способ определения скорости движения судна относительно дна

Классы МПК:G01S15/00 Системы с использованием отражения или вторичного излучения акустических волн, например системы гидроакустических станций
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Сапрыкин Вячеслав Алексеевич,
Павликов Сергей Николаевич,
Убанкин Евгений Иванович
Приоритеты:
подача заявки:
1992-11-05
публикация патента:

Использование: гидроакустика, для определения относительной скорости движения судна. Сущность изобретения: в способе определения скорости движения судна относительно дна, основанном на наклонном к направлению движения излучении сигнала в сторону дна, приеме отраженного сигнала, вычислении доплеровского параметра и определении скорости судна по заданному соотношению известных и измеренных параметров, излучают сигнал с гиперболической частотной модуляцией, а при вычислении доплеровского параметра используют информацию о фазе излученного и отраженного сигналов, или обеспечивают повышение точности определения скорости судна. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ СУДНА ОТНОСИТЕЛЬНО ДНА, основанный на наклонном к направлению движения излучении сигнала в сторону дна, приеме отраженного сигнала, вычислении доплеровского параметра способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 и определении скорости судна путем решения уравнения

способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847

где c скорость распространения сигнала;

g угол наклона;

v скорость судна,

отличающийся тем, что излучают сигнал с гиперболической частотной модуляцией вида

способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847

где K постоянная, характеризующая крутизну модулирующей функции;

способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 постоянная величина, обозначающая начальную частоту,

а доплеровский параметр вычисляют по формуле

a= exp (Kспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847/способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847),

где способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 сдвиг фаз между принятым и излученным сигналами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к гидроакустике.

Известен способ определения скорости движения судна относительно дна, заключающийся в наклонном излучении звуковых сигналов в носовом и кормовом направлениях, приеме отраженных от дна сигналов с двух направлений, вычислении разности частот принятых сигналов и определении скорости по формуле:

v способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847fспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847-fспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 (1)

Способ характеризуется низкой точностью за счет операции измерения частоты принятых сигналов.

Известен способ определения скорости движения судна относительно дна, основанный на наклонном излучении звуковых сигналов в направлении движения судна, приеме отраженных сигналов, определении доплеровского параметра способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847= fпр/fизл, где fпр частота принятого; в fизл частота излученного сигналов и вычислении скорости путем решения уравнения:

способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 = способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 (2) где С скорость распространения сигнала в среде;

способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 угол наклона излучения (приема);

v искомая скорость движения судна.

Способ характеризуется низкой точностью определения скорости за счет низкой точности измерения частоты принятого сигнала. Кроме того, способ работоспособен при больших соотношениях сигнал/помеха.

Техническим результатом является повышение точности.

Это достигается тем, что излучается сигнал с гиперболической частотной модуляцией (ГЧМ); при вычислении доплеровского параметра используется информация о фазе как излученного, так и отраженного сигналов.

Совокупность ГЧМ-сигнала излучения и информации об изменении фазы отраженного сигнала, вызванном доплеровской деформацией, позволяет повысить точность вычисления скорости за счет повышенной точности определения доплеровского параметра.

Для этого известный способ определения скорости движения судна относительно дна, основанный на наклонном (к направлению движения судна) излучении сигнала в сторону дна, приеме отраженного сигнала, вычислении доплеровского параметра и определении скорости движения судна путем решения уравнения (2) или уравнения:

способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 (3) где Vпр, Vизл скорости движения судна при приеме и излучении соответственно;

способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847пр, способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847изл углы наклона характеристики направленности антенны при приеме и излучении соответственно, изменен путем:

излучения ГЧМ-сигнала вида

S(t) Aспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847cosспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 ln(1-kt)способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 (4) где способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 и К постоянные величины;

А амплитуда.

Измерения сдвига фаз способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 между принятым и излученным сигналами.

Примем для упрощения выражения К 1 и А 1, тогда излученный сигнал примет вид:

S(t) cos [способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 ln (1 t)] (5) а отраженный сигнал вследствие доплеровской деформации и конечной скорости распространения сигнала в среде имеет вид:

S*(t) sin (способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 lnспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847) cos [способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 ln (1 t -способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847-способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 )] +

+ cos (способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 lnспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847) sin [способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 ln (1 t- способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847-способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847)] (6) где способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 задержка на распространение сигнала;

способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 сдвиг во времени, вызванный доплеровским эффектом,

способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847= способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 (7) где способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 доплеровский параметр,

v искомая скорость судна;

способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 угол наклона при излучении и приеме сигналов.

