оптическое устройство для наблюдения за зоной внекабинного пространства, не просматриваемой с рабочего места летчика

Классы МПК:G09B9/02 для обучения управлению транспортными средствами 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Степанов Алексей Иванович,
Двоеглазов Валерий Вячеславович
Приоритеты:
подача заявки:
1992-02-21
публикация патента:

Использование: в авиационной технике, в частности в устройствах, обеспечивающих возможность наблюдения за зоной внекабинного пространства. Сущность изобретения: в оптическом устройстве для наблюдения за зоной внекабинного пространства, непросмастриваемой с рабочего места летчика, содержащем два оптических канала, каждый из которых выполнен в виде оптически сопряженных между собой объектива 2, установленного на шлеме оператора окуляра 4, и расположенного между ними оптико-волоконного жгута 6, а также установленного перед окуляром 4 светоделителя 5, окуляры 4 установлены с возможностью регулирования под индивидуальное зрение, а объективы 2 расположены с горизонтальным паралаксом, соответствующим радиусу стереоскопического видения. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

ОПТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЗОНОЙ ВНЕКАБИННОГО ПРОСТРАНСТВА, НЕ ПРОСМАТРИВАЕМОЙ С РАБОЧЕГО МЕСТА ЛЕТЧИКА, содержащее два оптических канала, каждый из которых выполнен в виде оптически сопряженных между собой объектива, установленного на шлеме оператора окуляра, и расположенного между ними оптико-волоконного жгута, а также установленного перед окуляром светоделителя, отличающееся тем, что окуляры установлены с возможностью регулирования под индивидуальное зрение, а объективы расположены с горизонтальным паралаксом, соответствующим радиусу стерескопического видения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам, обеспечивающим возможность наблюдения за зоной внекабинного пространства, которая не просматривается с рабочего места летчика.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является оптическое устройство для наблюдения за зоной внекабинного пространства, непросматриваемой с рабочего места летчика, содержащее два оптических канала, каждый из которых выполнен в виде оптически сопряженных между собой объектива, установленного на шлеме оператора окуляра и расположенного между ними оптико-волоконного жгута, а также установленного перед окуляром светоделителя.

Недостатком известного устройства являются уменьшенное изображение с искаженной глубиной пространства, невозможность изменения в полете угла обзора, стереобазы, увеличения, зеркальное изображение, которое вызывает обратные реакции летчика, а также для наблюдения за грузом летчику требуется смотреть в сторону от направления полета, что сказывается на безопасности полета.

Техническим результатом, достигаемым при использовании изобретения, является улучшение эксплуатационных характеристик устройства, повышение эффективности и безопасности проводимых работ.

Технический результат достигается тем, что окуляры установлены с возможностью регулирования под индивидуальное зрение, а объективы расположены с горизонтальным паралаксом, соответствующим радиусу стереоскопического видения.

На чертеже изображено оптическое устройство для наблюдения за зоной внекабинного пространства, непросматриваемой с рабочего места летчика.

Устройство состоит из основания 1, на котором установлены два объектива 2, устройства крепления на шлеме 3 окуляров 4, установленных перед окулярами светоделителей 5 и соединяющих объективы 2 с окулярами 4 оптико-волоконных жгутов 6.

Устройство работает следующим образом.

От каждого из объективов 2 изображение поступает в каждый глаз оператора через оптико-волоконный жгут 6, светоделитель 5 и окуляр 4. Установленный между окуляром 4 и глазом оператора светоделитель 5 представляет собой полупрозрачное или непрозрачное зеркало или призму, позволяющие наблюдать окружающую обстановку и наложенное на нее изображение от окуляра 4, либо окружающую обстановку и изображение от объективов 2 под разными углами зрения. Окуляры 4 и светоделитель 5 закреплены на шлеме оператора с возможностью регулировки под индивидуальное межцентровое глазное расстояние и зрение оператора. Объективы 2 устанавливаются с некоторой стереобазой на общем основании 1 в зоне, из которой нужно вести наблюдение. Стереобаза подбирается оптимальной для каждого конкретного расстояния до объекта наблюдения и может регулироваться дистанционно из кабины летчика до достижения максимального стереоэффекта.

Использование изобретения позволяет устранить недостатки известного устройства и достичь указанного технического результата.

Класс G09B9/02 для обучения управлению транспортными средствами 

игровое кресло -  патент 2439710 (10.01.2012)
способ исследования физико-механических характеристик дорожных покрытий в условиях испытательного комплекса (варианты) -  патент 2435230 (27.11.2011)
способ имитации движения транспортного средства и устройство для его осуществления -  патент 2403942 (20.11.2010)
автоматизированный тренажерный комплекс транспортного средства -  патент 2398285 (27.08.2010)
коллиматорный имитатор визуальной обстановки -  патент 2328025 (27.06.2008)
комплексный тренажер воздушного судна -  патент 2280287 (20.07.2006)
способ определения неоднородности температурного коэффициента линейного расширения оптической заготовки -  патент 2254567 (20.06.2005)
тренажер вождения -  патент 2150753 (10.06.2000)
способ обучения управлению транспортным средством и тренажер -  патент 2131623 (10.06.1999)
устройство для обучения водителей -  патент 2073383 (10.02.1997)
Наверх