оптический элемент фары

Классы МПК:
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Научно-технический кооператив "ЭВР"
Приоритеты:
подача заявки:
1992-08-10
публикация патента:

Использование изобретения: в автомобилестроении, используется в качестве оптического осветительного и сигнального устройства, представляет собой оптический элемент фары транспортного средства. Сущность изобретения: оптический элемент фары содержит параболический рефлектор, в оптическом фокусе которого расположен источник света, представляющий собой лампу накаливания. В рабочей области между рефлектором и источником света находятся кольцевые светофильтры, выполненные с возможностью перемешения с помощью тяг и поводков, механически связанных с кольцевыми светофильтрами. Тяги соединены друг с другом концентрическими кольцами, выполнены с возможностью перемещения в трубчатых направляющих с продольными прорезями для перемещения поводков. Трубчатые направляющие припаяны к монтажному кольцу и к светозащитному экрану. Весь блок механизмов притянут гайками к основанию. Между светофильтрами и направляющими для устранения вибрации помещены плоские пружины, к концентрическим кольцам прикреплены тросики для управления кольцевыми светофильтрами из кабины водителя. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения

1. ОПТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ФАРЫ, содержащий параболический рефлектор, источник света и кольцевой светофильтр, отличающийся тем, что оптический элемент снабжен двумя кольцевыми светофильтрами, выполненными с возможностью перемещения в рабочей области оптического элемента с помощью механизма управления, состоящего из тяг с поводками, механически связанными с кольцевыми светофильтрами, причем тяги попарно соединены одна с другой концентрическими кольцами, выполнены с возможностью перемещения в трубчатых направляющих, а трубчатые направляющие снабжены прорезями для перемещения поводков, фиксированы с одной стороны монтажным кольцом, опирающимися на основание параболического рефлектора, а с другой стороны фиксированы светозащитным экраном, причем блок механизма управления притянут гайками к основанию параболического рефлектора.

2. Элемент по п.1, отличающийся тем, что между кольцевыми светофильтрами и трубчатыми направляющими помещены плоские пружины для устранения трения и вибрации кольцевых светофильтров.

3. Элемент по пп.1 и 2, отличающийся тем, что к концентрическим кольцам, соединяющим тяги, прикреплены тросики для управления кольцевыми светофильтрами из кабины водителя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к автомобилестроению, используется в качестве оптического осветительного и сигнального устройства и представляет собой оптический элемент фары транспортного средства.

Известна фарная лампа накаливания, представляющая собой обычную автомобильную лампу, на части колбы которой нанесено цветное прозрачное покрытие, в частности, желтое, при работе лампы пронизываемое пучком света.

Недостатком этого устройства является невозможность при такой конструкции получать несколько основных и соответственно результирующих цветов при освещении в различных дорожных условиях.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по технической сущности и достигаемому результату является автомобильная фара с несколькими нитями накаливания для излучения потока белого и/или цветного света, используемая в качестве противотуманной. Конструкция указанной фары представляет собой лампу с тремя нитями накаливания, одна из которых окружена одним кольцевым светофильтром, представляющим собой цветное покрытие колбы в виде кольца.

Недостатком указанной конструкции является то, что она не позволяет получать несколько основных и соответственно результирующих цветов, управлять насыщенностью основного цвета. Кроме этого, в указанных автомобильных фарах применяют специальные лампы сложной конструкции.

Техническим результатом изобретения является возможность получать свет основных цветов, предусмотренных при свечении фары и результирующих цветов большого количества оттенков, регулировать цветовую насыщенность света.

Указанный технический результат достигается тем, что оптический элемент фары, содержащий параболический рефлектор, источник света и кольцевой светофильтр, снабжен двумя кольцевыми светофильтрами, выполненными с возможностью перемещения в рабочей области оптического элемента с помощью механизма управления, состоящего из тяг с поводками, механически связанными с кольцевыми светофильтрами, причем указанные тяги попарно соединены друг с другом концентрическими кольцами, выполнены с возможностью перемещения в трубчатых направляющих, а трубчатые направляющие снабжены продольными прорезями для перемещения поводков, фиксированы с одной стороны монтажным кольцом, опирающимся на основание параболического рефлектора, с другой стороны фиксированы светозащитным экраном, причем блок механизма управления притянут гайками к основанию параболического рефлектора. Между кольцевыми светофильтрами и трубчатыми направляющими помещены плоские пружины для устранения трения и вибрации кольцевых светофильтров. К концентрическим кольцам, соединяющим тяги, прикреплены тросики для управления кольцевыми светофильтрами из кабины водителя.

