насосная установка

Классы МПК:F01C21/02 устройство подшипников
F04C2/356 с лопастями, перемещающимися возвратно-поступательно относительно внешнего элемента
F04C18/356 с лопастями, движущимися возвратно-поступательно по отношению к внешнему элементу
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Чамьян Арамис Эдуардович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-04-11
публикация патента:

Использование: в качестве насосов, вакуум-насосов и компрессоров холодильных машин медицинской и бытовой техники. Сущность изобретения: в кожухе с торцевыми крышками и впускным и выпускным патрубками размещены электродвигатель с приводным валом, установленным в подшипниковых опорах, и качающий узел. Узел содержит корпус, ротор, соединенный муфтой с валом, и каналы подвода и отвода рабочей среды. Промежуточная крышка размещена между качающим узлом и электродвигателем. Ротор выполнен заодно с валом, соединенным с приводным валом муфтой. Промежуточная крышка и торцевая крышка, расположенная со стороны электродвигателя, выполнены профилированными и образуют вокруг приводного вала кольцевые полости для размещения подшипниковых опор, обращенных навстречу друг к другу. Подшипниковые опоры выполнены в виде самоустанавливающихся сферических втулок. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. НАСОСНАЯ УСТАНОВКА, содержащая кожух с торцевыми крышками и впускным и выпускным патрубками, размещенные в нем электродвигатель с приводным валом, установленным в подшипниковых опорах, и качающий узел, включающий корпус, ротор, соединенный посредством муфты с приводным валом, и каналы подвода и отвода рабочей среды, отличающаяся тем, что, с целью увеличения КПД путем уменьшения диаметров подшипниковых опор, а также уменьшения вибрации и шума путем снижения длины приводного вала, установка снабжена промежуточной крышкой, размещенной между касающим узлом и электродвигателем, ротор выполнен за одно с валом, а последний соединен с приводным валом посредством муфты, при этом промежуточная крышка и торцевая крышка, расположенная со стороны электродвигателя, выполнены профилированными с образованием вокруг приводного вала кольцевых полостей для размещения подшипниковых опор, обращенных навстречу одна к другой.

2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что, с целью увеличения ресурса работы путем устранения несоосности осей подшипниковых опор, подшипниковые опоры выполнены в виде самоустанавливающихся сферических втулок.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области насосостроения и может быть использовано в качестве насосов, вакуум-насосов и компрессоров холодильных машин медицинской и бытовой техники.

Известен ротационный компрессор, содержащий кожух с впускным и выпускным патрубками, размещенный в нем электродвигатель с приводным валом, ротор, соединенный с приводным валом, и каналы подвода и отвода рабочей среды.

Недостатками известного компрессора являются сильные вибрация и шум, создаваемые длинным приводным валом электродвигателя при его вращении. Кроме того, длинный приводной вал имеет относительно большой диаметр и относительно большой диаметр подшипниковых опор, на которые он опирается, а это приводит к существенным потерям на трение при вращении приводного вала в подшипниковых опорах из-за большого пути, проходимого каждой точкой на поверхности приводного вала по подшипниковой опоре, и к снижению КПД.

Известна принятая в качестве прототипа насосная установка, содержащая кожух с торцевыми крышками и впускным и выпускным патрубками, размещенные в нем электродвигатель с приводным валом, установленным в подшипниковых опорах, и качающий узел, включающий корпус, ротор, соединенный посредством муфты с приводным валом, и каналы подвода и отводы рабочей среды.

Недостатками известной установки являются сильные вибрация и шум, создаваемые длинным приводным валом электродвигателя при его вращении. Кроме того, длинный приводной вал имеет относительно большой диаметр и относительно большой диаметр подшипниковых опор, на которые он опирается, а это приводит к существенным потерям на трение при вращении приводного вала в подшипниковых опорах из-за большого пути, проходимого каждой точкой на поверхности приводного вала по подшипниковой опоре, и к снижению КПД.

