узел трения скольжения, патент № 2042866 (38 45)o, при этом кристаллографическая ось (0001) монокристалла размещена в упомянутой вертикальной плоскости перпендикулярно оси цапфы вала.

2. Узел трения скольжения по п.1, отличающийся тем, что кристаллографическая ось <0110> монокристалла перпендикулярна оси цапфы вала.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения машин и приборов.

Известен подшипник скольжения, состоящий из металлической обоймы и втулки из прессованной древесины с радиальным расположением волокон [1]

Данный подшипник характеризуется недостаточной стабильностью в среде с переменной влажностью и температурой.

Наиболее близким из известных технических решений к предлагаемому является узел трения скольжения, содержащий подшипник скольжения из монокристалла лейкосапфира и цапфу вала. Подшипник скольжения выполнен в виде цилиндрической обоймы, в которой коаксиально установлена цапфа вала [2]

Недостатком известного устройства является сложность разборки узла трения для замены рабочего инструмента, закрепленного на валу.

Цель изобретения упрощение конструкции узла трения скольжения.

Цель достигается тем, что в узле трения скольжения, содержащем цапфу вала и подшипник скольжения из монокристалла лейкосапфира, рабочая поверхность подшипника выполнена из двух плоских участков, расположенных по отношению друг к другу под углом, а к проходящей через ось цапфы вала вертикальной плоскости под углом узел трения скольжения, патент № 2042866(38-45) град, при этом кристаллографическая ось (0001) монокристалла размещена в упомянутой вертикальной плоскости перпендикулярно оси цапфы вала. Кроме этого кристаллическая ось <0110> монокристалла может быть расположена перпендикулярно оси цапфы вала.

Выполнение узла трения подшипника заявляемой конструкции обеспечивает легкость съема вала с рабочим инструментом для замены последнего.

Учитывая анизотропию свойств монокристалла лейкосапфира, ориентация опорных поверхностей подшипника выбрана таким образом, что обеспечивается оптимальная износостойкость подшипника.

На чертеже изображен общий вид предлагаемого узла трения скольжения.

Узел трения скольжения содержит подшипник 1 скольжения с рабочими плоскими участками 2, расположенными под углом узел трения скольжения, патент № 2042866узел трения скольжения, патент № 2042866(38-45) град к вертикальной плоскости, проходящей через ось цапфы 3 вала, и металлическую цапфу 3 вала. Кристаллографическая ось (0001) монокристалла расположена в упомянутой вертикальной плоскости перпендикулярно оси цапфы 3. Кристаллографическая ось <0110> монокристалла перпендикулярна оси цапфы 3 вала.

Подшипник работает следующим образом.

Цапфа 3 вала свободно устанавливается на рабочих участках 2 подшипника 1 скольжения. Смазка при работе подшипника не требуется. Выбранная ориентация рабочих участков с учетом анизотропии свойств монокристалла лейкосапфира обеспечивает оптимальную износостойкость узла трения скольжения.

Класс F16C17/08 подпятники 

Класс F16C33/12 структура материала; применение особых материалов или способов обработки поверхности, например для придания антикоррозийных свойств

Наверх