Отличительными признаками предлагаемой формы являются наличие двух кольцевых светофильтров; выполнение кольцевых светофильтров с возможностью перемещения в рабочей области оптического элемента; наличие механизма управления кольцевыми светофильтрами.

Известно применение в осветительных устройствах подвижных светофильтров, например, в декоративных светильниках применяют вращающиеся диски со светофильтрами. Применение такой конструкции в автомобилестроительной технике привело бы к значительному усложнению и утяжелению конструкции оптического осветительного и сигнального устройства, хотя и расширило бы цветовую гамму свечения.

Известно сигнальное осветительное автомобильное устройство, которое позволяет получать несколько основных цветов, но не позволяет получать смешанные цвета, необходимые для сигнализации и освещения в различных дорожных условиях.

В предлагаемом оптическом элементе фары между источником света и параболическим рефлектором помещают два кольцевых светофильтра, способных перекрывать световой пучок каждый в отдельности или в любой комбинации друг с другом и имеющих несложный механизм управления. Такая конструкция позволяет получать основные цвета и результирующие большого количества оттенков, оперируя двумя исходными кольцевыми светофильтрами. Это свойство можно успешно использовать при сигнализации или при освещении в различных дорожных условиях (туман, дождь, снег, гололед, сумерки и т.п.), выбирая наиболее подходящий цвет излучаемого света, регулируя цветовую интенсивность по принципу большей-меньшей насыщенности основных и результирующих цветов. Новая совокупность признаков приводит, таким образом, к возникновению новых свойств заявляемого в качестве изобретения технического решения. Поэтому можно сделать вывод о соответствии решения критерию патентоспособности "Изобратетельский уровень".

На фиг.1 изображен предлагаемый элемент; на фиг.2 вид спереди блока механизма управления кольцевыми светофильтрами; на фиг.3 вид сверху на кольцевые светофильтры, расположенные на элементах механизма управления.

Оптический элемент фары содержит параболический рефлектор 1, в оптическом фокусе которого расположен источник 2 света, представляющий собой лампу накаливания. В рабочей области между рефлектором 1 и источником 2 света находятся кольцевые светофильтры 3 и 4, выполненные с возможностью перемещения с помощью тяг 5-8 и поводков 9-16, механически связанных с кольцевыми светофильтрами 3 и 4. Тяги 5-8 соединены друг с другом концентрическими кольцами 17 и 18, выполнены с возможностью перемещения в трубчатых направляющих 19 и 20, которые снабжены продольными прорезями 21 и 22 для перемещения поводков 9-16. Трубчатые направляющие 19 и 20 припаяны с одной стороны к монтажному кольцу 3, которое опирается на основание параболического рефлектора 1, с другой стороны припаяны к светозащитному экрану 24. Весь блок механизма управления притянут гайками 25 и 26 к основанию параболического рефлектора 1. Кроме этого, между кольцевыми светофильтрами 3 и 4 и трубчатыми направляющими 19 и 20 в целях устранения трения и вибрации помещены плоские пружины 27-30, имеющие небольшой продольный изгиб. К кольцам 17 и 18, соединяющим тяги 5-8, прикреплены тросики 31 и 32 для управления светофильтрами 3, 4 из кабины водителя.

Оптический элемент фары работает следующим образом.

В исходном положении светофильтры 3 и 4 находятся вокруг светозащитного экрана 24 и свет от источника 2 света, не изменяясь, падает на параболический рефлектор 1, формируясь в направленный пучок. Пpи необходимости изменить цвет излучаемого света кольцевой светофильтр 3 или кольцевой светофильтр 4 перемещают с помощью тросиков 31 и 32 и с помощью соответствующих тяг 5-8 в рабочую область между параболическим рефлектором 1 и источником 2 света. Излучаемый свет приобретает цвет кольцевого светофильтра 3 или кольцевого светофильтра 4. Если в рабочую область перемещать с помощью тросиков 31 и 32 и соответствующих тяг 5-8 оба кольцевых светофильтра 3 и 4, совмещая их полностью друг с другом или частично, получают различные результирующие цвета и цветовые оттенки излучаемого света и его различную цветовую интенсивность.

Использование предлагаемого оптического элемента фары позволяет существенно улучшить зрительное восприятие дорожных условий при таких усугубляющих факторах, как туман, дождь, снег, гололед, при движении по песку, гальке, лужам, траве. Применяя определенную комбинацию светофильтров, оптический элемент используют в качестве сигнального устройства. Кроме этого, использование оптического элемента предложенной конструкции позволяет использовать серийные автомобильные лампы накаливания.

Наверх