способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях силовой установки самолета

Классы МПК:G01M7/00 Испытание конструкций или сооружений на вибрацию, на ударные нагрузки
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Летно-исследовательский институт им.М.М.Громова
Приоритеты:
подача заявки:
1992-08-27
публикация патента:

Изобретение относится к вибрационным измерениям. Способ решает задачу оценки вибрационной совместимости нового двигателя, работающего в составе многодвигательной силовой установки. Для осуществления способа регистрируют входные вибрационные нагрузки и выходную в контрольной точке, формируют когерентный спектр раздельной вибросоставляющей отдельного двигателя, выделяют из данного спектра квазигармонические вибрационные нагрузки на дискретных частотах, трансформируют когерентную функцию, определяют амплитудные уровни и частоты квазигармонических вибрационных нагрузок путем разложения периодического отрезка корреляционной функции в ряд по синусоидальным гармоникам вибропроцессора. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ВИБРОНАГРУЗОК НА ДВИГАТЕЛЯХ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ САМОЛЕТА, заключающийся в том, что регистрируют одновременно входные случайные вибрационные нагрузки в контрольных точках конструкций двигателей и выходную вибрационную нагрузку в контрольной точке упругой подвески силовой установки, затем формируют когерентный спектр раздельной вибросоставляющей отдельного двигателя, после чего выделяют из этого спектра квазигармонические вибрационные нагрузки на дискретных частотах, отличающийся тем, что трансформируют когерентный спектр в корреляционную функцию R(m) раздельной вибрационной составляющей двигателя, определяют амплитудные уровни Aк и частоты способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450к квазигармонических вибрационных нагрузок путем разложения периодического отрезка корреляционной функции в ряд по косинусоидальным гармоникам вибропроцессора, коэффициенты разложения в виде дисперсий определяют по формуле

способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450

где R(m) корреляционная функция;

m дискретное преобразование времени;

k дискретное преобразование частоты;

N величина стандартного блока оперативной памяти вычислительного устройства.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к измерениям, в частности к способам измерений вибраций на многодвигательной силовой установке самолета, и может быть использовано для оценки вибрационной совместимости двигателя новой конструкции при его работе в системе данной силовой установки.

Известен способ определения характеристик виброизоляции многоканальных динамических систем, заключающийся в том, что на многовходовой механической системе замеряют случайные вибрационные нагрузки на входах, регистрируют одновременно вибрационные нагрузки в контрольной точке, после этого определяют когерентный спектр выходной нагрузки системы [1]

Однако в этом способе не предусмотрено выделение квазигармонических составляющих вибрации от дисбаланса вращающихся элементов виброисточника.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ измерения характеристик механических и климатических внешних воздействующих факторов, заключающийся в том, что производят измерение случайных вибрационных нагрузок на выходе системы, затем формируют энергетический спектр выходной нагрузки, после чего выделяют вибрационные составляющие нижних частот с помощью синтезируемого цифрового фильтра [2]

Этот способ имеет следующие недостатки:

на дискретных частотах не выделяют квазигармонические составляющие; применение данного способа невозможно в условиях летного эксперимента; точность выделения низкочастотных колебаний не приемлема для решения прикладных задач фильтрации вибронагрузок.

Целью изобретения является повышение точности и достоверности измерений широкополосной и узкополосной вибрационной нагрузки, возникающей на конструкциях двигателей в составе многодвигательной силовой установки самолета.

Цель достигается тем, что способ измерения случайных вибрационных нагрузок на двигателях силовой установки самолета включает следующие операции. Одновременно регистрируют входные случайные вибрационные нагрузки, а в контрольной точке на силовой установке выходную вибрационную нагрузку, формируют автономные когерентные спектры вибросоставляющих любого из двигателей силовой установки самолета, затем из состава когерентных спектров выделяют квазигармонические вибросоставляющие, свойственные каждому двигателю как независимому источнику вибровоздействий.

Для этого преобразуют когерентный спектр двигательной вибросоставляющей в корреляционную функцию Ryy( способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450) с последующим ее разложением в ряд по К-м косинусоидальным гармоникам, содержащим в спектре, и определяют дисперсии способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450к2 каждой из этих гармоник по формуле

способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 20364502k способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450Ryy(способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450)cosспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450kспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450dспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450, где способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450k способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450K;

K=способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450;

Т длительность аналоговой реализации.

Изобретение характеризуется следующими отличительными признаками:

преобразование когерентного спектра вибросоставляющей отдельного двигателя в корреляционную функцию R(m);

определение амплитудных уровней Ак и частоты способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450k квазигармонических вибрационных нагрузок путем разложения периодического отрезка корреляционной функции в ряд по косинусоидальным гармоникам вибропроцесса;

коэффициенты разложения в виде дисперсий определяют по формуле

способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 20364502k способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450m)cos2способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450, где R(m) корреляционная функция;

m дискретное преобразование времени;

К дискретное преобразование частоты;

N величина стандартного блока оперативной памяти вычислительного устройства.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет осуществить оценку в летных условиях раздельных вибрационных нагрузок, воздействующих на конструкции двигателей при их работе в составе многодвигательной силовой установки самолета, выделять с повышенной точностью гармонические составляющие на дискретных частотах опытных ТВВД и проводить сертификационные испытания двигателей на предмет их летной годности.

На фиг.1 изображен самолет с четырехдвигательной установкой, на двигателях которой производят измерение вибронагрузок; на фиг.2 графики энергетического спектра и корреляционной функции случайной вибронагрузки, зарегистрированной на самолете и заполненной квазигармоническими составляющими; на фиг.3 то же после выделения гармонических составляющих.

Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.

