способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес

Классы МПК:B21K1/28 колес; дисков 
B21H1/04 с бандажами, например железнодорожных колес 
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Нижнетагильский металлургический комбинат (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
1993-04-23
публикация патента:

Использование: изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к изготовлению цельнокатаных железнодорожных колес для вагонов повышенной грузоподъемности. Сущность изобретения: перед осадкой нагретую заготовку выдерживают на воздухе в течение 15 30 с. Перед формовкой и прокаткой выравнивают температуру металла отдельных элементов заготовки выдержкой ее перед деформацией, а перед заключительной стадией калибровкой повышают температуру диска за счет тепла обода и ступицы. Таким образом обеспечивают различным элементам заготовки на всех стадиях горячего деформирования низкий температурный градиент и за счет этого уменьшают местную вытяжку (утонение) диска в переходных зонах его к ободу ступице, тем самым обеспечивая увеличенную до 25 тс нагрузку на ось вагона.

Формула изобретения

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС для вагонов повышенной грузоподъемности, включающий нагрев исходных заготовок, их осадку, формовку, прокатку и калибровку, отличающийся тем, что перед осадкой нагретую заготовку выдерживают на воздухе в течение 15 30 с, перед формовкой и прокаткой заготовку выдерживают до выравнивания температуры металла отдельных элементов заготовки, а перед заключительной стадией калибровкой повышают температуру диска за счет тепла обода и ступицы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности, к изготовлению цельнокатаных железнодорожных колес для вагонов повышенной грузоподъемности методом горячей штамповки и прокатки.

Известен способ изготовления железнодорожных вагонных колес, направленный на ограничение течение металла заготовки в радиальном направлении торцовых ее поверхностей [1] Это достигается путем принудительного охлаждения торцовых поверхностей, а также использованием гофрированных осадочных плит, создающих эффект торможения течению металла в радиальном направлении.

Известное технологическое решение направлено, в основном, на распределение торцовых поверхностей исходных заготовок в диске колеса и обеспечение их эксплуатационной надежности в рамках существующей грузоподъемности подвижных средств железнодорожного транспорта вагонов при нагрузке на ось колесной пары до 22 тс.

Основной недостаток этого способа является увеличение температурного градиента между отдельными зонами заготовки и прокатываемого колеса, что приводит к различной вытяжке (из-за разных температур) диска по периметру, его разнотолщинности и снижению конструктивной прочности колеса.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес, который включает нагрев заготовок, их осадку, формовку, прокатку и калибровку колеса [2]

По этому способу исходную заготовку устанавливают торцовой поверхность на подину, нагревают ее до температуры 1260-1280оС в течение 4,5-5,0 ч, затем ее без задержек (чтобы сохранить температуру металла) передают на прессопрокатную линию, где осаживают с охлаждением торцовых поверхностей, формируют и прокатывают колеса и затем калибруют с выгибкой диска. Последняя операция сопровождается удлинением диска путем вытяжки. Эти операции выполняются с минимальными затратами времени на передачу заготовки от агрегата к агрегату (с целью сохранения температуры металла).

К недостаткам способа относится то, что еще при нагреве исходных заготовок имеет место разность температуры их центра и поверхности до 70оС, а также между отдельными наружными поверхностями (между торцом, которым заготовка стоит на подине, и боковой поверхностью около 50оС). Эта разность усугубляется перед формовкой и прокаткой, а при калибровке (выгибке диска) колеса с большим градиентом температуры металла диска, с одной стороны, и ступицы с ободом, с другой, приводит к интенсивному истечению металла в зонах, прилегающих к ободу и ступице (местные утонения диска до 2,5% у обода и ступицы там температура металла повышенная, где имеют место максимальные напряжения от рабочих нагрузок в эксплуатации).

Задача, решаемая данным способом, заключается в том, чтобы на всех стадиях деформирования при садке, формовке, прокатке и калибровке обеспечить минимальный температурный градиент отдельных зон и элементов заготовки и колеса, что позволит получать диск равномерной толщины по периметру колеса и обеспечить их эксплуатацию с повышенной нагрузкой, в частности до 25 тс на ось без изменения формы и размеров колес.

Это достигается тем, что в способе включающем нагрев исходных заготовок, их осадку, формовку, прокатку и калибровку, перед осадкой нагретую заготовку выдерживают на воздухе в течение 15-30 с, перед формовкой и прокаткой выравнивают температуру металла отдельных элементов заготовки выдержкой ее перед деформацией, а перед заключительной стадией калибровкой повышают температуру диска за счет тепла обода и ступицы.

