роторный двигатель внутреннего сгорания

Классы МПК:F02B55/00 Конструктивные элементы и отличительные особенности вращающихся или качающихся рабочих органов, обусловленные внутренним сгоранием; внешние элементы, взаимодействующие с ними (корпуса)
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Енов Михаил Иванович
Приоритеты:
подача заявки:
1990-01-23
публикация патента:

Использование: роторные двигатели внутреннего сгорания. Сущность изобретения: роторный двигатель внутреннего сгорания содержит корпус с цилиндрической рабочей полостью, разделенной диаметрально расположенными выступами на две камеры, ротор с двумя выступами, образующими рабочий и продувной поршни, и выемками в теле ротора для перепуска рабочей среды, боковые крышки и выходной вал. Двигатель снабжен второй рабочей полостью, развернутой относительно первой полости на 90°, выходной вал снабжен эксцентриком, общим для обеих полостей, на которых установлено промежуточное звено с двумя эксцентриками, взаимно развернутыми на 180°, на которых в каждой полости установлены корректирующие эксцентрики с возможностью возвратно-качательного движения в цилиндрических выемках торцов роторов, обращенных один к другому. Эксцентриситеты выходного вала и промежуточного звена равны между собой, эксцентриситет корректирующих эксцентриков равен величине смещения рабочих полостей относительно эксцентрика выходного вала. При вращении выходного вала двигателя промежуточное звено вращается в противоположном направлении с такой же угловой скоростью и этим обеспечивает возвратно-поступательное перемещение центров эксцентриков промежуточного звена и возвратно-вращательное движение рабочего и промежуточных поршней, необходимое для осуществления термодинамических процессов в двигателе. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий корпус с цилиндрической рабочей полостью, разделенной диаметрально расположенными выступами на две камеры, ротор с двумя выступами, образующими рабочий и продувочный поршни, и выемками в теле ротора для перепуска рабочей среды, боковые крышки и выходной вал, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности при одновременном снижении габаритов, двигатель снабжен второй рабочей полостью, развернутой относительно первой полости на 90o, выходной вал снабжен эксцентриком, общим для обеих полостей, на котором установлено промежуточное звено с двумя эксцентриками, взаимно развернутыми на 180o, на которых в каждой полости установлены корректирующие эксцентрики с возможностью возвратно-качательного движения в цилиндрических выемках торцов роторов, обращенных один к другому, причем эксцентриситеты эксцентрика выходного вала и экспентриков промежуточного звена равны между собой, а эксцентриситет корректирующих эксцентриков равен величине смещения рабочих полостей относительно эксцентрика выходного вала.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к двигателестроению и предназначено для использования в транспортной технике.

Известен роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с цилиндрической рабочей полостью, которая разделяется на рабочую и продувочные камеры диаметрально расположенными выступами корпуса, в котором помещается ротор с двумя лопастями, к оси которого жестко прикреплен кривошип ротора, связанный шатуном с кривошипом коленчатого вала, установленного в опорах, выполненных на внешней поверхности корпуса. Такой двигатель имеет по меньшей мере две свечи зажигания (см. патент Австрии N 146755, кл. 46а, опубл. 1936).

Однако известный двигатель имеет недостатки, из-за которых он не получил применения. У него низкая надежность из-за частой поломки лопастей ротора и кривошипа привода ротора вследствие появления в них большой концентрации сил от действия больших знакопеременных нагрузок. В таком двигателе размещение окон газораспределения не обеспечивает хорошую очистку камер сгорания, что снижает экономичность двигателя.

Известен также роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с цилиндрической рабочей полостью, разделенной диаметрально расположенными выступами на две камеры: рабочую и продувочную, в котором соосно размещается ротор, имеющий два выступа, образующих рабочий и продувочный поршни, разделяющие рабочую и продувочную камеры соответственно на два рабочих и два продувочных отсека, и по торцам корпуса установлены торцовые крышки, через которые проходит выходной вал [1]

Однако известный двигатель имеет недостаток из-за невысокой надежности кривошипно-шатунного механизма преобразования возвратно-вращательного движения ротора во вращательное движение выходного вала, применение которого вызывает увеличение габаритов двигателя.

Целью изобретения является повышение надежности и уменьшение габаритов роторного двигателя внутреннего сгорания.