Определение разности фаз излученного (5) и отраженного (6) сигналов произведен путем квадратурной обработки, для этого проведем вычисление синусной и косинусной составляющих корреляционных откликов сравнения отраженного сигнала с излученным, а также отраженного сигнала со сдвинутым на способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847/2 излученным сигналом.

В результате корреляционный отклик сравнения (5) и (6) будем иметь вид:

способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 S(t)способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847S*(t)dt sin(способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847lnспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847)способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 cosспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847ln(1-t-способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847-способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847)способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847cosспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847ln(1-t)способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847dt+ + cos(способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847lnспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847)способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 sinспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847ln(1-t-способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847-способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847)способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847cosспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847ln(1-t)способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847dt (8)

В выражении (8) второе слагаемое равно нулю вследствие ортогональности сигналов под знаком интеграла. С учетом амплитуды сигналов и в момент компенсации задержки получим синусную составляющую квадратурной обработки:

способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 S(t)способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847S*(t)dt sin(способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847lnспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847)R(t-способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847) (9)

Аналогично корреляционный отклик сравнения (6) со сдвинутым на способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847/2 сигналом (5) будет равен:

способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 sinспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847ln(1-t)способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847S*(t)dt sin(способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847lnспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847)способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 cosспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847ln(1-t-способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847-способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847)способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847

способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 sin(способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847ln(1-t)dt+cos(способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847lnспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847)способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 sinспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847ln(1-t-способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847-способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847)способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847sin(способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847ln(1-t))dt

(10)

В выражении (10) первое слагаемое равно нулю вследствие ортогональности сигналов под знаком интеграла.

С учетом амплитуд сигналов и в момент компенсации задержки получим косинусную составляющую квадратурной обработки:

способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 sinспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847ln(1-t)способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847S*(t)dt cos(способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847lnспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847)способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847R(t-способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847) (11)

Для определения сдвига фаз вычислим arctg отношения корреляционных откликов синусной (9) и косинусной (11) составляющих квадратурной обработки получим:

способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 arctgспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847lnспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 (12)

Из последнего выражения определим доплеровский параметр

способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847= exp ( способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 / способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 ), учитывая к

d exp (K способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 / способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 ) (13) в то же время способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 соответствует выражению (2), поэтому, решая уравнение (2) при найденном значении способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847, получим искомую величину v скорости движения судна или учитывая ранее измеренные Vизл, способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847изл и определенное способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847пр вычислим скорость движения судна относительно дна в момент приема отраженного сигнала по выражению (3) или после преобразований по формуле:

v способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 20378471- способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847expспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847C/cosспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847пр (14)

Сравнение способа с прототипом позволяет выделить следующие отличительные признаки:

в доплеровском однолучевом способе конкретизирован сигнал с гиперболической частотной модуляцией, известный как сигнал, инвариантный к доплеру, а значит применение ГЧМ-сигнала в существующем способе не позволяет измерить скорость движения судна;

вместо операции определения измерения частоты, характеризуемой невысокой точностью и оптимизированной для больших соотношений сигнал к помехе введена операция вычисления изменения фазы сигнала, обладающая наибольшей чувствительностью к изменению. Нет в природе способа измерения скорости, использующего изменение фазы, т.к. само изменение фазы не дает измерения скорости. Только совокупность свойства ГЧМ-сигнала, превращающего доплеровскую деформацию в логарифмическом масштабе в сдвиг, который в момент компенсации задержки на распространение сигналов, выраженный в виде разности фаз излученного и отраженного сигналов, становится величиной, эквивалентной доплеровскому параметру. При этом разность фаз связана с доплеровским параметром выражением (12).

Сравнение технического решения с известными способами позволяет сделать вывод, что новая совокупность, полученная применением излучаемого ГЧМ-сигнала и операции вычисления доплеровского параметра, обеспечивает получение нового сверхсуммарного эффекта, достижение которого невозможно только использованием ГЧМ-сигнала (он инвариантен относительно доплера) или только фазового метода. Новая совокупность в сочетании с другими неизменяемыми признаками прототипа обеспечивает повышение точности, что подтверждается анализом следующих выражений.

Минимальная дисперсия ошибки измерения задержки в фазовом методе определяется формулой (3):

Eспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847(tR-способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847)способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 (15) где Е способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 математическое ожидание;

tR, способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 измеренная задержка и ее оценка;

способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 эффективная полоса спектра Фурье-сигнала;

Е энергия сигнала;

Nо спектральная плотность мощности шума;

f несущая частота сигнала.

