способ освобождения транспортного судна от застревания во льдах

Классы МПК:B63B35/08 ледоколы
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Мурманское морское пароходство"
Приоритеты:
подача заявки:
1992-06-26
публикация патента:

Использование: во время транспортных морских операций при осуществлении ледовых плаваний в условиях сжатий в Арктике и замерзающих морях. Сущность: ледокол, ведущий транспортное судно, совершает разворот, проходит в обратном направлении на удалении от освобождаемого судна и после нового разворота производит околку судна на параллельном курсе, преимущественно при расстоянии между бортами 10-30 м, этот проход в обратном направлении производят с наветренной стороны освобождаемого судна под острым углом к направлению ветра, преимущественно - курсом в бейдевинд, а разворот с выходом на параллельный курс осуществляют после пересечения вектора ветра, действующего на корму освобождаемого судна. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

СПОСОБ ОСВОБОЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СУДНА ОТ ЗАСТРЕВАНИЯ ВО ЛЬДАХ, при котором ведущий ледокол совершает разворот, проходит в обратном направлении от освобождаемого судна и после нового разворота производит околку судна на параллельном курсе, отличающийся тем, что околку судна на параллельном курсе производят преимущественно при расстоянии между бортами 10-30 м, а проход в обратном направлении производят с наветренной стороны освобождаемого судна под острым углом к направлению ветра преимущественно курсом в бейдевинд, а разворот с выходом на параллельный курс осуществляют после пересечения вектора ветра, действующего на корму освобождаемого судна.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортным морским операциям, в частности к ледокольной проводке транспортных судов во льдах, и может быть использовано при осуществлении ледовых плаваний в условиях сжатий в Арктике и замерзающих морях.

Известен способ освобождения судна от застревания во льдах, при котором ведущий ледокол совершает разворот на циркуляции, проходит в обратном направлении от освобождаемого судна и после нового разворота производит околку судна на параллельном курсе.

Целью предлагаемого способа является повышение эффективности работ в условиях сильных боковых сжатий, в частности, сформированных действием ветра боковых направлений.

Цель достигается тем, что в способе, при котором ведущий ледокол совершает разворот на циркуляции, проходит в обратном направлении на удалении от освобождаемого судна и после нового разворота производит околку судна на параллельном курсе, преимущественно, при расстоянии между бортами 10-30 м, этот проход в обратном направлении производят с наветренной стороны освобождаемого судна под острым углом к направлению ветра, преимущественно курсом в бейдевинд, а разворот с выходом на параллельный курс осуществляют после пересечения вектора ветра, действующего на корму освобождаемого судна.

На чертеже показана схема последовательности операций, выполняемых ледоколом при реализации способа.

Ледоколом 1, ведущим по прокладываемому им каналу 2 транспортное судно 3 после получения сообщения с этого судна 3 о застревании его во льду, совершает разворот на циркуляции в зоне 4 и проходит в обратном направлении, создавая дополнительный обводной канал 5 на удалении от освобождаемого судна 3 и с наветренной стороны этого судна 3. При этом направление движения ледокола 1 на участке 5 задают под острым углом к направлению ветра 6, преимущественно курсом в бейдевинд, т.е. под углом от 10 до 80о (на чертеже показан вариант ситуации при движении курсом в крутой бейдевинд с постепенным переходом в полный бейдевинд правого борта). После пересечения ледоколом 1 вектора ветра 7, действующего на корму освобождаемого судна 3, в зоне 8 совершают pазворот в направлении освобождаемого судна 3, проходят к этому судну, создавая отрезок канала 9, а затем осуществляют околку судна 3 на параллельном курсе 11 с подветренной стороны судна 3. Околку производят по известным правилам, т.е. проходя ледоколом 1 мимо освобождаемого судна 3, выдерживая расстояние между бортами в пределах 10-30 м в зависимости от толщины ледяного покрова.

В предлагаемом способе курс обратного движения ледокола задан под острым углом к направлению ветра, преимущественно в бейдевинд. При этом, во-первых, ледокол 1 в конечном итоге огибает зону концентрации 12, а во-вторых, его движение на участках 5 и 9 задаваемой траектории осуществляется под углом к фронту сжатий. При таких условиях ледоколом 1 развивается скорость, в 3-4 раза превышающая возможную скорость движения по кратчайшей траектории возврата, т.е. контркурсом на удалении 100-150 м от исходного канала 2.

Класс B63B35/08 ледоколы

судно или плавучая конструкция, работающая в покрытых льдом водах, и способ его использования -  патент 2526119 (20.08.2014)
корпус морской ледостойкой платформы -  патент 2522672 (20.07.2014)
морская технологическая ледостойкая платформа -  патент 2522628 (20.07.2014)
судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях -  патент 2522201 (10.07.2014)
морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа -  патент 2510756 (10.04.2014)
буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах -  патент 2508224 (27.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506195 (10.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506194 (10.02.2014)
способ разрушения льда -  патент 2495785 (20.10.2013)
кормовая оконечность судна ледового плавания -  патент 2494911 (10.10.2013)
Наверх