катамаран

Классы МПК:B63B1/12 с жестким соединением корпусов 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Научно-производственная компания "Фрейм"
Приоритеты:
подача заявки:
1991-12-29
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования корпусов катамаранов прибрежного плавания при удалении на расстояния не более 500 м и высоте волн не более 1м. Сущность изобретения: катамаран имеет два поплавка 1, соединенных штангами 2 и наклонными стойками между собой и с надводным корпусом, имеющим кабину 3 с кормовой площадкой 4, имеющей кронштейн подвесного мотора. Для повышения мобильности, остойчивости и ходовых качеств катамаран имеет обтянутые снаружи гидрофобным материалом поплавки 1 в виде наборных колец из материала положительной плавучести, нанизанных на полую трубу и поджатых по краям концевыми упорными винтовыми втулками. Штанги выполнены трапециевидными и соединены стойками с трубой посредством трубчатых кронштейнов с фиксирующими винтами. 1 з. п. ф-лы, 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9

Формула изобретения

1. КАТАМАРАН, содержащий поплавки и соединенный с ними посредством штанг и наклонных стоек надводный корпус с кормовой площадкой, отличающийся тем, что каждый из поплавков выполнен из центральной трубы, на которую нанизаны отдельные кольца из материала положительной плавучести, стянутые по оси трубы концевыми винтовыми упорными втулками, при этом стойки соединены с центральной трубой посредством трубчатых кронштейнов, а надводный корпус выполнен с кабиной.

2. Катамаран по п.1, отличающийся тем, что поплавки обтянуты снаружи гидрофобным материалом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования корпусов катамарана прибрежного плавания при удалении от берега на расстояние не более 500 м и высоте волн не более 1 м.

Известен катамаран, содержащий поплавки и соединенный с ними посредством штанг и наклонных стоек надводный корпус с кормовой площадкой.

Однако такая конструкция катамарана обладает существенными недостатками. Эти недостатки заключаются в невысоких ходовых качествах судна ввиду фиксированных размеров поплавков и надводного корпуса, в монолитности конструкции поплавки и нерегулируемых по высоте и углам стоек и штанг, соединяющих надводный корпус с поплавками, что не позволяет повысить остойчивость судна при волнении до одного метра и более, ограничивает мобильность и дальность плавания по расстоянию и отхождению от береговой черты, а это при низкой комфортности не позволяет использовать в настоящее время такой катамаран.

Целью изобретения является повышение мобильности, устранение воздействия волнения на кабину катамарана, повышение комфортности и комфортабельности судна за счет создания микроклимата в салоне для экипажа и перевозимого груза.

Это достигается тем, что каждый из поплавков выполнен из центральной трубы, на которую нанизаны отдельные кольца из материала положительной плавучести, стянутые по оси трубы концевыми винтовыми упорными втулками, при этом стойки соединены с центральной трубой посредством трубчатых кронштейнов, а надводный корпус выполнен с кабиной. Кроме того, поплавки обтянуты снаружи гидрофобным материалом.

На фиг. 1 показан катамаран, вид сбоку; на фиг.2 то же, вид сверху (в плане); на фиг. 3 вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.4 вид по стрелке Б на фиг. 1; на фиг. 5 узел крепления надводного корпуса к поплавку; на фиг.6 схематически показан поплавок катамарана с вырывом; на фиг.7 штанга катамарана с обрывом; на фиг.8 винтовое крепление штанги поплавка; на фиг.9 узел I на фиг.6.

Катамаран содержит поплавки 1 (фиг.1, 2 и 6), соединенные штангами 2, на которых смонтированы кабина 3 и кормовая площадка 4. По обеим сторонам кабины закреплены бортовые палубные решетки 5. На кормовой площадке имеются веерные ограждения 6 и кронштейн 7 для подвесного мотора 8. На кабине 3 установлены поручни 9 для удобства пользования судном.