Выдержка нагретой исходной заготовки в течение 15-30 с (для заготовки массой до 350 кг 15 с, для заготовки массой более 450 кг 30 с) обеспечивает снижение температуры поверхности на 35-40оС и выравнивание температуры осевой зоны со смежными зонами, что обеспечивает равномерность течения металла в радиальном направлении и исключает растекание в этом направлении некачественной осевой зоны.

Выравнивание температуры перед формовкой и прокаткой между объемами металла под ступицу, обод и диск обеспечивает их выполнение без асимметрии, а повышение температуры металла диска за счет тепла обода и ступицы перед его выгибкой исключает (или значительно снижает) вероятность местной вытяжки (утонения) диска в опасных его сечениях.

Отличительными признаками заявляемого способа являются:

выдержка на воздухе в течение 15-30 с нагретой заготовки перед ее осадкой;

выравнивание температуры металла отдельных элементов заготовки перед формовкой и прокаткой;

повышение температуры диска за счет тепла обода и ступицы перед последней стадией калибровкой.

Способ заключается в следующем.

Нагретую до температуры 1260-1280оС на поверхности заготовку выдерживают на воздухе 15-30 с для выравнивания температуры между боковыми, наружной и центральными зонами и подают на осадочный пресс, где осуществляют осадку и разгонку металла. Затем перед формовкой выравнивают температуру между боковой и торцовыми поверхностями выдержкой перед деформацией, формуют ступицу, часть диска и обод. После формовки вновь выравнивают температуру между диском, ободом и ступицей выдержкой перед прокаткой. В прокатаном на стане колесе (раскатка диска и обода по диаметру) повышают температуру диска за счет тепла обода и ступицей выдержкой колеса перед калибровкой (выгибкой диска).

Проведенные прокатки экспериментальных партий колес в колесопрокатном цехе Нижнетагильского металлургического комбината по предлагаемому способу показали, что температура диска перед заключительной операцией калибровкой повышалась от температуры с 950 до 1050оС, причем по периметру колеса перепад температур не превышал 40оС, а утонение диска в переходных участках к ободу и ступице было не более 1,0

П р и м е р. Для изготовления вагонных железнодорожных колес использовали исходную круглую заготовку массой 475 кг, ее нагревали в кольцевой печи до температуры 1280оС одним из торцов на подине в течение 4,5 ч. После выдачи из печи в течение 30 с выдерживали на воздухе, снижая температуру боковой поверхности с 1280 до 1240оС. Осаживали на прессе 3000 тс, вели разгонку центральной зоны. Перед формовкой выравнивали температуру периферийной зоны (1230оС) и центральной (1200оС), после чего формовали на прессе 8000 тс ступицу, обод и часть диска. Выдержкой заготовки на воздухе в течение 20 с перед прокаткой на стане выравнивали температуру между диском, ободом и ступицей до 1170оС. В прокатанном до диаметра 957 мм колесе перед выгибкой диска повышали его температуру с 950 до 1050оС за счет тепла ступицы и обода (температура 1140оС) выдержкой колеса на воздухе в течение 25 с. На прессе 3000 тс осуществляли калибровку колеса с выгибкой диска. При этом толщина диска у обода составила 20 мм, у ступицы 25 мм, отклонение толщины диска по его периметру от номинала не превышало 0,2 мм.

Эти показатели обеспечивают эксплуатационную надежность вагонных колес с нагрузкой на ось 25 тс.

Класс B21K1/28 колес; дисков 

коническая фрикционно-кольцевая передача, способ сборки и способ изготовления конической фрикционно-кольцевой передачи -  патент 2529087 (27.09.2014)
способ производства кольцевых изделий -  патент 2465979 (10.11.2012)
способ получения поковок типа дисков -  патент 2412018 (20.02.2011)
способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес -  патент 2404877 (27.11.2010)
способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес -  патент 2404009 (20.11.2010)
способ изготовления поковки диска из слитка -  патент 2397038 (20.08.2010)
способ изготовления диска -  патент 2389581 (20.05.2010)
способ изготовления колеса транспортного средства -  патент 2364463 (20.08.2009)
способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес -  патент 2355502 (20.05.2009)
способ интенсивной пластической деформации плоских заготовок круглой формы -  патент 2354486 (10.05.2009)

Класс B21H1/04 с бандажами, например железнодорожных колес 

Наверх