Цель достигается тем, что двигатель снабжен второй рабочей полостью, развернутой относительно первой на 90о, а его выходной вал снабжен общим для обеих полостей эксцентриком, на котором установлено промежуточное звено с двумя эксцентриками, взаимно развернутыми на 180о, на которых в каждой полости установлены корректирующие эксцентрики, сидящие свободно в цилиндрических выемках торцов роторов, обращенных один к другому.

На фиг. 1 показан двигатель, поперечный разрез по переднему корпусу; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 двигатель показан схематично с наложением на него схемы механизма синхронизации движения поршней ротора и вращения эксцентрикового вала.

Роторный двигатель внутреннего сгорания содержит два корпуса 1 и 2, имеющие цилиндрическую рабочую полость, разделенную диаметрально расположенными выступами 3 на две камеры: рабочую и продувочную. В корпусах 1 и 2 размещены соосно роторы 4 и 5, имеющие по два выступа, образующие рабочий 6 и продувочный 7 поршни, которые делят рабочую и продувочную камеры соответственно на два рабочих и два продувочных отсека. В теле роторов 4 и 5 имеются по две выемки 8 для перепуска рабочей среды. Корпуса 1 и 2 крепятся жестко к промежуточной перегородке 9 и с торцов закрыты боковыми крышками 10 и 11, имеющими центральные консоли 12, в которых со смещением на равные величины Н и Н"" соответственно относительно центра О1 переднего корпуса 1 и центра О1"" заднего корпуса 2 выполнены сквозные цилиндрические отверстия, в которые установлены подшипники 13, на которые опирается выходной вал 14 с центром О2, изготовленный за одно целое с эксцентриком 15, общим для обеих полостей, который имеет центр О3 и выполнен с эксцентриситетом Е1 и на котором установлено промежуточное звено 16 с двумя эксцентриками 17 и 18 соответственно с центрами О4 и О4"", имеющими эксцентриситеты Е2 и Е2"", равные по величине эксцентриситету Е1 эксцентрика 15 выходного вала 14 (значения с двумя штрихами относятся к деталям задней рабочей полости). Эксцентрики 17 и 18 взаимно развернуты на 180о, и на них установлены в каждой полости корректирующие эксцентрики 19 и 20 соответственно с центрами О5 и О5"" с возможностью возвратно-качательного движения в цилиндрических выемках 21 и 22, выполненных в торцах роторов, обращенных один к другому, и при этом эксцентриситеты Э и Э"" корректирующих эксцентриков в целях однообразности размеров приняты равными величинам смещений Н и Н"" выходного вала 14 относительно корпусов 1 и 2, а цилиндрические выемки на торцах роторов выполнены с эксцентриситетами смещения И и И"" от центра последнего, равного сумме величины смещения Н выходного вала 14 относительно корпусов и величины эксцентриситета Э корректирующих эксцентриков, что равно радиусу хода R выемки роторов. В роторах 4 и 5 выполнены полости 23 для уменьшения массы. В корпусах 1 и 2 имеются впускные окна 24 и выпускные окна 25 и выполнены камеры 26 сгорания, в которые заходят форсунки 27, установленные в выемках 28 корпусов 1 и 2, к которым подсоединены топливопроводы 29, а корпуса имеют плиты 30 крепления и крепятся к промежуточной перегородке 9 с помощью шпилек 31 и 32. К выходному валу 14 крепится маховик 33 с шестерней маховика 34. Движение рабочей среды показано разными стрелками: впуск воздуха в двигатель стрелками 35, движение продувочного воздуха стрелками 36, а выпуск отработанных газов стрелками 37.