Рассматривают силовую установку из четырех двигателей на летающей лаборатории ЛЛ ИЛ-76 с опытным ТВВД (фиг.1). Опытный двигатель турбовентиляторной конструкции. Измеряют вибрационные нагрузки этого двигателя с целью выделения и оценки квазигармонических составляющих собственно ТВВД, происходящих от дисбаланса вращающихся агрегатов.

Устанавливают контрольные точки на конструкциях двигателей для одновременной регистрации входных вибронагрузок по координатным осям x1(t), x2(t), xn(t) (в рассматриваемом варианте x1(t), x2(t), x3(t), x4(t) по одной координатной оси на каждом двигателе), выбирают контрольную точку для регистрации в темпе времени с входными выходной вибронагрузки y(t) (эта точка установлена на конструкции опытного двигателя в точке упругой подвески на фюзеляже самолета.

Аппаратурными средствами определяют

автономный энергетический спектр вибропроцесса y(t), т.е. Wyy(f);

спектральную функцию множественной когерентности y(t) по отношению к совокупности x1(t), x2(t), x3(t), x4(t), т.е. cohy2(f);

спектральную функцию множественной когерентности y(t) по отношению x1(t), x2(t), x4(t) с исключением вибронагрузки от опытного двигателя x3(t), т.е. cohспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450(f);

когерентный автоспектр вибронагрузки в выходной точке (К 3) от работы опытного двигателя, т.е.

способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450yy3 (f) Wyy(f) [cohспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450(f)- cohспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450(f)]

xnx1 x2, x3, x4} xn3x1, x2, x4}

x3(t) на опытном двигателе;

корреляционную функцию Ryy( способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 ) путем аппаратурного преобразования по Фурье когерентного спектра способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450yy3 (t) в прикладном спектре по ДПФ это означает, что

Rспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450(m)способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 Pспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450(способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450)eспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450, где Pспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450(n)=способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450yy(способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450)способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 f;

способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450f способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450;

Pспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 (способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 ) мощностной спектр двигательной составляющей;

спектральное разложение корреляционной функции Pспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450(способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 ) по косинусоидальным гармоническим составляющим, подлежащим выделению из состава двигательной вибрации опытной конструкции;

дисперсию способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450к2 (а следовательно, и амплитудный уровень Ак в долях g) К-х гармонических составляющих, действующих в составе когерентного спектра раздельной двигательной вибронагрузки, при этом дисперсия К-й гармонической составляющей находится путем

способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 20364502k способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450Rспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450(способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450)cosспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450кспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450dспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450, вычисляемой посредством численного интегрирования функции R( способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 ), исходя из правил ее дискретизации согласно ДПФ, т.е.

T st N, N 0,1.N-1,

N объем стандартного блока машинной памяти, N 1024, 2048

способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450k=2способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450fk=2способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450k, k=0,1.способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450,

способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 st способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 m; m способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 +1.N-1;

способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450kспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450=2способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450, окончательно

способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 20364502k способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450Rспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450,

Ak=способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450;

критериальный признак положительного исхода, заключающийся в том, что в процессе фильтрации для повышения точности выделения гармонических составляющих добиваются реализации краевого условияRспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450(способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450)|способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 при принятых уровнях затухания способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 0,05, 0,1 к концу цикловых этапов фильтрации, при этом первый цикл фильтрации формируют путем

Rспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450( способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 ) R*способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450( способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 ), где Ryy(способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 ) исходная корреляционная функция;

R*способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450(способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 ) расчетная корреляционная функция, в которой коэффициенты при гармониках

(способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450*k)2 способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450Ryy(способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450)cosспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450кспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450dспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450, второй цикл фильтрации реализуют путем

Rспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450(способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450) Rспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 *(способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450), где Rспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 *(способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450) расчетная корреляционная функция, в которой коэффициенты при гармониках

(способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450*k*) способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450Rспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450(способ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450)cosспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450кспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450dспособ измерения случайных вибронагрузок на двигателях   силовой установки самолета, патент № 2036450 и так до получения краевого условия.

При помощи предлагаемого способа можно измерять вибрационные нагрузки на каждом из двигателей многодвигательной силовой установки без останова запуска двигателя в полете, на котором производится замер. Это позволяет увеличить надежность силовой установки в работе и проверить опытный двигатель на совместимость в составе многодвигательной силовой установки. Кроме того, повышается точность и достоверность измерений вибрационных нагрузок.

Класс G01M7/00 Испытание конструкций или сооружений на вибрацию, на ударные нагрузки

способ организации защиты систем вибрационного контроля от ложных срабатываний и комплекс для его осуществления -  патент 2527321 (27.08.2014)
стенд для исследования и выбора параметров вибрационного конвейера с увеличенной производительностью -  патент 2524274 (27.07.2014)
стенд ударный маятниковый для испытания защитных устройств транспортного средства -  патент 2523728 (20.07.2014)
устройство для формирования ударно-волнового импульса -  патент 2522797 (20.07.2014)
способ контроля физического состояния железобетонных опор со стрежневой напрягаемой арматурой -  патент 2521748 (10.07.2014)
способ испытания устройств ударного действия и стенд для его реализации -  патент 2521718 (10.07.2014)
устройство для удержания и сброса объекта -  патент 2517794 (27.05.2014)
способ вибродиагностики механизмов по характеристической функции вибрации -  патент 2517772 (27.05.2014)
способ восстановления несущей способности трубопровода -  патент 2516766 (20.05.2014)
маятниковый низкочастотный вибростенд -  патент 2515353 (10.05.2014)
Наверх