В случае, если не используется информация о фазе несущей частоты отраженного сигнала, то дисперсия ошибки будет значительно превышать величину, которую дает (15) и определяется формулой:

Eспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847(tR-способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847)способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 (16) Выигрыш в точности фазового метода измерения составляет

M способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 1+ способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 (17)

Для случая логарифмического масштаба по аналогии с (17) выражением выигрыш в точности измерения доплеровского параметра составит:

Mм= 1+ способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 (18) где способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 начальная частота ГЧМ-сигнала;

способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847м полоса Меллина сигнала.

Из анализа выражения (18) следует, что чем больше величина, тем больше выигрыш в точности.

Таким образом, цель заявленного технического решения достигнута, получен сверхсуммаpный эффект, удовлетворяющий давно назревшим требованиям практики. Что позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию "существенные отличия". Кроме того, способ обеспечивает определение скорости движения судна относительно дна по одному циклу излучения прием, что при высокой точности достигается меньшими энергетическими затратами при этом снижается влияние демаскирующего признака работы такого лага и снижается влияние работы лага на другие гидроакустические системы судна.

На фиг.1 изображена блок-схема алгоритма, где 1 излучение ГЧМ-сигнала в направлении движения судна с углом способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 наклона в вертикальной плоскости;

2 прием отраженного от дна сигнала;

3 вычисление корреляционной К1(способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847) функции от отраженного и излученного сигналов;

4 вычисление корреляционной К2(способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847) функции отраженного и сдвинутого на способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847/2 излученного сигнала;

5 вычисление отношения К1(способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847)/К2(способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847) корреляционных откликов (с выходов блоков 3 и 4) в момент компенсации временной задержки, вызванной распространением сигналов в среде;

6 вычисление способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847= arctg [K1(способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847)/K2(способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847)]

7 вычисление скорости движения судна относительно дна путем решения уравнения:

expспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 (19) или

expспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 (20) так для выражения (20) скорость определяется по формуле:

v Cспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847(1-Vизлспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847cosспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847изл/C)способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847expспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 -1способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847/cosспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847пр (21) или v C[B способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 1]/ cos способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847пр; где B 1- способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 expспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847

Для уравнения (19) формула вычисления предполагает способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847изл способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847пр способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 и vизл vпр v и скорость движения судна определяется формулой:

v способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 (22) где способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 expспособ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847

8 индикация величины скорости звука судна относительно дна;

9 фазовращатель, сдвигающий на способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847/2 излученный сигнал.

На фиг. 2 представлена схема устройства, реализующего предполагаемый способ по формуле (22), где 1 генератор ГЧМ-сигнала; 2 излучатель; 3 приемник; 4 аналого-цифровой преобразователь (АЦП); 5 первая рециркуляционная линия задержки; 6 первый умножитель; 7 третья рециркуляционная линия задержки; 8 вторая рециркуляционная линия задержки; 9 второй умножитель; 10 фазовращатель (на способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847/2); 11 четвертая рециркуляционная линия задержки; 12 первый усреднитель; 13 второй усреднитель; 14 вычислитель arctg(x/y); 15 третий умножитель; 16 блок вычисления exp( способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 ); 17 блок разности (способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847- 1); 18 четвертый умножитель; 19 блок деления; 20 блок сумматора (способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847+ 1); 21 индикатор.

Аналогично может быть построено устройство, реализующее заявляемый способ, но по выражению (21), в этом случае блоки 16-19 требуется откорректировать.

Способ заключается в выполнении операций согласно блок-схемы алгоритма, приведенной на фиг. 1. При этом излученный сигнал, кроме излучения в воду, поступает в бл.3 непосредственно и через фазовращатель (на способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847/2) в бл.4. Вычисляются взаимно-корреляционные (корреляционные) функции в бл.3 и 4 и в момент компенсации временной задержки на распространение вычисляется по формуле (12) arctg их отношения, затем вычисляется по формуле (13) доплеровский параметр, а скорость определяется по формуле (22) или (21) и выводится на индикатор 8.

На фиг.2 приведено устройство, реализующее способ, в котором генератор 1 ГЧМ-сигнала соединен с излучателем 2, а также через рециркуляционную временную задержку 7 с вторым входом первого умножителя 6, кроме того, генератор 1 ГЧМ-сигнала соединен через фазовращатель 10 и четвертую рециркуляционную 11 линию задержки с вторым входом второго умножителя 9, первый вход которого соединен через вторую рециркуляционную 8 линию задержки с выходом АЦП 4, который, кроме того, соединен через первую рециркуляционную 5 линию задержки с первым входом первого умножителя 6, при этом вход АЦП 4 соединен с выходом приемника 3.