Целью изобретения является увеличение КПД установки путем уменьшения диаметров подшипниковых опор, уменьшение вибрации и шума путем снижения длины приводного вала и увеличение ресурса работы путем устранения несоосности осей подшипниковых опор.

Указанная цель достигается за счет того, что насосная установка, содержащая кожух с торцевыми крышками и впускным и выпускным патрубками, размещенные в нем электродвигатель с приводным валом, установленным в подшипниковых опорах, и качающий узел, включающий корпус, ротор, соединенный посредством муфты с приводным валом, и каналы подвода и отвода рабочей среды, снабжена промежуточной крышкой, размещенной между качающим узлом и электродвигателем, ротор выполнен заодно с валом, а последний соединен с приводным валом посредством муфты, при этом промежуточная крышка и торцевая крышка, расположенная со стороны электродвигателя, выполнены профилированными с образованием вокруг приводного вала кольцевых полостей для размещения подшипниковых опор, обращенных навстречу друг к другу.

Подшипниковые опоры выполнены в виде самоустанавливающихся сферических втулок.

На фиг. 1 изображен продольный разрез насосной установки; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1.

Насосная установка содержит кожух 1 с торцевыми крышками 2 и 3 и впускным и выпускным патрубками 4 и 5, размещенные в нем электродвигатель 6 с приводным валом 7, установленным в подшипниковых опорах 8 и 9, и качающий узел, включающий корпус 10, ротор 11, выполненный заодно с валом 12, соединенным с приводным валом 7 посредством муфты 13.

Качающий узел может быть выполнен как с катящимся ротором 11, так и ротационно-пластинчатым, с ротором 11, расположенным как концентрично корпусу 10, так и с эксцентриситетом.

В качающем узле выполнены каналы 14 и 15 подвода и отвода рабочей среды.

Установка снабжена промежуточной крышкой 16, размещенной между качающим узлом и электродвигателем 6, при этом промежуточная крышка 16 и торцевая крышка 3, расположенная со стороны электродвигателя 6, выполнены профилированными с образованием вокруг приводного вала 7 кольцевых полостей 17 и 18 для размещения подшипниковых опор 8 и 9, обращенных навстречу друг к другу.

Подшипниковые опоры 8 и 9 могут быть выполнены в виде самоустанавливающихся сферических втулок.

Установка в режиме компрессора работает следующим образом.

При вращении ротора 11 рабочая среда поступает от впускного патрубка 4 по каналу 14 подвода, нагнетается и по каналу 15 отвода поступает в полость кожуха 1, а далее по выпускному патрубку 5 к потребителю.

Вращение от электродвигателя 6 по приводному валу 7, вращающемуся в подшипниковых опорах 8 и 9, передается через муфту 13 на вал 12 с ротором 11 качающего узла.

Вследствие того, что приводной вал 7 короток и незначительно превышает длину электродвигателя 6, его диаметр, диаметр подшипниковых опор 8 и 9, в которых он вращается, и диаметр вала 12 невелики, потери на трение при вращении приводного вала 7 и вала 12 также невелики. Короткий приводной вал 7 создает небольшие шум и вибрацию при вращении.

Использование подшипниковых опор 8 и 9, выполненных в виде самоустанавливающихся сферических втулок, позволяет при установке подшипниковых опор устранить их несоосность путем самоустановки по сферической поверхности, что снижает износ и увеличивает ресурс работы установки.

Класс F01C21/02 устройство подшипников

способ осевого позиционирования подшипников на шейке вала -  патент 2496985 (27.10.2013)
винтовой компрессор с впрыском текучей среды -  патент 2465463 (27.10.2012)
ротор турбонасосного агрегата -  патент 2119062 (20.09.1998)

Класс F04C2/356 с лопастями, перемещающимися возвратно-поступательно относительно внешнего элемента

Класс F04C18/356 с лопастями, движущимися возвратно-поступательно по отношению к внешнему элементу

Наверх