Двигатель работает следующим образом. Когда рабочий 6 и продувочный 7 поршни ротора 4 в переднем корпусе 1 займут крайнее положение, соответствующее показанному на фиг. 1, то находящийся в нижней части чертежа рабочий поршень 6 будет отклонен вправо до предела, а сжатый им воздух будет находиться в камере 26 сгорания и в него форсункой 27 впрыскивается топливо, при сгорании которого образуются газы высокого давления, которые при расширении заставляют отклоняться влево рабочий поршень 6, который передает усилие газов через корректирующий эксцентрик 19 и эксцентрик 17 промежуточного звена 16 на эксцентрик 15 выходного вала 14, вынуждая последний вращаться в принятом направлении, и при этом эксцентрик 15 выходного вала 14 и эксцентрик 17 промежуточного звена 16 будут вращаться в противоположных направлениях с одинаковыми угловыми скоростями, а корректирующий эксцентрик будет совершать возвратно-качательное движение на эксцентрике 17 промежуточного звена 16. Из фиг. 1 видно, что с левой стороны рабочего поршня 6 закончилось расширение газов и происходит выпуск отработанных газов 37 через выпускное окно 25 и совершается продувка другого рабочего отсека продувочным воздухом 36, который подается в него по выемке 8 из вышерасположенного отсека продувочным поршнем 7, с другой стороны которого в это время происходит впуск воздуха 35 через выпускное окно 24 во второй продувочный отсек. В дальнейшем при повороте ротора 4 по часовой стрелке продувочный поршень 7 и рабочий поршень 6 перекроют соответственно впускное 24 и выпускное 25 окна и тогда они начнут сжимать воздух соответственно в других продувочном и рабочем отсеках, что будет продолжаться до поворота этих поршней на угол роторный двигатель внутреннего сгорания, патент № 2037631. После того, как с левой стороны рабочего поршня 6 завершится сжатие воздуха и в камеру 26 сгорания будет впрыснуто топливо, в другом рабочем отсеке начнется расширение газов и рабочий поршень 6 начнет возвращаться в первоначальное положение. В заднем корпусе 2 все эти процессы совершаются со смещением на 90о поворота выходного вала 14. При возвратно-вращательном движении поршней 6 и 7 центры О4 и О4"" эксцентриков 17 и 18 промежуточного звена 16 совершают возвратно-поступательное движение, которое обеспечивает возвратно-качательное движение корректирующих эксцентриков 19 и 20 в цилиндрических выемках 21 и 22 торцов роторов 4 и 5, в результате чего осуществляется преобразование возвратно-вращательного движения рабочего 6 и продувочного 7 поршней во вращательное движение выходного вала 14. При заданных величинах смещения Н выходного вала 14 относительно корпуса 1 и угла роторный двигатель внутреннего сгорания, патент № 2037631 поворота ротора 4 величина эксцентриситета Е1 эксцентрика 15 выходного вала 14 будет равна половине расстояния от центра О2 выходного вала 14 до центра О4 эксцентрика 17 промежуточного звена 16. По фиг. 3 проследим за работой механизма синхронизации движения рабочих и продувочных поршней и эксцентрикового вала, где отражено то, что при вращении эксцентрикового вала 14 в направлении, показанном стрелкой С1, вместе с ним повернется и эксцентриситет Е1 его эксцентрика 15 от горизонтального положения, соответствующего фиг. 1, на некоторый угол, который графически на чертеже равен 45о, а эксцентриситет Е2 эксцентрика 17 промежуточного звена 16 повернется в противоположном направлении, показанном стрелкой С2, на такой же угол, потому что эксцентриситеты Е1 и Е2 равны и один конец первого, как центр О2 эксцентрикового вала 14, неподвижен на оси Х и один конец второго как центр О4 эксцентрика 17 промежуточного звена 16 перемещается по этой оси, а другие их концы соединены в точке О3, что обеспечивается поворотом в направлении роторный двигатель внутреннего сгорания, патент № 20376312 эксцентриситета Э корректирующего эксцентрика 19 и поворотом в направлении роторный двигатель внутреннего сгорания, патент № 20376311 эксцентриситета смещения И цилиндрической выемки 21 ротора 4, а значит, и последний повернется в направлении роторный двигатель внутреннего сгорания, патент № 20376311 вместе с рабочим 6 и продувочным 7 поршнями (на фиг. 3 обозначения элементов, принадлежащие одной детали, отражены через дробь). Как следует из схемы, при перемещении центра О4 эксцентрика 17 между крайними точками А и В в момент его совпадения с промежуточной точкой О2 все указанные эксцентриситеты будут лежать на одной линии. Из этого следует то, что радиус хода R центра О5 цилиндрической выемки 21 ротора 4 должен быть равен сумме величин смещения Н эксцентрикового вала 14 относительно центра О1 корпуса 1 и эксцентрисистета Э корректирующего эксцентрика 19, т.е. R Н + Э, а этому радиусу должен быть равен и эксцентриситет смещения И цилиндрической выемки 21 ротора 4, т.е. И R. Как следует из фиг. 3, отмеченное движение всех указанных эксцентриситетов обеспечивается безупречно до прихода их в промежуточное положение, но при попадании в него эксцентриситеты Е1 и Е2 наложатся друг на друга, а в этом случае эксцентрик 15 эксцентрикового вала 14 и эксцентрик 17 промежуточного звена 16 будут развернуты на 180о и если они в это время за счет силы трения удержатся в таком положении, то на эксцентриковом вале 14 окажется как бы скрепленный с ним жестко цилиндрический выступ, вращение которого как единого целого с эксцентриковым валом 14 не будет вызывать движения эксцентриситетов Э и И, а соответственно, корректирующего эксцентрика 19 и цилиндрической выемки 21 ротора 4, а значит, последние остановятся в промежуточном положении и поэтому для вывода из этого состояния всех указанных звеньев предусмотрена другая рабочая полость заднего корпуса 2, в которой находятся детали, как и в переднем корпусе 1, и с такими же по величине эксцентриситетами Е2"", Э"" и И"", связанными общим эксцентриком 15 с эксцентриситетом Е1 это эксцентрик 18 промежуточного звена 16, корректирующий эксцентрик 20 и цилиндрическая выемка 22 ротора 5, которые работают со смещением на 90о по сравнению с первой рабочей полостью переднего корпуса 1. Этим достигается в обеих рабочих полостях вывод взаимосвязанных звеньев из промежуточного положения, после перехода через которое все эти звенья будут совершать согласованное движение до прихода центра О4 эксцентрика 17 промежуточного звена 16 в конечное положение В, в результате чего эксцентриситет И выемки ротора 21 ротора 4 повернется на угол роторный двигатель внутреннего сгорания, патент № 2037631, а рабочий 6 и компрессорный 7 поршни придут в другое крайнее положение. В задней рабочей полости перемещение центра О4 эксцентрика 18 промежуточного звена 16 происходит по вертикальной оси Y между точками С и D, и этим обеспечивается возвратно-вращательное движение рабочего 6"" и продувочного 7"" поршней в заднем корпусе 2, в котором детали или их элементы на фиг. 3 отражены как невидимые пунктирными линиями, а номера позиций, однозначных с деталями переднего корпуса 1, показаны двумя штрихами. Предложенный механизм синхронизации возвратно-вращательного движения поршней роторов и вращения эксцентрикового вала является усовершенствованным механизмом самого простого бесшатунного двигателя внутреннего сгорания, в котором коленчатый вал заменен на эксцентриковый, а вместо ползунов применены корректирующие эксцентрики.

