способ определения пятна контакта зубчатой передачи

Классы МПК:G01B5/20 для измерения контуров или кривых
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Научно-исследовательский институт автоматизированных средств производства и контроля
Приоритеты:
подача заявки:
1991-02-12
публикация патента:

Использование: в машиностроении для контроля пятна контакта в зубчатых передачах. Цель - повышение точности контроля за счет необратимости тепловой картины жидкокристаллического термоиндикатора. Сущность изобретения: в качестве жидкокристаллического термоиндикатора на полимерной пленке используют гистерезисный термоиндикатор. Положительный эффект: необратимость терморельефа позволяет точно количественно и качественно оценить пятно контакта, получая сертификат качества зацепления.

Формула изобретения

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЯТНА КОНТАКТА ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ, заключающийся в том, что на рабочую поверхность зубьев колеса наносят жидкокристаллический термоиндикатор на полимерной пленке, шестерню нагревают, обкатывают колесо с шестерней при легком притормаживании и по изменению термоиндикатора в местах контакта зубьев определяют пятно контакта, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля за счет необратимости тепловой картины жидкокристаллического термоиндикатора, в качестве последнего используют гистерезисный термоиндикатор.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам контроля пятна контакта в зубчатых передачах.

Известен способ определения суммарного пятна контакта зубьев в зубчатой передаче, заключающийся в том, что зубья одного из контролируемых колес покрывают тонким слоем термоиндикаторной краски, вводят колеса в зацепление между собой, приводят их во вращение и пропускают через зацепление колес электрический ток, после чего по полученному терморельефу на краске определяют пятно контакта [1]

Недостатками этого способа являются большая трудоемкость нанесения равномерного слоя термоиндикаторного красителя, а также низкая производительность из-за необходимости многократного нанесения на зубья краски ввиду ее истирания.

Наиболее близким к предлагаемому является способ определения пятна контакта зубчатой передачи, заключающийся в том, что на рабочую поверхность зубьев колеса наносят вещество-информатор в виде жидкокристаллического термоиндикатора на полимерной пленке, а шестерню нагревают, затем обкатывают колесо с шестерней при легком притормаживании и по изменению цвета жидкокристаллического термоиндикатора в местах контакта зубьев определяют пятно контакта [2]

Этот способ является достаточно точным и ввиду обратимости тепловой картины обычных (энантиохромных и монохромных) жидкокристаллических термоиндикаторов производительным, однако он не позволяет получить постоянное пятно контакта в натуральном виде, что бывает необходимо для подтверждения качества зацепления. Кроме того, для повышения точности контроля необходимо определять не только форму и положение пятна контакта, но и его относительные размеры в процентах по длине и высоте зуба, что невозможно ввиду обратимости тепловой картины монохромных и энантиохромных (обратимых) жидкокристаллических термоиндикаторов.

Целью изобретения является повышение точности контроля за счет необратимости тепловой картины жидкокристал- лического термоиндикатора и получения контрольного документа качества зацепления.

Цель достигается тем, что в способе определения пятна контакта зубчатой передачи, заключающемся в том, что на рабочую поверхность зубьев колеса наносят жидкокристаллический термоиндикатор на полимерной пленке, шестерню нагревают, затем обкатывают колесо с шестерней при легком притормаживании и по изменению цвета термоиндикатора в местах контакта зубьев определяют пятно контакта, в качестве жидкокристаллического термоиндикатора на полимерной пленке используют гистерезисный, обладающий свойством "запоминания" изменения цвета при пороговых температурах.

Предлагаемый способ контроля пятна контакта зубчатой передачи осуществляют следующим образом.

Из гистерезисной термоиндикаторной пленки вырезают полосу, соответствующую развертке боковой поверхности шестерни. На полимерную пленку полосы гистерезисного термоиндикатора наносят невысыхающее клеевое покрытие. Полосу поворачивают клейкой стороной к эталонному колесу и прокаткой между холодными колесом и шестерней наносят на боковую поверхность колеса. Затем шестерню нагревают до пороговой температуры, соответствующей цветовому переходу в выбранном гистерезисном термоиндикаторе. Зубья колеса и сопрягаемой шестерни вводят в зацепление и медленно обкатывают на обкатном станке при легком торможении и по изменению цвета пленки в местах контакта с зубьями шестерни определяют пятно контакта. Полученный терморельеф необратим и четко фиксирует пятно контакта. Такой пленочный гистерезисный термоиндикатор с пятнами контакта легко снимается с колеса и может храниться как сертификат качества зацепления данной зубчатой пары.

Использование предлагаемого способа по сравнению с прототипом дает возможность более точного количественного и качественного контроля пятна контакта зубчатых передач и позволяет зафиксировать пятно контакта в натуральном виде.

Класс G01B5/20 для измерения контуров или кривых

способ измерения деформации валов -  патент 2528557 (20.09.2014)
способ определения координат точек поверхности в трехмерной системе координат -  патент 2515200 (10.05.2014)
способ измерения формы листьев у древесных растений -  патент 2477039 (10.03.2013)
способ контроля геометрических параметров заготовки лопаток газотурбинных двигателей и устройство для его осуществления -  патент 2466350 (10.11.2012)
способ контроля формы поршней и устройство для его осуществления -  патент 2403535 (10.11.2010)
способ контроля геометрии рельса -  патент 2394206 (10.07.2010)
устройство для контроля искривления технологических каналов ядерного реактора -  патент 2361173 (10.07.2009)
способ измерения поверхности изделия -  патент 2336492 (20.10.2008)
устройство для измерения линейных размеров колесных пар -  патент 2319925 (20.03.2008)
способ балансировки аэродинамики лопаточного колеса -  патент 2301966 (27.06.2007)
Наверх