Поплавок состоит из центральной трубы 10, имеющей концевые винтовые упорные втулки 11. На трубу 10 нанизаны трубчатые кронштейны 12, а также нанизаны отдельные кольца 13, выполненные из материала с положительной плавучестью, например из пенопласта. По концам поплавка установлены кормовой 14 и лобовой 15 обтекатели, закрепленные с помощью болтовых стержней 16.

Для придания лучшей обтекаемости и повышения механической прочности поплавки снаружи могут быть обтянуты гидрофобным материалом 17, например, из эластичного пластика или из тонколистового металла.

Кронштейн имеет монтажный рым 18, служащий и для поднятия катамарана. Штанга 2 имеет два отрезка из труб 19, образующих установленные стойки под углом к вертикали в двух взаимно перпендикулярных плоскостях для повышения прочности соединения поплавков и надстройки. Трубы 19 работают как стойки и предупреждают складываемость конструкции по геометрии катамарана, обеспечивая своей высотой необходимый просвет над гребнями волн (высотой до 1 м), разрешенный для маломерных судов данного класса. Косой отрезок трубы 20 усиливает жесткость соединения (фиг.7) и является удобным при водном осмотре судна, а крайние приставки 21 увеличивают палубу, предупреждают повреждение кабины 3 при случайных боковых контактах с пирсом, судном.

Характерными монтажными узлами (фиг.8) являются болтовые соединения с использованием хомутов 22 и винтовых креплений 23.

Отрыв кабины и кормовой площадки от гребней волн создает повышенную остойчивость, комфорт за счет сухого режима в салоне, т.к. предупреждается запотевание в салоне от контакта кабины 3 с водой.

Эксплуатация катамарана осуществляется следующим образом.

Собранный по описанной конструктивной схеме и опущенный на воду катамаран с предварительной рассчитанной и подобранной плавучестью за счет объемов поплавков при фиксированном диаметре колец 13 выбирают длину набора колец на центральной трубе 10, раздвижку втулками 11 с последующей постановкой обтекателей, приводом винта мотора 8 дают ход и управляют движением. Нагрузка от воды и набегающего водного потока воспринимается лобовым обтекателем 15 и стенками поплавка 1 (обшивкой 17 см узел I на фиг.8), а волнения в виде гребней волн не достают при этом до кабины 3 и кормовой площадки 4 (при разрешенном плавании на волнении до 1 м), что предупреждает биение гребней волн снизу о надводный корпус и не нарушает ходовых качеств катамарана.

Отсутствие в конструкции судна надводного борта, как это отрицательно имеет место в конструкциях аналогов, благоприятно сказывается на ходовых качествах судна, предупреждая биение волн о корпус, а отрыв всей платформы (кабины 3, кормовой площадки 4, палубных решеток) от воды и установка их с воздушным просветом до 1-1,5 м не только повышает тактико-технические характеристики, но повышает комфортность судна, т.к. предупреждается контакт кабины с водой, при этом отсутствует запотевание в салоне и сохраняется воздушно-сухой режим. Заданный неснижаемый запас плавучести катамарана обеспечивает минимальные ускорения качки судна на волнении.

Выход на берег осуществляется подтягиванием корпуса за приставки 21, трубы 20 и при необходимости рымами 18, за которые судно также могут поднимать из воды для перебазирования, погрузки в транспортное средство и для других операций (техническое обслуживание, осмотр).

Класс B63B1/12 с жестким соединением корпусов 

буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах -  патент 2508224 (27.02.2014)
судно снабжения подводной нефтедобывающей платформы -  патент 2498923 (20.11.2013)
устройство для перевозки грузов надводным транспортом а.н. канцера -  патент 2495783 (20.10.2013)
судно для борьбы с разливами нефти -  патент 2475406 (20.02.2013)
судно-катамаран -  патент 2464200 (20.10.2012)
катамаран -  патент 2443592 (27.02.2012)
плавучее средство -  патент 2412078 (20.02.2011)
судно с двухъярусным корпусом -  патент 2401763 (20.10.2010)
арктическое ледокольное транспортное крупнотоннажное судно с ледостойким пилоном -  патент 2389640 (20.05.2010)
катамаран -  патент 2381945 (20.02.2010)
Наверх