Роторный двигатель внутреннего сгорания имеет хорошие технико-экономические показатели. Он работает по экономичному дизельному циклу с прямоточной продувкой. Применение в нем эксцентрикового механизма синхронизации возвратно-вращательного движения поршней во вращательное движение эксцентрикового вала повышает надежность, упрощает конструкцию и уменьшает габариты двигателя.

Класс F02B55/00 Конструктивные элементы и отличительные особенности вращающихся или качающихся рабочих органов, обусловленные внутренним сгоранием; внешние элементы, взаимодействующие с ними (корпуса)

сферический роторно-волновой двигатель с управляемыми параметрами -  патент 2529614 (27.09.2014)
двигатель внутреннего сгорания: 6-ти тактный роторный двигатель с вращающимися запорными элементами, раздельными роторными секциями разного назначения, камерами сгорания неизменного объема, расположенными в рабочих роторах -  патент 2528796 (20.09.2014)
роторный двигатель -  патент 2528784 (20.09.2014)
двигатель внутреннего сгорания с качающимся ротором-поршнем -  патент 2528241 (10.09.2014)
роторный двигатель -  патент 2527255 (27.08.2014)
роторно-пластинчатый механизм двигателя внутреннего сгорания с увеличенной полостью всасывания-сжатия -  патент 2525480 (20.08.2014)
роторный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2524795 (10.08.2014)
колебательный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2518793 (10.06.2014)
роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания -  патент 2518323 (10.06.2014)
роторно-поршневой двигатель -  патент 2516044 (20.05.2014)
Наверх