Выход первого умножителя 6 соединен через первый усреднитель 12 с первым входом (вход Х) 14 вычислителя arctg(x/y), второй вход (вход Y) которого соединен с выходом второго 13 усреднителя, при этом выход 14 вычислителя arctg(x/y) соединен с первым входом третьего 15 умножителя, на второй вход которого подано постоянное значение K/способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847. Выход третьего 15 умножителя соединен через блок 16 вычисления exp ( способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 ) с входом уменьшаемого блока 17 разности способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847-1 и одновременно с входом блока 20 сумматора (способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847+1), при этом на вход вычитаемого блока 17 разности (способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847-1) подана значение "1" и на второй вход блока 20 сумматора (способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 +1) значение "1", при этом выход блока 17 разности (способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 1) соединен с первым входом четвертого умножителя 18, на второй вход которого подано значение c/cos способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847, а выход четвертого 18 умножителя соединен с первым входом делимого блока 19 деления, второй вход (вход делителя) которого соединен с выходом блока 20 сумматора (способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 +1), причем выход блока 19 деления соединен с индикатором 21.

Устройство работает следующим образом.

Генератор 1 ГЧМ-сигнала выдает сигнал на излучатель 2 для излучения в носовом направлении под углом способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 в вертикальной плоскости, а также через третью 7 рециркуляционную линию задержки на второй вход первого умножителя 6 и, кроме того, через фазовращатель 10, четвертую рециркуляционную 11 линию задержки на второй вход второго 9 умножителя. При этом на первые входы первого 6 и второго 9 умножителей поступает отраженный сигнал от дна, принятый приемником 3, преобразованным АЦПЧ и прошедший соответствующие 5 и 8 рециркуляционные линии задержки. При этом на первые входы умножителей 6 и 9 поступают сигналы типа (6), а на вторые входы: на второй вход первого 6 умножителя поступает сигнал вида (5), а на второй вход второго 9 умножителя сигнал вида (5), но сдвинутый на способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847/2.

После усреднителей первого 12 и второго 13, в момент компенсации временной задержки за счет применения рециркуляционных линий задержек 7, 5 и 8, 11, на уходы вычислителя 14 arctg(x/y) поступают величины корреляционных откликов: на вход Х значение, соответствующее выражению (9), а на вход Y значение, соответствующее выражению (11). В результате на выходе вычислителя 14 arctg(x/y) получают величину, пропорциональную выражению (12), которое после умножения в третьем 15 умножителе на K/способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847, вычисления exp( способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 ) в блоке 16 превращается в значение, эквивалентное доплеровскому способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 параметру.

После этого вычисляется скорость по формуле (22) путем вычисления операций в блоках 17-20. Полученное значение скорости выводится на индикатор 2. Устройство выполнимо, так как использованы элементы известных конструкций: генератор 1 ГЧМ-сигнала, излучатель 2 и приемник 3, АЦП 4, рециркуляционные линии задержки 5, 7, 8, 11, а также умножители 6, 9, 15, 18, блок деления 19, блок сумматора (способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847+1), блок 17 разности (способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 1), фазовращатель 10 на способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847/2 вычислитель arctg(x/y), блок вычисления exp( способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 ), индикатор.

Использование изобретения позволяет повысить точность определения скорости движения судна относительно дна в N 1 +способ определения скорости движения судна относительно дна, патент № 2037847 раз. Это достигается вычислением доплеровского параметра по разности фаз в логарифмическом масштабе времени в момент компенсации задержки между отраженным и излученным ГЧМ-сигналами. Кроме того, достигается сверхсуммарный дополнительный эффект определение скорости осуществляется за один цикл излучения прием, что снижает энергетические затраты, а также уменьшает значение демаскирующего излучения, кроме того, оказывает меньше мешающее воздействие на другие гидроакустические системы.

Класс G01S15/00 Системы с использованием отражения или вторичного излучения акустических волн, например системы гидроакустических станций

устройство для определения поправок к глубинам, измеренным эхолотом при съемке рельефа дна акватории -  патент 2529626 (27.09.2014)
способ обработки гидролокационной информации -  патент 2529441 (27.09.2014)
способ обработки эхосигнала гидролокатора -  патент 2528556 (20.09.2014)
способ обеспечения безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений -  патент 2528451 (20.09.2014)
активный гидролокатор с классификацией объекта -  патент 2528114 (10.09.2014)
активный гидролокатор -  патент 2528113 (10.09.2014)
способ измерения глубины объекта и гидролокатором -  патент 2527136 (27.08.2014)
способ определения местоположения объектов в пассивной системе мониторинга -  патент 2526896 (27.08.2014)
аккустическое устройство определения дальности -  патент 2525472 (20.08.2014)
устройство для определения размерно-количественных характеристик взвешенных в воде частиц -  патент 2524560 (27.07.2014)
Наверх